Сущность и организационно-правовые формы хозяйственных товариществ в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 11:14, контрольная работа

Описание работы

Организационно-правовая форма предприятия есть просто форма юридической регистрации предприятия, которая создает этому предприятию определенный правовой статус.
По правовому статусу (организационно-правовым формам) предприятия можно разделить на: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.

Файлы: 1 файл

Основы бизнеса контрольная.docx

— 30.31 Кб (Скачать файл)

 

1. Сущность и организационно-правовые  формы хозяйственных товариществ в РФ.

 

Организационно-правовая форма предприятия  есть просто форма юридической регистрации  предприятия, которая создает этому  предприятию определенный правовой статус.

По правовому  статусу (организационно-правовым формам) предприятия можно разделить  на: хозяйственные товарищества и  общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные  унитарные предприятия, индивидуальных предпринимателей без образования  юридического лица.

Из всех типов  предприятий (фирм) в России наиболее распространены хозяйственные товарищества и общества.

«Хозяйственное  товарищество – это форма предпринимательства, осуществляемыми совместными усилиями двух или более лиц (физических или  юридических), каждое их которых имеет  права и несет ответственность  в зависимости от вложенной доли в уставный фонд, а также места, занимаемого в структуре управления. Хозяйственное товарищество обладает на правах собственности уставным капиталом, разделенным на доли (вклады). В соответствии с Гражданским кодексом РФ действуют  два вида товариществ»1.

Полное товарищество создается полными товарищами, которые  несут полную ответственность своим  имуществом по всем обязательствам фирмы. Солидарная ответственность существует в полном товариществе в особой форме  – субсидиарной ответственности. Это  значит, что в случае наступления  имущественной ответственности, превышающей  размер уставного капитала, кредитор вправе предъявить требование сначала  к основному должнику, а при

 

 

недостаточности его имущества  или невозможности полностью  удовлетворить требования и к  другим товарищам. Полное товарищество создается на основе договора, Оно  не является юридическим лицом, т.е. все его члены сохранят полную самостоятельность, но при условии  субсидиарной ответственности. Управление предпринимательской деятельностью  полного товарищества осуществляется по общему согласию всех его участников. Каждый участник полного товарищества, как правило, имеет один голос  при решении каких-либо вопросов на общем собрании. Полные товарищества распространены преимущественно в  сельском хозяйстве и сфере услуг; обычно они представляют собой небольшие  по размеру предприятия и их деятельность контролировать достаточно просто.

Организация типа полных товариществ существуют во многих странах: открытые торговые товарищества в Германии и Австрии, простые общества в Швейцарии.

Смысл создания полного товарищества – объединение  средств и усилий для реализации какого-либо проекта. С этой целью  чаще всего создаются довольно крупные  товарищества, называемые консорциумами.

Товарищество  на вере также является объединением нескольких физических и юридических  лиц для совместной хозяйственной  деятельности на основе договора. Уставной капитал формируется из долей  и вкладов участников. Участники, внесшие доли уставного капитала, являются полными товарищами и несут  полную имущественную ответственность. Члены товарищества, внесшие вклады, не принимают участия в предпринимательской  деятельности и несут ответственность  в пределах суммы своего вклада. Необходимость в создании товарищества на вере может возникнуть при реализации крупного проекта подобно тому, как  это имеет место при образовании  консорциума.

 

 

 

В зарубежной практике аналогом товарищества на вере являются коммандитные товарищества, также включающие в свой состав полных товарищей (комплементарии) и вкладчиков (коммандисты).

