Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 20:15, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических и практических основ стратегического планирования на современном предприятии.
Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
- раскрыть понятие и сущность стратегического планирования;
- изучить стадии стратегического планирования;
- рассмотреть структуру стратегического планирования;
-охарактеризовать стратегическое планирование современного предприятия.
Введение….……………………………………………………………..….3
Глава I. Теоретические основы стратегического планирования на предприятии………………………………………………………. ………..…….5
1.1. Понятие и сущность стратегического планирования....….…………5
1.2. Стадии стратегического планирования……………...…..…………..9
1.3. Структура стратегического планирования…………………………13
Глава II. Стратегическое планирование на примере предприятия
ООО «СУБР-3»………………………………………………………………..…18
2.1. Краткая характеристика предприятия………………………………18
2.2. Стратегическое планирование на предприятии ООО «СУБР-3»…20
Заключение……………………………...……………………………24
Список литературы………………………...………………………26
Третья стадия – исследование (сканирование) внутренней среды
Зафиксировав состояние внешней среды как контекст развития, организация затем учитывает свои внутренние ресурсы, возможности и ограничения (Сильные и Слабые стороны). Ключевым на этой стадии является соотнесение внутренних ресурсов с внешними угрозами и возможностями. Сильные стороны организации должны быть еще более усилены, слабые стороны исправлены.
Четвертая стадия – формулировка миссии, целей, задач и плана действий
Существует
иерархия элементов плана, которая
проясняет и облегчает
Формулировка миссии расположена на вершине иерархии. Формулировка миссии позволяет донести до внутренней и внешней аудитории информацию о цели существования организации. Определение миссии формирует основу для целей, задач и стратегий, которые являются средствами для достижения желаемого конечного состояния (миссии) организации. Формулировка миссии должна быть тщательно продумана, так как ее роль – обеспечивать устойчивость, стабильность и ясность конечной, главной цели организации. В общественном секторе миссии организаций изменяются редко.
Цели находятся на втором уровне иерархии. Цели предприятия – это широкие заявления о намерениях, они интерпретируют формулировку миссии организации и служат важным мостом между миссией и задачами. Обычно, организация имеет ограниченное число целей, которые кратко (четко) сформулированы в качественных терминах. В контексте местных властей, цели относятся к их ключевым сферам деятельности – например, инфраструктура, жилищное строительство, здравоохранение или образование.
На третьем уровне иерархии расположены задачи. Задачи конкретизируют широко сформулированные цели и сигнализируют о переходе от стратегического направления к действиям. В то время как число целей ограничено, для реализации каждой цели разрабатывается обычно несколько задач, которые, как правило, имеют количественную и временную определенность и рассчитаны на реализацию в течение 1-2 лет. Они измеримы и, следовательно, степень их достижения может быть оценена посредством постоянного мониторинга.
На четвертом уровне находятся планы. Планы действий помогают обеспечить правильное внедрение хороших планов. План действий (или стратегия внедрения) разрабатывается после того как определены цели и задачи. План действий операционализирует цели и задачи, преобразуя задачи в наборы конкретных действий, называемые стратегиями.
Пятая стадия – реализация плана
Ответственность за реализацию стратегического плана несут исполнительные подразделения организации, но разработчики плана не должны снимать с себя обязанности по наблюдению за его реализацией. Отдельные составляющие стратегического плана отражаются в частях бюджета, программах, политике, проектах, организационной структуре и программах подготовки персонала.
Шестая стадия – мониторинг и оценка плана
Стратегический план – гибкий, живой документ, он развивается, реагируя на изменения во внешней и внутренней среде. Предполагается, что стратегии будут требовать обновления и пересмотра по ходу реализации. Регулярный мониторинг исполнения плана необходим, также как и мониторинг среды принятия решений.
Всесторонний пересмотр стратегического плана должен делаться каждые пять лет, в то время как отельные обновления могут появляться чаще – по крайней мере, ежегодно, или даже чаще, если того требует окружающая обстановка. Изменчивая окружающая среда служит оправданием частой оценки предыдущих предположений и решений.
Стратегическое
планирование функционирует лучше
всего в организациях, которые
строго придерживаются процесса и которые
действуют на основе ориентиров, предложенных
в стратегическом плане. В этом случае
стратегическое планирование может быть
важным средством для достижения стратегического
мышления – творческой и предпринимательской
культуры, которая отличает успешные организации.
