Роль бизнес-планирования при создании малого предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 10:48, реферат

Описание работы

Правильно составленный бизнес-план показывает перспективу развития фирмы, то есть, в конечном счёте, отвечает на самый главный для бизнесмена вопрос - стоит ли вкладывать деньги в это дело и принесёт ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств. Поэтому важным моментом при составлении бизнес-плана является степень участия в этом процессе самого предпринимателя.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность и значение бизнес-плана для создания нового бизнеса….4
2. Роль и значение бизнес-планирования для малого бизнеса………...11
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы……………………………...……………19

Файлы: 1 файл

Контрольная бизнес-планирование Веряскина.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ»

(ИНЭКА)

 

Кафедра финансов и бухгалтерского учета

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: «Бизнес-планирование»

 

На тему: «Роль бизнес-плана при создании  малого предприятия»

 

 

                                                                     

 

       Выполнила: 

       студентка  ЗФ гр.4252-в

       Веряскина Е.Ю.

       зач.кн.№ 4110139

       Проверил:

                                                                                        доцент каф. ФиБУ

   Муллина Л.Р.

 

 

 

Набережные  Челны, 2012г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Сущность и значение бизнес-плана для создания нового бизнеса….4
  2. Роль и значение бизнес-планирования для малого бизнеса………...11

Заключение……………………………………………………………………….18

Список использованной литературы……………………………...……………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  выбранной темы обусловлена тем, что каждый предприниматель сферы  малого бизнеса, как начинающий, так  и функционирующий, должен не только ясно представлять себе потребность  на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах и источники их получения, но и уметь чётко рассчитать эффективность использования этих ресурсов в процессе производственно-хозяйственной деятельности фирмы. Невозможно добиться стабильного успеха в малом бизнесе без чёткого планирования своей деятельности, постоянного сбора и анализа информации как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

Правильно составленный бизнес-план показывает перспективу  развития фирмы, то есть, в конечном счёте, отвечает на самый главный для бизнесмена вопрос - стоит ли вкладывать деньги в это дело и принесёт ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств. Поэтому важным моментом при составлении бизнес-плана является степень участия в этом процессе самого предпринимателя. Потребность в подготовке бизнес-плана чётко прослеживается при решении таких актуальных задач деятельности фирмы, как: подготовка заявок существующих и вновь создаваемых частных и акционерных фирм на получение кредитов, открытие нового дела и определение профиля будущей фирмы и основных направлений её коммерческой деятельности, перепрофилирование существующей фирмы и выбор новых направлений и способов осуществления её деятельности, получение государственных и муниципальных дотаций.

Структура бизнес-плана  и его детализация определяются спецификой объекта, сферой деятельности, организационным состоянием, размерами  предполагаемого рынка, наличием конкурентов  и перспективами роста.

 

1. Сущность и значение бизнес-плана для создания нового бизнеса

Первоначально дадим определение бизнес-плану. В литературе встречаются различные  подходы к данному понятию, но в целом все они имеют одинаковый смысл. Обобщив результаты анализа  литературных источников можно сказать, что бизнес-план, как один из наиболее распространенных в настоящее время видов планов, представляет собой:

  • рабочий инструмент предпринимателя для организации своей работы;
  • развернутую программу (рационально организованных мер, действий) осуществления бизнес-проекта, предусматривающую оценку расходов и доходов;
  • документ, характеризующий основные стороны деятельности и развития предприятия;
  • результат исследования и обоснования конкретного направления деятельности фирмы на определенном рынке

Более систематизированное  толкование понятия "бизнес-план" приводит в своей книге Н.Д. Стрекалова. Рассмотрим данные определения подробнее:

1. Бизнес-план - это письменный документ, который представляет собой стратегический план создания и/или развития бизнеса компании. Он отражает текущее состояние, цели и стратегию их достижения, предполагаемые потребности и ожидаемые результаты развития бизнеса компании.

2. Бизнес-план - это основной документ инвестиционного проекта, предоставляемый инвестору, в котором в краткой форме и общепринятой последовательности излагаются суть, основные характеристики, финансовые результаты и экономическая эффективность проекта.

В первом определении  Н.Д. Стрекалова толкует бизнес-план как результат регулярного планирования деятельности компании, во втором случае как результат единовременного планирования для решения конкретной бизнес-задачи. На наш взгляд оба определения верны и более полно отражают суть бизнес-плана.

Итак, мы выяснили, что бизнес-план относится к стратегическим планам предприятия (в соответствии с первым определением Н.Д.Стрекаловой) и позволяет детально разработать бизнес-проекты и оценить перспективы ведения бизнеса. Основное назначение бизнес-плана и состав его элементов представлен на рис.1.1.

Рис. 1.1. Назначение бизнес-плана и его основные элементы

Составлению бизнес-плана предшествуют следующие работы:

  • анализ и оценка текущего состояния предприятия;
  • анализ потребностей и проблем рынка (потребители, посредники, конкуренты, поставщики, положение предприятия на рынке);
  • анализ влияния на предпринимательскую деятельность состояния отрасли, к которой принадлежит предприятие, факторов макросреды предприятия (экономических, политических, демографических, научно-технических, природных, культурных);
  • определение основных направлений и формулирование количественно обоснованных целей деятельности предприятия на расчётный период;
  • разработка планов действий, обеспечивающих составлению бизнес-плана этапов является выбор сферы предпринимательства и определение её границ. Проблема рационального выбора осложняется тем, что сфер (или направлений) предпринимательской деятельности довольно много, так же как и критериев оценки их эффективности.[6]

Процесс бизнес-планирования от возникновения экономического замысла  до получения и распределения  прибыли между его участниками  представлен на рис. 1.2.

