Теория инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:47, доклад

Описание работы

Первое наиболее полное описание инноваций ввел в экономическую науку австрийский ученый Й. А. Шумпетер в работе “Теория экономического развития”. С этого исследования начинается классическая теория инноваций. По мнению Й. Шумпетера, инновации – не просто нововведения, а фактор производства. Массовое появление «новых комбинаций», по Шумпетеру, свидетельствует о начале подъема экономики. Не пользуясь в этот период термином «инновация», Шумпетер заменяет его на пять «новых комбинаций» факторов производства:

Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства.
Изготовление нового продукта или известного продукта с новыми качествами.

Файлы: 1 файл

инновации.doc

— 58.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ

 

 

 

 

 

 

Кафедра: «Стандартизация и метрология

в производстве пищевых продуктов 

и спортивного питания»

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему «Теория  инноваций».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент 

группы 07-ИУК-20

Борисов А.Э.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2011 год

Теория инноваций

 

Первое наиболее полное описание инноваций  ввел в экономическую науку австрийский  ученый Й. А. Шумпетер в работе “Теория экономического развития”. С этого исследования начинается классическая теория инноваций. По мнению Й. Шумпетера, инновации – не просто нововведения, а фактор производства. Массовое появление «новых комбинаций», по Шумпетеру, свидетельствует о начале подъема экономики. Не пользуясь в этот период термином «инновация», Шумпетер заменяет его на пять «новых комбинаций» факторов производства:

 

  • Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства.
  • Изготовление нового продукта или известного продукта с новыми качествами.
  • Использование новых видов сырья или полуфабрикатов.
  • Изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении.
  • Проникновение на новый рынок сбыта.

 

Шумпетер дает определение инновации как экономической категории: это производственная функция, которая предопределяет «количественные изменения продукта с учетом изменений во всей совокупности действующих на него факторов. Если вместо совокупности факторов мы изменим форму функции, то получим инновацию». Он доказывает, что инновационную деятельность следует рассматривать лишь при условиях цикличности и динамического соревнования старых товаров и технологий с новыми, которые приходят им на смену. То есть инновация – это новая производственная функция, которая приходит на смену старой.

После Й. Шумпетера  на основе исследований Г. Менша, М. Калецки, Б. Твисса и др. возникли «неоклассические»  теории инноваций. Известные представители  этого направления оценивают  инновации, как «главный импульс» развития, исходящий от новых потребительских товаров, новых методов производства и транспортировки, новых рынков, новых организационных форм в промышленности". При этом они учитывают и цикличность развития экономики.

Большой вклад  в теорию экономического роста под влиянием научно-технических нововведений внес М. Калецки. В соответствии с его концепцией, в границах цикла товарного обращения можно обеспечить постоянный экономический рост, однако импульсы, которые вызовут изменения в системе условий, могут «вывести» экономику из циклического развития и сделать ее в долгосрочной перспективе «скачкообразной». К таким импульсам относится и инновация. По мнению М. Калецки, инновации стимулируют экономическое развитие, обеспечивают в долгосрочной перспективе сокращения продолжительности экономических спадов и удлиняют периоды подъемов.

Социальная  теория связана с приоритетом  человеческих отношений в управлении инновационной деятельностью. Основное место в ней занимают проблемы роли личности, уровень образования, анализ социально-психологических и организационных факторов. Для этой теории главным является выделение определенной группы людей, как особых носителей инноваций.

В современных условиях развития инновационного предпринимательства возникла так называемая «теория ускорения». Представители данной теории, основываясь на теории длинных волн Н. Кондратьева, рассматривают отдельно развитие предпринимательства «по западной модели» (США). Западное предпринимательство развивается более высокими темпами, оно является более новаторским, смелым, рискованным. В США чрезвычайно быстро проходит процесс замены старых отраслей хозяйства на новые. Высочайшие темпы развития наблюдаются в отраслях «третьей волны»: компьютерная техника и технология, программное обеспечение. За последние пять лет на 26,1% возросло производство компьютеров и офисной техники, на 24,9% — программного обеспечения компьютеров", что подтверждает выводы теории ускорения о связи инновационной деятельности и предпринимательства, о высокой отдаче инвестиций в инновационную сферу, о необходимости принятия политики государственного содействия инновационному развитию общества.

 

Новшество — оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности

Инновация — конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта

Инновационная деятельность (процесс): процесс, направленный на разработку и на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки

 

Классификация инноваций  по А.И. Пригожину.

 

Классификационный признак 

Вид инновации 

1. По распространенности.

Единичные и диффузные.

2. По месту в производственном цикле.

Сырьевые, обеспечивающие, продуктовые.

3. По преемственности.

Заменяющие, отменяющие, возвратные, открывающие, ретровведения.

4. По охвату ожидаемой доли рынка.

Локальные, системные, стратегические.

5. По инновационному потенциалу и степени новизны.

Радикальные, комбинаторные, совершенствующие


 

Классификация инноваций  по П.Н. Завлину и А.В. Васильеву.

 

Классификационный признак 

Классификационные группировки инноваций 

1. Область применения.

Управленческие, организационные, социальные, промышленные и др.

2. Этапы НТП, результатом которых  стала инновация. 

Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные.

3. Степень интенсивности. 

«Бум», равномерная, слабая, массовая.

4. Темпы осуществления инноваций.

Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные.

5. Масштабы инноваций. 

Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие.

6. Результативность.

Высокая, низкая, средняя.

7. Эффективность инноваций. 

Экономическая, социальная, экологическая, интегральная.


 

 

Развитие инновационного потенциала предприятия характеризуется наличием оптимальных результатов внедрения новой или усовершенствованной инновационной продукции и технологических процессов. Здесь следует решать задачи, касающиеся оценки степени новизны инноваций и различий в их уровне:

  1. является ли инновационный продукт новым для отрасли, региона, страны, мирового рынка, что, в свою очередь, отражает:
  2. удельный вес инновационной продукции в общем объеме выпускаемой предприятием продукции;
  3. влияние инноваций на конечные технико-экономические результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
  4. влияние инноваций на эффективное использование производственных ресурсов предприятия.

 

Оценка эффективности инноваций:

Экономический эффект (Э) определяется как разница  между результатами (продукцией, работой, услугами в стоимостной оценке - Р) и затратами на их достижение (З) за определенный расчетный период: 

Э = Р - З.

Коэффициент приведения разновременных затрат и результатов  к расчетному году рассчитывается по формуле: 

где t - год, затраты  и результаты которого приводятся к  расчетному году;  
E - норматив приведения, равный процентной ставке. 

Вывод

В современной  экономике роль инноваций значительно  возросла. Без применения инноваций  практически невозможно создать  конкурентоспособную продукцию, имеющую  высокую степень наукоемкости и новизны. Таким образом, в рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.


Информация о работе Теория инноваций