Преимущества  товариществ заключаются в следующем:

1) товарищества  легко организовать, т.е. практически  просто заключается соглашение между участниками и нет особых бюрократических процедур;

2) экономические,  в частности, материальные, трудовые, финансовые возможности предприятия  значительно увеличиваются;

3) появляется  возможность более высокой специализации  участников товарищества в управлении  из-за большого числа участников;

Недостатки  же подобных организационно-правовых форм, которые на первых этапах создания фирмы не всегда видны, проявляются  в следующих моментах:

1) участники  товарищества не всегда однозначно  понимают цели деятельности предприятия  и средства достижения этих  целей, т.е. у участников может  проявиться несовместимость в  интересах и, когда необходимо  будет действовать со всей  решительностью, участники либо  будут бездействовать, либо их  политика будет настолько несогласованной,  что эта несогласованность может  привести к убыткам, а то  и к банкротству фирмы; 

2) финансовые  ресурсы ограничены при развитии  предприятия, и эта ограниченность  не позволяет полностью раскрыть  потенциал компании, ведь развивающееся  дело требует новых капиталовложений;

3) возникают  сложности определения меры каждого  в доходе или убытке фирмы;

4) существует  некоторая непредсказуемость дальнейшей  деятельности фирмы после выхода  из нее одного из членов  данного товарищества из-за некоторых  пунктов существующего законодательства: «Участнику, выбывшему из полного товарищества, выплачивается стоимость части имущества товарищества, соответствующей доле этого участника в складочном капитале…»2, «Участник общества с ограниченной ответственностью вправе в любое время выйти из общества, при этом ему должна быть выплачена стоимость части имущества, соответствующей его доле в уставном капитале общества…»3. Как правило, большинство таких фирм просто разваливаются в подобной ситуации

 

2. Формы партнерских связей в  сфере производства.

 

Ключевым  фактором экономического успеха предпринимателя  в настоящее время становятся не только личные качества (предприимчивость, образование, профессиональная подготовка, бизнес-идея и другие), наличие необходимых  ресурсов (материальных, финансовых, трудовых), но и умение привлечь и организовать партнеров по бизнесу, то есть сформировать механизм сотрудничества по обеспечению  социально-экономической эффективности  предприятия и устойчивости его  развития, а также превратить конкурентов  данной предпринимательской структуры  в своих соратников или союзников. Результатом развития предпринимательства стало то, что внешняя среда предприятия (фирмы) играет все более важную роль, так как фирмы не являются более замкнутыми системами, а взаимосвязаны общими организациями, экономическими и социальными процессами. В условиях рыночных преобразований на первое место выходят проблемы углубления взаимоотношений субъектов предпринимательской деятельности не только с партнерами по бизнесу, но и со всей инфраструктурой рыночной экономики.

Несмотря  на очевидную важность, среди многообразных  форм поддержки малого бизнеса, формирование эффективного механизма партнерского сотрудничества не получило должного развития, хотя значимость и его  роль трудно переоценить. Особенность  этой малоисследованной проблемы заключается  в ее многогранности. В ней задействованы  правовые, экономические, организационные, договорные и социальные аспекты. Стихийные  связи превращаются в инструмент целенаправленной координации целей участников процесса воспроизводства и социально-экономического сотрудничества, и возникает необходимость изучения теоретических принципов формирования и функционирования партнерских связей и сетей как стратегии социально-экономического развития предпринимательских структур, которая адаптируется к различным условиям деятельности российского бизнеса. Все это говорит об актуальности и потенциальном успехе создания хозяйственного механизма партнерских связей в России.

          Основой предпринимательства является установление партнерских связей между юридическими, между юридическими и физическими и между физическими лицами.

Предпринимателю при внедрении какого-либо проекта  необходимо представлять схему конкретных действий по его реализации. Она  представляет собой конкретизированный план действий предпринимателя, в котором  существенное место отводится взаимоотношениям с партнерами.

