Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:02, контрольная работа
Ведущие страны рыночной экономики большое внимание уделяют эффективному функционированию таких отраслей, как образование, культура, здравоохранение, туризм и отдых, жилищно-коммунальное хозяйство, экология. Совокупность этих отраслей обычно определяется как социальная сфера. По мере развития рыночной экономики значение социальной сферы постоянно возрастает.
Введение
Ведущие
страны рыночной экономики
Обоснование направлений социально-экономического прогнозирования заключается в том, что бы, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, руководствуясь реальными экономическими процессами, сформировать цели развития, а с другой – способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позиций его последствий в прогнозируемом периоде.
Актуальность данной темы заключается в том, что в стране еще не достаточно полно на практике отражаются те социальные гарантии, о которых говорит Конституция.
Современные условия хозяйствования
требуют максимального
Важными задачами, которые обычно ставятся перед исполнителями при прогнозировании и планировании, разработке соответствующей концепции, программы, мероприятия, является сохранение и развитие высокоэффективной структуры экономики, достаточного уровня доходов и социальной защищенности населения, поддержание имеющихся и налаживание новых многообразных экономических связей в масштабах региона, государства и с внешним миром.
Раздел 1. Социальная политика
Регулирование и стратегическое планирование социального развития и повышения уровня жизни. В системе внутренней политики государства особое место занимает социальная политика.
Социальная политика — особый аспект внутренней политики, целью и содержанием которого является регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений, форм общения между людьми.
Важнейшее свойство политики состоит в том, чтобы в концентрированной форме выражать потребности, интересы социальных групп, классов, партий, поэтому социальная политика есть не что иное, как концентрированное воплощение потребностей, интересов людей в области социальных отношений и условий их жизнедеятельности.
Социальные отношения возникают и развиваются между людьми в процессе их общения между собой. Это общение приобретает различные формы: а) между социальными группами; б) между классами; в) между нациями; г) внутри социальных групп, классов и наций; д) между семьями и внутри них.
Условия жизнедеятельности людей — это материальные и духовные блага, сферы деятельности, необходимые для их существования и развития. Таким образом, социальная политика — это политика, обращенная непосредственно к населению: классам, нациям, социальным группам и слоям населения, к семье, личности. Поэтому можно говорить о том, что главным объектом социальной политики является население страны, выступающее в качестве потребительной силы общества, субъекта потребностей и потребления.
Все виды политики государства тесно связаны между собой. Особое значение для развития общества имеет диалектическая взаимосвязь между экономической и социальной политикой. Она находит свое конкретное появление в следующих двух моментах: а) экономическая политика имеет своим конечным итогом регулирования деятельности людей по созданию материальных и духовных благ как важнейшего условия роста народного благосостояния; б) социальная политика связана с воздействием на отношения между людьми по использованию ими материальных и духовных благ, т.е. по использованию условий жизни и всестороннего совершенствования всех членов общества исходя из принципов социальной справедливости. Таким образом, то, что для одной политики является итогом, то для другой — исходным пунктом.
В условиях рыночной экономики социальная политика имеет целью создание необходимых предпосылок для удовлетворения населением страны его основных потребностей и обеспечение социального мира в обществе, консенсуса между его различными социальными группами, классами и нациями. Без эффективной реализации этой стратегической задачи невозможно нормальное функционирование рыночного хозяйства, предотвращение и сглаживание социальных конфликтов в обществе.
Для того, чтобы социальная политика государства могла быть полностью реализована, она должна разрабатываться на основе учета требований следующих основополагающих принципов: во-первых, на принцип экономической свободы человека и признания права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию, базирующейся на социальном партнерстве; во-вторых, на принцип доверия к регулирующей роли рынка (спрос и предложение, свободное ценообразование и конкуренция определяют положение на рынке); в-третьих, на принцип ответственности государства за игру рыночных сил, за выработку и соблюдение правил игры, за создание соответствующих условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни; в-четвертых, на принцип большей загрузки наиболее трудоспособных, чтобы помочь менее трудоспособным; в-пятых, на принцип участия работников в управлении производством, общественной и государственной жизнью.
Социальная политика
государства в социальном рыночном
хозяйстве должна формироваться таким
образом, чтобы: во-первых, обеспечить рост доходов населения
в соответствии с его трудовым вкладом
и располагаемом им капиталом; во-вторых, предотвр
Стратегия и тактика современной социальной политики Российской Федерации содержится в программе социальных реформ, в ней выделены следующие стратегические цели социальной политики:
Необходимыми условиями достижения указанных целей, являются:
Экономическим фундаментом
целей и мероприятий стратегии
социальной политики должны явиться
предусматриваемые в
Стратегия социальной политики Российской Федерации имеет свою, строго определенную тактику, то есть, выявление стратегических установок на отдельные этапы, постановку задач, определяющих содержание каждого этапа и путей их решения.