Стратегическое планирование повышает
шансы более информированного принятия
решений.
1.3. Структура стратегического планирования
Стратегическое планирование можно рассматривать как динамическую совокупность шести взаимосвязанных управленческих процессов, логически вытекающих один из другого. В то же время существует устойчивая обратная связь и влияние каждого процесса на остальные.
Процесс стратегического планирования включает:
• определение миссии предприятия, организации;
• формулирование целей и задач функционирования предприятия, организации;
• оценку и анализ внешней среды;
• оценку и анализ внутренней структуры;
• разработку и анализ стратегических альтернатив;
• выбор стратегии.
• реализацию стратегии;
• оценку и контроль выполнения стратегии.
1.
Определение миссии
2.
Формулирование целей и задач.
Для описания характера и
• количественные цели;
• качественные цели;
• стратегические цели;
• тактические цели и т.д.
Цели для нижележащих уровней
фирмы рассматриваются как
3. Анализ и оценка внешней и внутренней среды. Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает как базу для определения миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегии поведения, позволяющей фирме осуществить свою миссию и достичь своих целей.
Анализ среды предполагает изучение трех ее составляющих:
• макроокружения
• непосредственного окружения;
• внутренней среды организации.
Анализ внешней среды (макро- и непосредственного окружения) направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет работу, и на то, какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить негативные выпады, которые может преподнести ей окружение.
Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей.
Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям:
• кадровый потенциал;
• организация управления;
• финансы;
• маркетинг;
• организационная структура и т.п.
4.
Управленческое обследование
Процесс, при помощи которого
осуществляется диагноз
обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями; выявляются внутренние слабые стороны, которые могут усложнить проблемы связанные с внешними опасностями.
Обследование производят в
маркетинг; финансы (бухучет); операции; человеческие ресурсы; культура и образ корпорации.
5.
Разработка и анализ
Выработка стратегии осуществляется на высшем уровне управления и основана на решении вышеописанных задач. На этой стадии принятия решения менеджеру необходимо оценить альтернативные пути деятельности фирмы и выбрать оптимальные варианты для достижения поставленных целей. На основе проведенного анализа в процессе разработки стратегии происходит формирование стратегического мышления путем обсуждения и согласования с управленческим линейным аппаратом концепции развития фирмы в целом, рекомендация новых стратегий развития, формулирование проектов целей, подготовка директив для долгосрочного планирования, разработка стратегических планов и их контроль.
6. Выбор стратегии.
Выбрав определенную стратегическую альтернативу, руководство должно обратиться к конкретной стратегии. Главная цель — выбор стратегической альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность организации. Для этого руководители должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию фирмы и ее будущего. Приверженность какому-либо конкретному выбору зачастую ограничивает будущую стратегию, поэтому решение должно подвергаться тщательному исследованию и оценке.
На стратегический выбор влияют разнообразные факторы: риск (фактор жизни фирмы); знание прошлых стратегий; реакция владельцев акций, которые зачастую ограничивают гибкость руководств при выборе стратегии; фактор времени, зависящий от выбора нужного момента.
7. Реализация стратегии.
Выполнение
стратегического плана является
критическим процессом, поскольку
в случае реального плана приводит
фирму к успеху. Часто бывает и
наоборот: хорошо проработанный стратегический
план может “провалиться”, если не принять
мер по его реализации.
Успешной реализации стратегии способствует соблюдение следующих требований:
• цели и мероприятия
• необходимо иметь четкий план действий по реализации стратегии, предусматривающий обеспечение плана всеми необходимыми ресурсами.
8. Оценка и контроль стратегии.
Оценка и контроль реализации стратегии являются логически завершающим процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между ходом процесса достижения целей и собственно целями, стоящими перед организацией.
Основные задачи любого контроля следующие:
• определение того, что и по каким показателям проверять;
• оценка состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами или другими эталонными показателями;
•
выяснение причин отклонений, если
таковые вскрываются в
• осуществление корректировки, если она необходима и возможна.
Стратегический
контроль сфокусирован на выяснении того,
возможно ли в дальнейшем реализовывать
принятую стратегию, и приведет ли ее реализация
к достижению поставленных целей. Корректировка
по результатам стратегического контроля
может касаться как реализуемой стратегии,
так и целей фирмы.