Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 19:42, реферат
Введение…………………………………………………………3
1. Теория собственности………………………………………..5
2. Типы, формы и виды собственности………………………..9
3. Формы и виды права собственности по Российскому
Законодательству………………………………………………16
Заключение……………………………………………………..21
Список используемой литературы……………………………22
Введение…………………………………………………………3
1. Теория собственности………………………………………..5
2. Типы, формы и виды собственности………………………..9
3. Формы и виды права собственности по Российскому
Законодательству………………………………………………16
Заключение……………………………………………………..21
Список используемой литературы……………………………22
Каждая форма собственности существует в нескольких видах в зависимости от характера субъектов собственности (см. таблицу 4).
Таблица 4.
Классификация форм собственности
а) по форме присвоения | ||
Индивидуальная Личное подсобное хозяйство, трудовое хозяйство, индивидуальная трудовая деятельность, личная собственность. |
Коллективная Кооперативы, коллективные предприятия, арендные предприятия, товарищества, акционерные предприятия, ассоциации и т. д. |
Государственная Общегосударственная, муниципальная, образования на территории государства. |
б) по форме права собственности | ||
Частная Граждан, юридических лиц (предприятий, объединений, организаций). |
Государственная Федеральная, республик и других образований в составе государства, муниципальная. |
Совместная Совместных предприятий и организаций |
Каждая форма собственности имеет свои сферы наиболее эффективного применения. Государственная собственность функционирует успешно в сферах с ограниченными возможностями рыночного стимулирования. Акционерная и коллективная собственности целесообразны в случаях, когда требуется концентрация средств. Акционерная собственность – это групповая собственность, которая создается путем выпуска и реализации ценных бумаг. Коллективная и кооперативная собственность – это долевая собственность, которая предполагает коллективно-групповой характер присвоения, совместное владение, пользование и распоряжение факторами и результатами производства. Особенностью такой собственности является то, что, хотя она делится на доли, единым и единственным собственником является коллектив (группа) собственников в целом. Отдельные члены утрачивают право собственности на передаваемое в виде вкладов имущество. Частная собственность используется там, где необходимые средства для хозяйственной деятельности могут быть заработаны и накоплены индивидуально.
В России государственными органами статистики ведется сбор и обработка информации о видах и формах собственности основных экономических агентов. Для этих целей используется Классификатор форм собственности, утвержденный Постановлением Госкомстата РФ от 20 апреля 1993 г. (см. таблицу 5).
Таблица 5.
Основная схема классификатора форм собственности в России
Классификационный код |
Наименование |
1. 1.1. 1.1.1. 1.1.2. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6.
2. 2.1. 2.2. 2.3.
2.4. 2.5.
3. |
Российская собственность Государственная собственность Федеральная собственность Собственность субъектов Федерации Муниципальная собственность Собственность общественных объединений (организаций) Частная собственность Смешанная российская собственность (без иностранного участия) Российская собственность в составе смешанной собственности с иностранным участием Иностранная собственность Собственность международных организаций Собственность иностранных государств Собственность иностранных юридических лиц, граждан и лиц без гражданства Смешанная иностранная собственность (без российского участия) Иностранная собственность в составе смешанной собственности с российским участием Смешанная собственность с совместным российским и иностранным участием |
Классификатор форм собственности предусматривает наличие в нашей стране различных форм собственности, включая иностранную и смешанную собственность с совместным российским и иностранным участием. О соотношении форм собственности в современной российской экономике можно судить по данным таблицы 6.
Таблица 6.
Государственная и негосударственная собственность в России, %
Форма собственности |
1991 |
1993 |
1995 |
1997 |
1999 |
Государственная собственность |
91 |
53 |
42 |
9,5 |
7,3 |
Негосударственная собственность |
9 |
47 |
58 |
90,5 |
92,7 |
Подобные изменения произошли и в экономике Приморского края, которая в целом за период 1992-96 гг. стала негосударственной на 86%.
Однако, как и в целом по стране, смена форм собственности не привела к увеличению эффективности народного хозяйства. Наблюдается сокращение важнейшего показателя социально-экономического развития края – валового регионального продукта - в том же 1996 г. он составил лишь 14,3% от уровня 1990 г.
При значительном общем сокращении промышленного производства (более чем в 2 раза) буквально в катастрофическом положении оказался его обрабатывающий сектор, где темпы спада производства почти в 5 раз превышали среднероссийский показатель. В прошлом 1999 г. впервые за десять лет в промышленности края был получен прирост объемов производства к уровню предыдущего года по полному кругу предприятий на 10,7%, что составляет почти 99,5% от уровня 1996 г. Исследования ДальНИИ рынка Минэкономики РФ показывают, что сама по себе форма собственности не является единственным критерием устойчивости предприятия. В условиях Дальнего Востока процессы формирования эффективного собственника идут и будут идти более трудно, чем в целом по стране. Это во многом объясняется негативными последствиями региональной экономики: ее дотационностью, большой долей ВПК, низкой конкурентоспособностью продукции, ограниченностью местного рынка, неблагоприятными демографическими факторами.
3. Формы и виды права собственности по Российскому законодательству.
