Системное моделирование деятельности суши-бара «Сушинка»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 09:59, курсовая работа

Описание работы

Любое современное предприятие является сложной системой, его деятельность включает в себя исполнение десятков тысяч взаимовлияющих функций и операций. Человек не в состоянии понимать, как такая система функционирует в деталях - это выходит за границы его возможностей. Поэтому главная идея создания моделей «as is» (как есть) и «as to be» (как должно быть) - понять, что делает (будет делать) рассматриваемое предприятие и как оно функционирует (будет функционировать) для достижения своих целей.
Цель данной работы - создать функциональную модель, имитирующую деятельность и структуру функционирования суши-бара «Сушинка».

Файлы: 1 файл

системное моделирование.docx

— 247.22 Кб (Скачать файл)

- принять заказ;

- сделать предрасчет;

- передать повару предчек.

В данной модели присутствует соединение типа асинхронное «И», которое означает, что все предшествующие процессы должны быть завершены, чтобы запустить все последующие.

Следующий процесс разбиения диаграммы «Выдача заказа» представлен на рисунке 7.

Рисунок 7 – Диаграмма разбиения процесса «Выдача заказа»

 

2.2 Анализ  модели «Обслуживание клиента».

Механизм вычисления расходов на основе выполняемых действий (Activity-Based Costing, ABC) - это технология, применяемая для оценки затрат и используемых ресурсов. Она помогает распознать и выделить наиболее дорогостоящие операции для дальнейшего анализа[5]

 Обычно ABC применяется  для того, чтобы понять происхождение  выходных затрат и облегчить выбор нужной модели работ при реорганизации деятельности предприятия[5].

С помощью ABC можно решить  задачи:

-определение действительной  стоимости производства продукта,

-определение действительной  стоимости поддержки клиента,

-идентификация работ, которые  стоят больше всего (те, которые  должны быть улучшены в первую очередь)

-определение и анализ  основных затрат в разрезе  бизнес-процессов;

-сравнительный анализ  альтернативных вариантов бизнес-процессов  производства, сбыта и управления  полученных в ходе оптимизации  бизнес-процессов;

-оптимизация бизнес-процессов  по временным и стоимостным  показателям, потребности в ресурсах;

-определение и анализ  основных затрат в разрезе  структурных подразделений компании;

-сформировать бюджеты  структурных подразделений компании.

В основе применения метода АВС лежит создание моделей бизнес-процессов и компании в целом. Проведение анализа модели позволяет получить большой объем структурированной информации (стоимостных и временных показателей, показателей трудоемкости и трудозатрат) по всем видам деятельности компании для анализа и оптимизации бизнес-процессов и структуры компании, а также для принятия управляющих решений по повышению эффективности и конкурентоспособности компании.

ABC-анализ может проводиться  только тогда, когда модель работы  последовательная (следует синтаксическим правилам IDEF0), корректная (отражает бизнес), полная (охватывает всю рассматриваемую область) и стабильная (проходит цикл экспертизы без изменений), другими словами, когда создание модели работы закончено[5].

ABC включает следующие  основные понятия:

Объект затрат — причина, по которой работа выполняется, обычно основной выход работы. Стоимость работ есть суммарная стоимость объектов затрат;

Двигатель затрат — характеристики входов и управлений работы, которые влияют на то, как выполняется и как долго длится работа;[5]

Основным объектом внимания является получение заказа, то ABC анализ касается именно этого процесса.

Процесс приема заказа недостаточно оптимизирован, если в наличии нет каких-либо ингредиентов для рецепта, это тормозит повара. И если он не может сделать заказ целиком, официанту приходится лишний раз подходить к клиенту, чтобы сообщить, что какое-то блюдо приготовить в данный момент нельзя, а это, в свою очередь, раздражает клиента. В итоге теряется много времени.

Решением проблемы станет усовершенствование процесса приема заказа тем, что официанту заранее будет извещен о том, какие блюда сегодня не могут быть приготовлены.

