Различие между «Бизнес-планом» и «Планом стратегического развития»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:52, реферат

Описание работы

Для эффективного функционирования собственного предприятия необходимо точно знать свои потребности на перспективу во всех ресурсах: материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых. Важно предусмотреть источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе функционирования предприятия. Обширный опыт зарубежных и российских предприятий доказывает, что недооценка планирования предпринимательской деятельности или его некомпетентное осуществление приводят к огромным экономическим потерям.

Файлы: 1 файл

Реферат..docx

— 43.57 Кб (Скачать файл)

Различие между  «Бизнес-планом» и «Планом стратегического  развития»

Введение

При всем многообразии форм бизнеса  существуют основы, обязательные практически  для всех областей коммерческой деятельности, опора на которые необходима для  своевременной подготовки к потенциальным  трудностям и снижения риска предпринимательства.

Для эффективного функционирования собственного предприятия необходимо точно знать  свои потребности на перспективу  во всех ресурсах: материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых. Важно предусмотреть источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе функционирования предприятия. Обширный опыт зарубежных и российских предприятий доказывает, что недооценка планирования предпринимательской деятельности или его некомпетентное осуществление приводят к огромным экономическим потерям.

Планирование бизнеса обеспечивает немало выгод. Оно, в частности:

-        побуждает тщательно изучить перспективы развития бизнеса;

-        заставляет точно определить цели бизнеса и пути их достижения;

-        позволяет обеспечить четкую координацию всех усилий по достижению поставленных целей;

-        определяет ключевые показатели бизнеса, необходимые для последующей оценки и контроля результатов;

-        делает предприятие намного более подготовленным к внезапным изменениям рыночной ситуации.

Планирование деятельности  способствует решению главной задачи любого бизнеса –  достижение максимума прибыли при минимуме затрат – определяя наиболее выгодные источники финансирования и рациональные направления расходования средств, обеспечивая устойчивое положение предприятия на рынке. Планомерная разработка стратегии и тактики производственно-хозяйственной деятельности предприятия является важнейшей задачей для любого бизнеса.

Виды планирования можно квалифицировать  по ряду признаков:

-       временной горизонт (различают краткосрочное планирование (менее 1 года), среднесрочное (от 1 до 5 лет) и долгосрочное планирование (более 5 лет)); приведенные сроки планирования неоднозначны и зависят от качества прогнозов, от объекта планирования, от планирующего предприятия и от отрасли;

-       функциональная направленность: планирование сбыта, планирование производства, планирование хранения, планирование снабжения, планирование денежных потоков, инвестиционное планирование;

-       иерархия планирования (цели, на которые направлено планирование); в ней выделяют три уровня:

-   стратегическое планирование;

-   тактическое, или бизнес-планирование;

-   оперативное планирование (бюджетирование, текущее планирование).

Как видим, одним из основных видов  планирования бизнеса является составление  бизнес-плана.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Определение и цели бизнес плана

 

Каждый современный предприниматель, более-менее знакомый с рыночной экономикой, стремясь сделать свой бизнес прибыльнее, должен не просто осознавать потребность в ресурсах (денежных, материальных, трудовых и т.д.), но и  уметь спланировать их эффективное  использование в процессе своей  деятельности. Чтобы избежать трудностей и исключить крах на рынке товаров  и услуг, нужно руководствоваться  определенными ключевыми положениями, применимыми ко всем сферам коммерческой деятельности. Известно, что не каждый предприниматель смог добиться успеха в бизнесе. Причины неудач различны. К примеру, отсутствие информации у  предпринимателя о положении  его конкурентов, неадекватная оценка собственных средств и возможностей и т.д. Избежать этого в большинстве  случаев поможет четкое и эффективное  планирование. К тому же, хорошо обоснованный план деятельности, имеющий аргументированные  предложения для инвесторов, поможет  с привлечением сторонних средств  – инвестиций. Для реализации этих и других целей составляется бизнес-план. Что же такое бизнес план, и каковы его цели и задачи? Сначала об истории бизнес-плана в нашей стране.  
Впервые в России бизнес-план был составлен в начале 90х годов. Это не значит, что до того момента на предприятиях нашей страны не существовало планирования. Оно осуществлялось в других формах. В течение нескольких лет бизнес-план был необязательным, даже удивительным новшеством. Позднее, в середине 90х, обязательность его составления была впервые закреплена Правительством г.Москвы в форме рекомендации. 
Будучи созданным как для внутренних целей (связанных с организацией внутри предприятия), так и для внешних (связанных с привлечением сторонних средств), корректно составленный бизнес-план поможет предприятию четко обозначить свои позиции на рынке, расти и увеличивать прибыль.  
 Бизнес-план, с одной стороны, - это постоянный документ, а, с другой, - систематически корректируемый и дополняемый. Необходимость внесения изменений связана с колебаниями, происходящими в рыночной экономике, на рынке товаров и услуг, внутри самого предприятия. Бизнес-план - один из эффективнейших рабочих инструментов, созданных для управления предприятием. Он концентрирует в себе весь процесс функционирования бизнеса и показывает, как предприниматели намерены достичь поставленных целей. 
 
