Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 10:46, реферат
Целью данного реферата является характеристика стилей руководства, их разновидностей. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- ознакомиться с понятием «стиль руководства», с его объектами субъектами, формированием;
- охарактеризовать авторитарный стиль руководства;
- охарактеризовать демократический стиль руководства;
- охарактеризовать либеральный стиль руководства;
- ознакомиться с двумерной классификацией стилей руководства;
- ознакомиться с ситуационными моделями стилей руководства.
Введение ..3
1 Стиль руководства ..4
2 Авторитарный стиль руководства ..5
3 Демократический стиль руководства ..7
4 Либеральный стиль руководства 9
5 Двумерная классификация стилей руководства 10
6 Концепции ситуационного маркетинга 11
Заключение ..13
Список использованных источников ..15
2. Подчиненным предоставляется полная свобода, которая может привести к анархии.
Либеральный стиль
управления применялся в нашей
стране в период становления
рыночной экономики с 1985 до
середины 1990-х гг. Существование
данного стиля управления в
современных условиях возможно,
если официальный руководитель
является фиктивным (зиц-
5 Двумерная классификация стилей руководства
Широкую известность получила двумерная классификация стилей руководства, разработанная американскими учеными Р. Блейком и Д. Моутки и названная таблицей ГРИД или «решеткой менеджмента» (рисунок 1).
9 |
1.9 |
9.9 | |||||||
8 |
|||||||||
7 |
|||||||||
6 |
|||||||||
5 |
5.5 |
||||||||
4 |
|||||||||
3 |
|||||||||
2 |
|||||||||
1 |
1.1 |
9.1 | |||||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Рисунок 1 – Таблица стилей управления ГРИД
Согласно данной таблице,
различают следующие стили
1) Стиль управления 9.1. Он
характеризуется сочетанием
2) Стиль управления 1.9. Руководитель данного типа проявляет минимальный интерес и заботу о производстве и максимально заботится о людях, находит одобрение и поддержку со стороны подчиненных, приятен в общении, доверяет подчиненным.
3) Стиль управления 1.1. Руководитель этого типа мало заботится о подчиненных и о производстве. Он занимает позицию стороннего наблюдателя, не проявляет инициативу, непоследователен в своих действиях.
4) Стиль управления 5.5. Основан на сочетании заботы о людях и о производстве. Используется метод «кнута и пряника», сочетание критики с похвалой.
5) Стиль управления 9.9. Отличительной
чертой является забота о
6 Концепции ситуационного маркетинга
Попытки определения универсального стиля руководства потерпели неудачу, т.к. эффективность руководства зависит не только от стиля управления руководителем, но и от очень многих факторов. Поэтому ответ начали искать в рамках ситуационных теорий. Главной идеей ситуационного подхода было предположение, что управленческое поведение должно быть разным в различных ситуациях.
Модель, описывающую зависимость стиля руководства от ситуации, предложили в 70-е гг. Т. Митчел и Р. Хоус. В своей основе она базируется на мотивационной теории ожидания. Исполнители будут стремиться к достижению целей организации тогда, когда будет связь между их усилиями и результатами работы, а так же между результатами работы и вознаграждением, т.е. если они получат от этого какую-то личную выгоду. Модель Митчелла и Хауса включает четыре стиля управления:
1. Если у сотрудников большая потребность в самоуважении и принадлежности к коллективу, то наиболее предпочтительным считается "стиль поддержки".
2. Когда сотрудники стремятся к автономии и самостоятельности, лучше использовать "инструментальный стиль", сходный с ориентированным на создание организационно-технических условий производства. Объясняется это тем, что подчиненные, особенно когда от них ничего не зависит, желая поскорее выполнить задание, предпочитают, что бы им указывали, что и как им нужно делать, и создавали необходимые условия работы.
3. Там, где подчиненные стремятся к высоким результатам и уверены, что смогут их достичь, применяется стиль, ориентированный на "участие" подчиненных в принятии решений, больше всего соответствует ситуации, когда те стремятся реализовать себя в управленческой деятельности. Руководитель при этом должен делиться с ними информацией, широко использовать их идеи в процессе подготовки и принятия решений.
4. Имеется еще стиль, ориентированный на "достижение", когда руководитель ставит перед исполнителями посильные задачи, обеспечивает условия, необходимые для работы и ожидает самостоятельного без какого — либо принуждения выполнения задания.
Одной из наиболее современных является модель стилей руководства, предложенная американскими учеными В.Вруман и Ф.Йеттоном. Они, в зависимости от ситуации, особенностей коллектива и характеристики самой проблемы, разделили руководителей на 5 групп по стилям руководства:
1. Руководитель сам принимает решения на основе имеющейся информации.
2. Руководитель сообщает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решения.
3. Руководитель излагает проблему подчиненным, обобщает высказанные ими мнения и с их учетом принимает собственное решение.
4. Руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему, и в результате вырабатывают общее мнение.
5. Руководитель постоянно работает совместно с группой, которая или вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее, независимо от того, кто его автор [4].
Ни один стиль руководства не может считаться оптимальным. Поэтому хороший руководитель – это тот, кто может вести себя по-разному в зависимости от конкретной обстановки [2].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из проделанной работы
можно сделать следующие
1) Стиль руководства — совокупность характерных методов, приемов и действий менеджера по отношению к подчиненным в процессе управления.
К. Левин выдел три основных стиля руководства: авторитарный, демократический, либеральный (попустительский).
2) Суть авторитарного стиля руководства состоит в отдаче подчиненным в приказной форме распоряжений без всяких объяснений их связи с общими целями и задачами деятельности. Применяющий его руководитель отдает предпочтение официальному характеру отношений, поддерживает между собой и подчиненными дистанцию, которую те не имеют права нарушить. Бывает: эксплуататорско-авторитарный, патерналистски-авторитарный.
3) Организация, в которой
доминирует демократический
4) Для либерального руководства
характерно минимальное
5) Широкую известность
получила двумерная
6) Попытки определения универсального стиля руководства потерпели неудачу, т.к. эффективность руководства зависит не только от стиля управления руководителем, но и от очень многих факторов. Поэтому ответ начали искать в рамках ситуационных теорий. Ни один стиль руководства не может считаться оптимальным. Поэтому хороший руководитель – это тот, кто может вести себя по-разному в зависимости от конкретной обстановки.
Не существует «плохих» или
«хороших» стилей управления. Конкретная
ситуация, вид деятельности, личностные
особенности подчиненных и др.
факторы обусловливают
Вопреки распространенным стереотипам
преобладающий стиль
Список использованных источников
1 Воронин В.В. Психология успешных продаж: конспект лекций/ В.В. Воронин; Краснояр. гос. торг-экон. ин-т. – Красноярск, 2010. – 92 с.
2 Рубцова Л.И. Основы менеджмента в торговле / Л.И. Рубцова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 379 с.
3 Стили руководства [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://examen.od.ua/shpora/
4 Стили руководства и
управления [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://www.