Рис. 1.2. Процесс  бизнес планирования

Весь процесс  планирования в организации можно  разделить на две основные стадии: разработка стратегии деятельности организации (стратегическое планирование) и определение тактики (оперативное, или тактическое планирование).

В наши дни стратегическое планирование - важнейшая предпосылка  успешного выживания малого бизнеса. Известно, что не существует единой и "абсолютно правильной" модели поведения для всех форм бизнеса. Стратегия, в целом, строится на основополагающих принципах теории и практики деловой стратегии, несет отпечаток личности самого предпринимателя.

Стратегическое  планирование - управленческий процесс  создания и поддержания стратегического  соответствия между целями предприятия, его потенциальными возможностями и ситуацией на рынке, а также прогнозирования финансовой деятельности предприятия на длительный период. Ответственность за разработку несет руководство организации, поскольку стратегическое планирование требует высокой ответственности и масштабного охвата всей деятельности персонала.

Тактическое планирование так распределяет и управляет  всеми ресурсами организации, чтобы  обеспечить максимально полное достижение стратегических целей. Оно обычно охватывает краткосрочный, среднесрочный и частично долгосрочный периоды.

Порядок планирования:

1.Разрабатывается  миссия организации.

2.Исходя из  миссии, разрабатываются стратегические  ориентиры или направления деятельности (эти ориентиры часто называют  качественными целями).

3.Производится  оценка и анализ внешней и внутренней среды организации.

4.Определяются  стратегические альтернативы.

Рис. 1.3. Комплексный  характер планирования на предприятии

5.Выбор конкретной  стратегии или пути достижения  цели.

6.После установления  цели и выбора альтернативных путей ее достижения (стратегии) основными компонентами формального планирования являются:

6.1.Тактика. Тактические планы разрабатываются на основе выбранной стратегии, они рассчитаны на более короткий период времени (текущий момент), разрабатываются менеджерами среднего звена, результат такого планирования появляется быстро, и его легко соотнести с конкретными действиями работников;

6.2.Политика, или  обще руководство для действий  и принятия решений, которое  облегчает достижение целей;

6.3.Процедуры, или описание действий, которые следует предпринимать в конкретной ситуации;

6.4.Правила, или что должно быть сделано в каждой конкретной ситуации.[1]

План как  итог планирования для исполнителей является директивным документом и  должен включать как обязательные, так и рекомендательные показатели, причем с увеличением сроков планирования число индикативных (рекомендательных) показателей растет. Это связано с тем, что при долгосрочном планировании результат не может быть определен абсолютно точно, так как он зависит от изменения условий хозяйствования и имеет вероятностный характер. Планироваться могут конкретные мероприятия, товары, услуги и работы, а также структуры, технологии и процедуры. Например, планирование расширения организации, планирование более совершенного техпроцесса или планирование вывода товара на рынок.

Бизнес-планирование является составляющей стратегического  планирования - это определение цели развития управляемого объекта, методов  и средств её достижения, разработка программы, плана действия на ближайшую и будущую перспективу.

Цель стратегического  планирования - выявить наиболее перспективные  направления деятельности организации (фирмы), которые обеспечат ее рост и процветание. В основе разработки стратегических планов лежит анализ перспектив развития компании с учетом предполагаемых тенденций изменения внешней среды.[3]

Стратегическое  планирование включает три этапа.

Этап 1. Стратегический анализ (включает анализ внешней окружающей среды и анализ ресурсного потенциал  объекта).

Этап 2. Целеполагание - определение миссии, целей и задач развития планируемого объекта.

Этап 3. Стратегический выбор (включает разработку базовой  и функциональных стратегий).

На стратегический выбор, осуществляемый руководителями фирмы, воздействуют разнообразные  факторы, например риск, учет опыта применения разных стратегий в прошлом, реакция на пожелания владельцев фирмы, учет фактора времени.[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Роль и значение бизнес-планирования для малого бизнеса

Вне зависимости  от сектора экономики, предпринимательская деятельность требует составления грамотного бизнес-плана. Такой документ составляется с целью планирования и эффективного управления бизнесом и является одним из основных инструментов менеджмента предприятия.

Разработка  бизнес-плана требует анализа  многих аспектов и является процессом трудоемким и ресурсозатратным, но, не смотря на это, разработка бизнес-плана необходима как для большого, так и для малого предпринимательства. Целесообразность вложения денежных средств должна быть просчитана и обоснована.

Бизнес-план для  малого бизнеса предусматривает решение таких стоящих перед предприятием вопросов, как оценка его текущего состояния, выявление сильных и слабых сторон предпринимательской деятельности, формулирование целей деятельности на планируемый период.

Успех в мире малого и среднего бизнеса решающим образом зависит от трёх элементов:

Понимание общего состояния дел на данный момент;

Представление того уровня, который вы собираетесь достичь;

Планирование процесса перехода из одного состояния в другое.

Бизнес-план позволяет решить эти проблемы. Проработанный бизнес-план представляет собой рабочий инструмент, с помощью которого осуществляются управление предприятием и контроль за его деятельностью. Он эффективно помогает предприятиям малого и среднего бизнеса в реализации конкретной производственной, маркетинговой, технической, финансовой, кадровой политики, в выявлении и устранении недостатков в управлении и сбоев. Бизнес-план является не только внутренним документом предприятия, он используется также при установлении или расширении контактов с партнерами:

  • посредниками в реализации продукции предприятия;
  • ·поставщиками сырья, материалов, топлива, оборудования;
  • возможными спонсорами.

Информация о работе Роль бизнес-планирования при создании малого предприятия