Бизнес-план может быть составлен для решения следующих задач: 
 

  • определение стратегии функционирования предприятия и объяснения ее экономической целесообразности;
  • отбор рабочего персонала предприятия (те самые трудовые ресурсы, обозначенные в начале);
  • определение источников финансирования (денежные ресурсы);
  • расчет предположительных результатов деятельности предприятия (прибыль, доходы на капитал и т.д.);
  • реализация инвестиционного проекта.

 
  Данные задачи, являются основными. Несомненно, у предприятия существуют, и могут быть и другие задачи. Мнения по этому поводу небеспричинно расходятся, но бесспорно одно: для эффективной деятельности предприятия все задачи должны реализовываться во взаимодействии друг с другом. 
 Методика и тактика разработки бизнес-плана различны. Одни предприятия разрабатывают свой бизнес-план самостоятельно, придерживаясь определенных рекомендаций, другие пользуются помощью специальных фирм и агентов. Но при этом каждое предприятие уделяет в бизнес-плане особое внимание определенному кругу наиболее значимых вопросов, связанных со спецификой деятельности. Бизнес-план может охватывать коммерческую деятельность индивидуального предпринимателя, предприятия (фирмы) или даже группы предприятий. 
 На сегодняшний день, бизнес-план составляется в большинстве своем для привлечения инвесторов и кредиторов. Поэтому он должен быть составлен в простой и доступной форме, чтобы заинтересованное лицо могло четко представить всю сущность коммерческой деятельности и условия своего участия в ней.

 

 

  1. Функции (типы) «Бизнес планов» в современной практике хозяйствования

 

Практика планирования выделяет несколько типов бизнес-планов. Каждый тип бизнес-плана имеет свои особенности. В России выделяют 4 типа бизнес-планов:

1.  Внутренний бизнес-план субъекта хозяйствования.

2.  Бизнес-план для получения кредитов, с целью пополнения оборотных средств.

3. Инвестиционный бизнес-план.

4.  Бизнес-план финансового оздоровления (санации). Внутренний бизнес-план не имеет особых внешних требований. Напротив, внутренний бизнес-план должен быть приспособлен, адаптирован к внутренней системе учета и планирования.

 Система внутреннего планирования должна быть оптимальной. В состав плановых показателей должны включаться только показатели, которыми можно и нужно управлять. Громоздкость системы планирования снижает ее эффективность.

Системность планирования предусматривает  охват всего цикла заготовки материальных ресурсов, производства, реализации продукции.

 


  1. Структура Бизнес-плана

Структура бизнес-плана инвестиционного  проекта не регламентирована законодательством, поэтому каждая фирма разрабатывает собственные подходы и структуру бизнес-плана, которые будут зависеть от характера бизнеса, основных целей составления бизнес-плана и предъявляемых к нему требований.

Так, например, бизнес-план производственного  предприятия будет отличаться от бизнес-плана торговой структуры  или предприятия сферы услуг.

Разница в масштабах предприятия  существенно влияет на требования к  бизнес-плану в части объема информации и уровня ее детализации, однако структура бизнес-плана от этого никак не зависит.