Вопрос, к которому мы сейчас обратимся, имеет не только теоретическое, но и практическое значение. В зависимости от того, к какой форме и к какому виду относится право собственности, принадлежащее тому или иному конкретному лицу, определяется правовой режим имущества, составляющего объект этого права, и спектр тех возможностей, которыми в отношении указанного имущества располагает его собственник. Согласно п. 2 ст. 8 ныне действующей Конституции, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Аналогичное положение закреплено ив ст. 212 ГК, которая этим, однако, не ограничивается, подвергая названные формы собственности дальнейшему членению в зависимости от того, находится ли имущество в собственности граждан и юридических лиц. Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. Из содержания ст. 212—215 ГК может быть сделан вывод, что частная собственность по российскому законодательству подразделяется на собственность граждан и юридических лиц, а государственная собственность — на федеральную, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области и автономным округам.
Что же касается муниципальной собственности, то в качестве ее субъектов выступают городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования.
Обратим внимание на то, что перечень форм собственности, данный как в Конституции, так и в ГК, не является исчерпывающим, поскольку сопровождается оговоркой, в силу которой в Российской Федерации признаются и иные формы собственности. Эта оговорка открывает путь к тому, чтобы классификация форм собственности в зависимости от стоящих перед законодателем целей и задач проводилась и в несколько иной плоскости.[3]
«Трудно, однако, согласиться с В. А. Тарховым, который наряду с частной и государственной собственностью (муниципальную собственность он считает экономической частью государственной) выделяет такие виды собственности, как коллективная и личная. К коллективной он относит собственность всех товариществ (кроме простого) и обществ, а также общественных и религиозных организаций, к личной — собственность граждан, участвующих в общественном производстве. Конституция РФ и ГК РФ не выделяют ни коллективную, ни личную собственность. Коллективную собственность они относят к частной собственности юридических лиц, а личную собственность — к частной собственности граждан»[4].
«С иных позиций к обоснованию наличия коллективной собственности подходит В. И. Иванов. Выделяя общину как субъект права, он приходит к выводу, что она может стать еще одним субъектом права наряду с гражданами, государством, юридическими лицами и органами. Придавая общинам публично-правовую окраску, он признает общину субъектом коллективной собственности, которая не относится ни к собственности юридического лица, ни к общей собственности. В публично-правовой природе коллективной собственности общины В. И. Иванов усматривает важнейший аргумент в пользу признания общины новым субъектом права. Вопрос этот ввиду его новизны и сложности требует специального обсуждения. Здесь же ограничимся указанием на то, что попытка автора обнаружить в праве собственности не только частно-, но и публично-правовые моменты, т. е. не замыкать это право целиком в границах частного права, заслуживает поддержки»[5].
Характеризуя государственную собственность, следует отметить, что она согласно Конституции и ГК принадлежит не только государствам (Российской Федерации и входящим в ее состав республикам), но и иным субъектам федерации, которые не являются государствами (краям, областям, городам федерального значения, автономной области и автономным округам).
Итак, собственность в Российской Федерации подразделяется на частную, государственную и муниципальную. В свою очередь, в составе частной собственности различается собственность граждан и юридических лиц, государственной — федеральная собственность и собственность субъектов федерации, муниципальной — собственность городских и сельских поселений и собственность других муниципальных образований.
Имущество, относящееся к государственной или муниципальной собственности, если оно не закреплено за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет имущество казны. В зависимости от того, кому принадлежит это имущество, оно составляет общегосударственную казну, казну субъекта федерации или муниципальную казну.
Частная собственность - это собственность граждан на земельные участки, жилье, дома, садовые домики, гаражи, предметы домашнего хозяйства и личного потребления, денежные средства, ценные бумаги, предприятия в сфере производства товаров, бытового обслуживания и торговли, транспортные средства и иные имущества. Частными объектами собственник может распоряжаться по своему усмотрению (продавать, завещать, сдавать в аренду и т.д.).
Частная собственность создается и приумножается двумя путями:
- за счет личного (собственного) труда и труда в общественном хозяйстве, в предпринимательской деятельности, от денежных бумаг, имущества по наследству;
- за счет использования разрешенного наемного труда и антизаконодательных деяний (коррупции, взяточничества, вымогательства и т. д.).
Частная собственность может- быть коллективно-долевой и индивидуально-долевой.
Государственная собственность выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов (краев, областей, республик) Федерации. Ею распоряжаются комитеты по управлению государственным имуществом на соответствующих уровнях. Объектами федеральной собственности являются имущество органов власти и управления РФ (здания, сооружения, оборудования, культурные и исторические ценности страны, воздушный, речной, наземный транспорт, средства Госбюджета, пенсионные, страховые и другие фонды, связь, топливно-энергетические комплексы и т. д.), которые необходимы для осуществления задач на уровне страны.
В собственности субъектов РФ находятся имущества органов власти и управления краев, областей и республик (здания, сооружения, культурные и исторические ценности народов, населяющих эти территории, банки, предприятия, транспорт и т.д.).
Муниципальная собственность - это собственность местных органов власти и управления, т. е. ею управляют местные органы самоуправления. К ней относятся городское, районное, поселковое имущество и имущество сельских населенных пунктов. Ее объектами являются средства местного бюджета, жилищный фонд, объекты тепло-, водо-, газо-, электроснабжения, транспорт, коммунальное обслуживание, промышленные и строительные объекты, учреждения образования культуры и здравоохранения.