В соответствии с программой социальных реформ в России, намеченные цели социальной политики планируется достигнуть в два этапа.
Главные задачи первого этапа носят достаточно локальный характер. Это: стабилизация уровня жизни населения, постепенное сокращение масштабов бедности, уменьшение разрыва в уровне жизни между различными категориями населения, недопущение массовой безработицы, усиление защиты трудовых и социальных прав граждан. Решению этих задач должна способствовать реализация таких мер как: ликвидация и недопущение в дальнейшем задолженности по выплате заработной платы, пенсий и пособий; упорядочение действующей системы льгот и компенсаций, повышение обоснованности их предоставления; формирование системы государственных минимальных социальных стандартов; законодательное закрепление порядка определения и использования показателя величины прожиточного минимума, уточнение методики его расчета, исходя из реально складывающихся расходов на продовольственные и непродовольственные товары, жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые, медицинские и другие услуги; предотвращения массовой безработицы в регионах с критической ситуацией на рынке труда.
Второй этап должен протекать в более благоприятных экономических условиях. Имеются предпосылки, что российская экономика начнет динамично развиваться, в результате чего появятся: материальные и финансовые возможности для увеличения расходов на социальные нужды; предпосылки для реального роста денежных доходов населения, искоренения массовой бедности, обеспечения оптимального уровня занятости. На этом этапе намечается решить следующий комплекс задач: повысить минимальные государственные гарантий заработной платы и трудовых пенсий до уровня прожиточного минимума соответствующих групп населения, ввести новый стандарт оплаты труда — часовую тарифную ставку; на основе социального партнерства внедрить механизм тарифного регулирования заработной платы во внебюджетном секторе экономики, приблизить уровень оплаты труда работников бюджетной сферы к уровню заработной платы в производственных отраслях, пересмотрев в этих целях Единую тарифную сетку; изменить систему налогообложения индивидуальных денежных доходов населения в направлении, обеспечивающем более справедливое распределение доходов и уменьшение их дифференциации; начать реализацию комплексной программы создания и сохранения рабочих мест; создать полноценную систему защиты трудовых прав граждан на основе нового Трудового кодекса; приступить к широкомасштабной пенсионной реформе; начать реформирование системы социального страхования, ввести в действие новый механизм страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; усовершенствовать порядок формирования бюджетных расходов на социальные нужды на основе введения государственных минимальных социальных стандартов.
В социальной политике государства выделяется несколько чрезвычайно важных аспектов, по которым и осуществляется регулирование социальных процессов, происходящих в обществе. К ним относятся:
Политика в сфере доходов и личного потребления семей имеет своим объектом оплату труда лиц, работающих по найму. Ее главной целью является содействие стимулированию результатов трудовой деятельности, профессиональной и территориальной мобильности населения, сокращение необоснованно высокой в настоящее время дифференциации размеров оплаты труда, восстановление и поддержание роли минимальной оплаты труда в качестве законодательной гарантии защиты работников наемного труда. Мероприятия данного аспекта социальной политики делятся на две группы: а) в области оплаты труда во внебюджетном секторе экономики; б) в области оплаты труда в бюджетной сфере. В первую группу мер входят: обеспечение функционирования системы гарантий минимальных уровней заработной платы для работников в зависимости от их квалификации на основе коллективных тарифных договоров и соглашений между работодателями и работниками на всех уровнях социального партнерства; осуществление регулирующего воздействия государства на оплату труда руководителей государственных, казенных и муниципальных организаций, а также организаций со смешанной формой собственности. Во вторую: уточнение Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в органической увязке с механизмом надбавок и доплат, дополнительным стимулированием труда высококвалифицированных работников, построенным с учетом надбавок к должностным окладам за непрерывный стаж работы и высокую результативность труда; проведение повышения ставок заработной платы работников бюджетной сферы не только в зависимости от темпов роста потребительских цен, но и с учетом динамики заработной платы во внебюджетном секторе экономики.
Решая вопрос о минимальной заработной плате работников обеих сфер национальной экономики, государство исходит из того, чтобы ее размер в максимально возможной в данное время мере, был приближен к величине прожиточного минимума трудоспособного человека. При этом используется такой общепринятый в мировой практике социальный стандарт как минимальная часовая оплата труда.