Структура бизнес-плана, или его основные разделы, одинаковы и для обоих вариантов представления бизнес-плана - кратком резюме или развернутом и всестороннем варианте. Разница между ними только в объеме информации - резюме, в отличие от полного варианта содержит только основную информацию и выводы.

Структура бизнес-плана зависит  от цели его написания, того, для чего он предназначен - для получения кредита, привлечения инвестора, предварительной оценки инвестиционного проекта, или внутрифирменного.

Типовая структура бизнес-плана  инвестиционного проекта содержит следующие разделы:

1. Титульная страница - содержит название компании, ее юридический и фактический адреса, телефоны, e-mail и адрес сайта (если есть), наименование и полные реквизиты собственников компании, наименование и очень кратко (одним предложением) - суть проекта, информацию о исполнителях проекта и дату его составления.

2. Резюме проекта - представляет собой основные положения, суть, "выжимки" из проекта, его основные выводы. Цель резюме - заинтересовать инвестора и заставить его подробнее ознакомиться с содержанием бизнес-плана. Объем резюме обычно составляет 2-3 страницы текста, который должен быть составлен простыми словами без использования терминологии и простыми приложениями. Оно должно показать инвестору выгодность и перспективность вложений в представляемый инвестиционный проект.

3. Описание компании - содержит информацию о компании, которая предлагает данный инвестиционный проект, ее полные реквизиты, информацию о учредителях и их реквизиты, цели компании, сведения о руководстве, историю компании, достижения, организационную структуру, основные продукты, и место компании на рынке.

4. Описание продукта или  услуги - включает информацию о продукте или услуге, его основных характеристиках, основных потребителях, потребительских свойствах товара, отличиях от существующих аналогов, информацию патентах и лицензиях.

5. Маркетинговый анализ - содержит информацию о имеющихся на рынке товарах, продукции конкурентов, сравнение характеристик и потребительских качеств товаров конкурентов и предлагаемого продукта, информацию о наименовании конкурентов и их реквизиты, цены конкурентов и их стратегию продвижения товаров.

Маркетинговый анализ - самый  первый и важный этап в написании  бизнес-плана. Важнейшим разделом в  маркетинговом анализе является определение объемов рынка сбыта продукции, доли рынка конкурентов, определение мотивации покупателей к принятию решения о покупке.

Основной задачей данного  раздела является дать ответ на вопросы - сколько и какого товара требует  рынок, по какой цене и почему именно его готовы покупать потребители. В  этом разделе также должен быть приведен анализ состояния и тенденций  развития отрасли, средняя прибыльность и объемы производства предприятий  отрасли, степень развития конкуренции  и барьеры вхождения в нее.

6. Стратегия продвижения  товара - здесь основным является определение рыночной ниши, т.е. того, какой именно и для каких категорий потребителей предназначен товар, количественный и качественный анализ потребителей, где они расположены, какими именно методами и каналами сбыта предлагается реализовывать товар или услугу. Приводится информация о стратегии рекламирования продукта или услуги, затратах на маркетинг, ценообразовании, политике при работе с покупателями. Этот раздел бизнес-плана часто является его самым слабым местом.

7. Производство - в случае, если это производственное предприятие, данный раздел включает информацию о выбранной технологии производства, мотивации ее выбора, описание основных технологических процессов предприятия, схему его работы, расстановку оборудования. Если предполагается реконструкция или строительство, то приводится описание технических решений и расчеты затрат на реконструкцию или строительство.

В разделе приводятся расчеты  потребности в материалах и сырье  на производство продукции, затраты  на их закупку, анализ поставщиков, затраты  на обслуживание и плановые ремонты  оборудования. В случае, если специфика  производства того требует, приводится информация о необходимости приобретения лицензий и прочих разрешений, требования по технике безопасности труда.

В случае, если это торговое или обслуживающее предприятие, раздел включает значительно больший  объем информации о поставщиках, их оценке и выборе, потребностях в  конкретных товарах и их группах, методах закупки, потребностях в  складских и торговых помещениях, их географическом местоположении и  наличии спроса на предлагаемые товары в каждой торговой точке и по каждому  товару. По поставщикам также приводится информация о их местонахождении, дается их краткая характеристика и приводятся реквизиты.

Информация о работе Различие между «Бизнес-планом» и «Планом стратегического развития»