 

3 функциональное  моделирование с учетом найденных недостатков в системе

3.1 Разработка функциональной модели  деятельности суши-бара «Сушинка»  с учетом выявленных недостатков.

 

Контекстная диаграмма «Обслуживание клиента» осталась прежней. Никаких новых входов, управляющих воздействий, механизмов или выходов в целом в усовершенствованной модели не появилось. Все существенные изменения касаются последующих диаграмм декомпозиции, так как связаны с внутренней работой и не требуют новых ресурсов или дополнительных входов.

В диаграмме разбиения «Получение заказа» было предложено мною заранее сообщать официанту о том, какие пункты меню в текущий день отсутствуют. Это позволило значительно ускорить процесс обслуживания клиентов.

Диаграмма декомпозиции блока «Получение заказа» представлена на рисунке 8.

Рисунок 8 – Диаграмма разбиения процесса «Получение заказа»

Диаграмма разбиения процесса «Получение заказа», разработанная в соответствии со стандартом IDEF3 смысловых изменений не претерпевает.

С помощью моделирования усовершенствованных процессов деятельности суши-бара были решены основные задачи, стоящие перед новой моделью: сокращение времени обслуживания клиента с помощью создания нового элемента – Проверка наличия ингредиентов для блюд.

 

4 ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

4.1 Понятие имитационного моделирования

Перед современными предприятиями часто встает задача оптимизации технологических процессов. Метод функционального моделирования позволяет обследовать существующие бизнес-процессы, выявить их недостатки и построить идеальную модель деятельности предприятия. Построение функциональной модели осуществляется от общего к частному - сначала описывается общая схема деятельности предприятия, затем шаг за шагом все более и более подробно описываются конкретные технологические процессы. Такой подход весьма эффективен, однако на уровне наибольшей детализации, когда рассматриваются конкретные технологические операции, для оптимизации этих операций функциональной модели может оказаться недостаточно. В этом случае целесообразно использовать имитационное моделирование.[3]

Имитационное моделирование - это метод, позволяющий строить модели, учитывающие время выполнения функций. Полученную модель можно "проиграть" во времени и получить статистику происходящих процессов так, как это было бы в реальности. В имитационной модели изменения процессов и данных ассоциируются с событиями. "Проигрывание" модели заключается в последовательном переходе от одного события к другому.[3]

Имитационное моделирование имеет два существенных недостатка. Во-первых, на первый взгляд незначительные детали могут оказывать решающее влияние на результат работы системы, из этого следует необходимость тщательного, подробного и относительно дорогостоящего построения IDEF3-моделей. Во-вторых, имитационное моделирование может продолжаться довольно продолжительное время даже на высокопроизводительной вычислительной технике.

Создавать имитационные модели без предварительного структурного и функционального анализа производственных процессов предприятия не всегда представляется возможным. Поэтому функциональные и имитационные модели не заменяют, а дополняют друг друга, находясь в тесной взаимосвязи. Имитационная модель дает больше информации для анализа производственной системы, в свою очередь на основании результатов такого анализа может производиться корректировка производственного процесса с соответствующей модификацией функциональной модели производства.[3]

Одним из наиболее эффективных инструментов имитационного моделирования является система Arena фирмы System Modeling Corporation (http://www.sm.com). Arena позволяет строить имитационные модели, проигрывать их и анализировать результаты такого проигрывания. Имитационное моделирование - это универсальное средство для оптимизации процессов, поэтому модели с помощью Arena могут быть построены для самых разных сфер деятельности - производственных технологических операций, складского учета, банковской деятельности, обслуживания клиентов в ресторане и т. д. и т. п.

После того как модель проиграла сложившуюся ситуацию, можно посмотреть на результаты в отчетах, а также на распределение потоков по веткам.

Имитационное моделирование способно показать наглядно проблемы, которые при функциональном анализе были выявлены лишь теоретически. Решение этих проблем также можно проверить на адекватность, используя имитационные средства моделирования. Поэтому имитационное моделирование считается заключительным этапом анализа и оптимизации деятельности предприятия.