«Партнерские  связи — это такие договорные отношения, которые устанавливаются  между предпринимателями и дают возможность каждому из них получить искомый уровень прибыли за счет обмена результатами деятельности (покупка, поставка продукции), выступающими в  товарной или денежной форме. Каждый предприниматель заинтересован  в установлении наиболее эффективных  форм партнерских связей. Определить самую эффективную форму взаимоотношений  с партнером можно лишь путем  сравнительного анализа различных  вариантов. Схема предпринимательских  действий как раз дает возможность  выбрать ее для каждого партнера.»4

Важнейшая составляющая схемы предпринимательских действий — экономико-правовая форма реализации предпринимательской цели. Под данной формой понимается конкретный вид сделки, которая может быть приемлема  для партнера и отвечает цели, поставленной предпринимателем. Сделкой называют коммерческий (т. е. с целью получения  прибыли) обмен ценностями между  партнерами или объединение их усилий для достижения коммерческой выгоды. Сделку следует отличать от простой  передачи. Если вы передаете партнеру какой-то товар, а он вам взамен —  деньги или другой товар, то это сделка. Если же вы передаете товар, но взамен не получаете ничего, то это передача. Если вы договариваетесь с партнером  о том, что будете производить  полуфабрикаты, а он из полуфабрикатов будет выпускать товары, готовые  к потреблению, то это сделка. Если же вы в кооперации с другими партнерами договорились произвести товар на тех  же условиях, но не продать его, а  передать (бесплатно) школе, то это передача.

Партнерские связи должны функционировать в  определенной экономико-правовой форме.

В связи с  этим партнерские связи осуществляются в виде сделки. Сделку можно охарактеризовать с двух сторон:

1.Сделка  – это коммерческий обмен ценностями  между партнерами или объединение  усилий партнеров с целью получения  коммерческой выгоды.

2. Сделка  – это действие, направленное  на установление, изменение или  прекращение правоотношений юридических  и физических лиц в области  хозяйственной деятельности.

Сделки могут  быть выгодные и невыгодные. Отметим., что сделки с одним и тем же товаром могут иметь разный эффект (вчера сделка с данным товаром принесла прибыль 20 тыс. руб., а сегодня уже 35 тыс. руб.). Отчего зависит коммерческая результативность сделки? Прежде всего оттого, какие условия закладываются в процесс подготовки и осуществления сделки, т. е. в какую экономико-правовую форму облекается и сама предпринимательская цель, и средство ее достижения. В этой связи говорят о формах партнерских связей (и формах сделок как средства внешнего оформления таких связей).

Сделки бывают односторонние, например, дарение, завещание, доверенность, и взаимные, предполагающие участие двух или более лиц.

Сделки имеют  свои характерные особенности в  зависимости от сферы хозяйственной  деятельности.

В сфере производства сделки могут существовать в форме:

1) совместного  предприятия;

2) производственной  кооперации;

3) лизинга;

4) проектного  финансирования;

5) лицензирования;

6) управления  по контракту;

7) подрядного  производства и др.

Сделки в  форме совместного предприятия.

Совместным  называется предприятие, уставный капитал  которого образован на основе внесения паевых взносов двумя или более  физическими и юридическими лицами.

Совместное  предприятие может быть с участием иностранного капитала. Совместное предприятие  должно существовать в определенной правовой форме, установленной законом.

Сделки в  форме производственной кооперации.

Под производственной кооперацией понимается такая форма  сотрудничества, когда каждый из участников выполняет свою долю работ в рамках единого производственного процесса.

Объемы работ  каждой стороны и распределение  дохода, получаемого по окончании производственного цикла делятся в соответствии с условиями договора о сотрудничестве, а также договора о совместной деятельности.

Наиболее  важной составной частью этой формы  взаимоотношений выступает не продажа  полуфабрикатов одним партнером  другому, а их передача с целью  дальнейшей обработки. Т.к. в этом случае продажа отсутствует, то доход делится  после реализации продукта. Такая  система партнерских связей, как  правило, отличается высокой эффективностью.

Лизинг –  это особый вид аренды (чаще всего  применяемый, когда объектом аренды выступает оборудование).

Лизинг обладает значительными преимуществами, т.к. существенно снижает уровень  единовременных затрат.

Информация о работе Сущность и организационно-правовые формы хозяйственных товариществ в РФ