Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 13:26, статья
Руководство и собственники кредитных организаций уделяют все более пристальное внимание управлению операционными рисками (ОР). Несмотря на безусловную очевидность существования подобных рисков и необходимость управления ими специалисты не всегда имеют четкое и исчерпывающее представление © методах комплексной и эффективной реализации данного процесса. В рамках настоящей статьи мы рассмотрим основные подходы и принципы внедрения системы управления операционными рисками.
Мониторинг и контроль минимизации ОР
Мониторинг проводят с установленной периодичностью путем наблюдения, т.е. операционному риску (группе операционных рисков) присваивается статус: «устранен», «минимизирован», «принят», «передан сторонним организациям», «в работе». Необходимо фиксировать, каким образом был минимизирован тот или иной операционный риск.
Существует несколько
■ На основании анализа индикаторов операционного риска. Отметим, что в некоторых случаях внедрение учетной системы ключевых индикаторов риска требует значительных затрат, при этом получаемый эффект остается «непрозрачным» в денежном выражении.
■ На основании отчетов руководителя рабочей группы о ходе выполнения того или иного проекта.
■ На основании повторного выявления операционных рисков.
■ На основании данных системы
административного контроля (результаты
выполнения задач, зафиксированных
в письменной или электронной
форме в контрольных карточках)
По мнению авторов, наиболее сложным моментом в мониторинге процесса минимизации ОР является определение качества выполняемых работ. Этот вопрос можно решить путем повышения компетентности риск-менеджеров в той или иной профессиональной области, а также с помощью сторонних экспертов (дорогой вариант решения) либо путем проведения опроса внутренних потребителей услуг.
Система управления операционными рисками может быть представлена следующими отчетами:
■ отчеты, рекомендуемые ЦБ РФ;
■ отчет об операционных рисках, выявленных за определенный период (и вероятности их реализации); отметим, что большинство внутренних заказчиков интересует не математический расчет вероятности реализации риска (особенно в условиях кризиса), а конкретные меры по его предотвращению;
■ отчет по ключевым индикаторам риска (план-факт-анализ КИР);
■ отчет о технологическом отличии (превосходстве / отставании) от лидирующих кредитных организаций в части операционного риска;
■ отчет об операционных рисках корпоративного уровня и уровня бизнес-единиц;
■ карта рисков.
Анализ СУОР
Дополнительной полезной работой является регулярный анализ СУОР. Данный анализ можно проводить на основании методики, изложенной в письме Банка России от 23 марта 2007 г. №26-Т «О Методических рекомендациях по проведению проверки системы управления банковскими рисками в кредитной организации (ее филиале)». Результаты анализа дают представление © недостатках системы и позволяют определить приоритеты ее развития.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ, ОТВЕЧАЮЩЕГО ЗА ОР
В зависимости от величины кредитной организации, количества бизнес-процессов, широты продуктового ряда, наличия тех или иных систем управления численность подразделения по операционным рискам может варьироваться:
■ в небольших кредитных организациях — один сотрудник в каждом филиале (дополнительный функционал для сотрудника); качество управления рисками не будет высоким и может «иметь уклон» в профессиональную деятельность ответственного лица;
■ в средних кредитных
■ в больших кредитных организаци
Организационная структура подразделения по операционным рискам головного офиса может быть представлена следующими отделами:
■ отдел операционных рисков;
■ отдел по борьбе с мошенничеством;
■ отдел информационных рисков;
■ отдел оптимизации бизнес-
■ отдел методологии.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ ОР
В качестве автоматизированного
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной статье мы не только рассмотрели структуру СУОР, но и попытались ответить на вопрос, как выстроить СУОР. Наличие в кредитной организации действующей системы управления операционными рисками обеспечивает эффективную работу риск-менеджеров, позволяет соответствовать ожиданиям внутреннего заказчика и требованиям законодательства.
Безусловно, внедрение СУОР — это сложный, продолжительный, отчасти творческий процесс. Изложенные в статье тезисы не являются догмой или прямым указанием к действию. В качестве одной из важнейших характеристик системы управления операционными рисками следует указать ее гибкость, способность принимать ту или иную конфигурацию в зависимости от поставленных задач и потребностей внутреннего заказчика и эффективно дополнять корпоративную систему управления кредитной организации.
Надеемся, что данная статья будет полезной как для начинающих риск-менеджеров, так и для опытных специалистов.
Автор: Голубов А.П.
начальник отдела оценки операционного риска департамента риск-менеджмента ОАО «Русь-Банк», член института внутренних аудиторов.
Придатко Г.В.
ведущий экономист отдела оценки операционного риска департамента риск-менеджмента ОАО «Русь-Банк»
Статья
из журнала «Управление
Информация о работе Система управления операционными рисками в кредитной организации