 

4.2 Описание основных компонентов имитационных моделей

Источники и назначения

Источники отображают получение входных параметров системы и по своей сути аналогичны внешним сущностям в диаграммах потоков данных. Норма поступления входов (интервал времени между поступлением входных параметров в систему) записывается в виде математического выражения; обычно это статистическая функция нормального распределения.[3]

Назначения также аналогичны внешним сущностям, но при имитационном моделировании они служат чем-то вроде приемников, собирающих информацию. В назначениях собирается информация о всех передвижениях объектов по системе, которая может, например, включать общее время нахождения объекта внутри системы, общую стоимость производства результирующей продукции и т.п.

Очереди

Понятие очереди аналогично другому понятию, используемому при построении диаграмм потоков данных, — хранилищу данных. Очереди — это способ моделирования объектов, которые находятся внутри системы и пребывают в состоянии ожидания обработки одной из ее частей. Временной цикл или продолжительность (duration) выполнения того или иного действия (здесь и далее слово действие понимается в терминах IDEF3) — это время, которое необходимо тому или иному действию для выполнения. Продолжительность выполнения действия может изменяться с течением времени, вызывая тем самым случайные возмущения, отражающиеся на выходе всей системы. Рассмотрим, например, два последовательно выполняющихся действия, занимающих в нормальных условиях одинаковое время. Выполнение первого из них за время, меньшее обычного, приведет к накоплению в очереди незавершенных изделий.[3]

Поведение очередей должно быть описано в имитационной модели. Например, очередь может функционировать как стек — последнее изделие, помещенное в очередь, извлекается из нее первым. Этот принцип широко известен под аббревиатурой LIFO (Last In — First Out). Очередь может функционировать и наоборот — по принципу FIFO (First In — First Out). Кроме того, объекты могут извлекаться из очередей случайным образом или по какому-либо специально заданному признаку.

Оборудование

Оборудование (Facilities) представляет в имитационных моделях отдельные действия системы. Термин оборудование отражает производственные корни имитационного моделирования, когда предполагается, что каждое действие выполняется на некотором (возможно, существующем только в абстракции) рабочем месте и собираемые изделия передаются с одного рабочего места на другое, как на сборочном конвейере. Время обработки записывается как математическое выражение (обычно статистическое), кроме того, специфицируются правила использования механизмов рабочего места и исходного сырья.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате выполнения курсовой работы было произведено исследование деятельности суши-бара «Сушинка».

Был произведен анализ созданной модели деятельности. В ходе анализа было выявлено, что существенных недостатков в деятельности ресторана не имеется. Однако было выявлена небольшая проблема, при выполнении следующей операции: принятии заказа. В ходе выполнения работы был предложен метод по её устранению, была создана модель деятельности с учетом нововведений.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Черемных С.В. и др. Структурный анализ систем: IDEF-технологии/ Черемных С.В., Семенов И.О., Ручкин B.C. − М.: Финансы и статистика, 2003. − 208 с: ил. − (Прикладные информационные технологии).
  2. Черемных С.В. и др. Моделирование и анализ систем. IDEF-технологии: практикум / Черемных С.В., Семенов И.О., Ручкин B.C.. − М.: Финансы и статистика, 2005. − 192 с: ил. − (Прикладные информационные технологии).
  1.  IDEFinfo. Стандарты IDEF [электронный ресурс].– Режим доступа: http://idefinfo.ru/content/section/3/27/.- загл. с экрана.


BPwin - система моделирования  бизнес-процессов (Электронный ресурс) – http://www.interface.ru/logworks/bpwin25.htm

  1. BPwin - система моделирования бизнес-процессов (Электронный ресурс) – http://www.interface.ru/logworks/bpwin25.htm

  1. Дейт К.Дж. Введение в системы баз данных: Пер. с англ. – 6-е изд. – М.: Диалектика, 1998. – 784 с.

 

 

 

 


Информация о работе Системное моделирование деятельности суши-бара «Сушинка»