Ценные бумаги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Рассмотрим капитал, представленный в ценных бумагах: в акциях, облигациях, векселях и других их формах. С появлением ценных бумаг, или фондовых активов, происходит как бы раздвоение капитала. С одной стороны, существует реальный капитал, представленный производственными фондами, с другой – его отражение в ценных бумагах. Таким образом, ценные бумаги являются проявлением фиктивного капитала - бумажного двойника реального капитала.

Файлы: 1 файл

CEN_BUM.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

В случае, если в руках банков, корпораций и населения находится большое количество облигаций с колеблющимся процентом, государство проводит политику облегчения кредита, чтобы удержать процент по долгу на низком уровне. Соответственно такие действия, как и в первом случае, могут вызвать повышение курса акций и облигаций, выпущенных под более высокий процент.

 

  1. История развития рынка  ценных бумаг в России

 

Говорят, что новое - это  хорошо забытое старое. Поэтому следует вспомнить, что акции, акционерные компании  и  банки, финансовые рынки и фондовые биржи для России и Петербурга дело не новое. Обращение к истории развития финансового рынка  необходимо еще и потому, что путь этот не был гладким. И сегодня  мы  можем извлечь из него ряд уроков, которые, возможно, помогут  избежать ошибок при переходе к нормальной экономике.

Известно, что первая  акционерная  компания  возникла в России (в Петербурге) в 1782  году. Это была Акционерная для строения кораблей компания. До 1836 года в России  было  учреждено 58 компаний, среди которых первыми были крупные железнодорожные, пароходные, страховые.

Деятельность этих компаний не всегда была успешной,  но имеются  и уникальные случаи. Например, Первое страховое от  огня общество, возникшее в 1827 году, просуществовало до 1917 года - до национализации государством всех предприятий. В первые 20 лет деятельности этого общества акционерам  выплачивался  дивиденд, достигавший 45%, несмотря на значительные накопления.

Успешная деятельность этого общества, а также снижение с 1 января 1830 года в государственных кредитных  учреждениях процентной ставки с 5% до 4%, сильно повлияла на активность акционерного учредительства. Вот что  писал по этому поводу журнал "Современник" в 1847 году: "Стремление к акционерным компаниям вскоре усилилось до такой степени, что лишь только замышлялось какое-нибудь предприятие, акции его были с жадностью разбираемы".

Все это стало причиной значительного роста цен на  ценные бумаги, развития рыночной торговли ими. Не имея опыта, вкладчики покупали акции без разбора, не задумываясь о видах деятельности компаний и их доходности. Это, а также несколько крупных банкротств привели к тому, что в 1836 году в России разразился первый в истории рынка капиталов биржевой крах. Доверие к акциям сменилось полным к ним отвращением.

Однако все это послужило толчком к более активной разработке государственных актов, призванных регулировать порядок создания акционерных компаний, выпуск и торговлю ценными бумагами, деятельность фондовых бирж. И  надо  отметить,  что  Россия приступила к решению этих задач одной из первых в мире.  В  Пруссии это было сделано в 1843 году, в Англии - в 1844,  во  Франции - в 1856 году. В США подобные законы были приняты только после 1933 года.

Принятие Положения  о компаниях на акциях, подписанного 6 декабря 1836 года, преследовало цель, как говорилось в указе Николая I Сенату, "...всем вообще ветвям промышленности... доставить, с одной стороны, сколь можно более свободы в ее движении и развитии, а с другой стороны, оградить ее, по возможности, от последствий легкомыслия и необдуманной предприимчивости".

Только с 1857 года возобновился активный процесс  создания акционерных  компаний. До 1914 года в России  было несколько периодов спада и подъема  акционерного учредительства. Но в целом происходил рост акционерного капитала. К 1914  году по величине общего оборота ценных бумаг в Фондовом отделе Петербургская биржа вышла на пятое место в мире - вслед за фондовыми биржами Лондона, Парижа, Нью-Йорка и Рима.

Эти и другие данные свидетельствуют  о том, что в  нашем Отечестве имелись хорошие традиции. И нам  необходимо их вспомнить, восстановить и развивать.

В настоящее время  происходит мучительный процесс  создания структуры фондового рынка, который отвечал бы  международным  стандартам. Рынок ценных бумаг начал  складываться после выхода постановления Совета Министров СССР 1195 от 15 октября 1988 года "О выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг", в котором были определены процедуры, связанные с изготовлением,  реализацией и приобретением акций работниками предприятий. С достаточной четкостью постановка бухгалтерского учета была определена в указаниях Министерства финансов СССР от 31 июля 1991 года "О бухгалтерском учете ценных бумаг".

Формирование рынка  ценных бумаг в России  в  значительной степени связано с темпами приватизации в стране и созданием класса собственников. Важное место в этом  процессе  отводится также становлению единого экономического пространства между бывшими союзными республиками, в том числе странами СНГ.

Приватизация означает преобразование государственной собственности в собственность граждан или юридических лиц. В нашей стране основным документом, определяющим практические вопросы приватизации является Государственная программа приватизации  государственных и муниципальных предприятий в Российской  Федерации (утв. Указом Президента РФ от 24 декабря 1993г. N 2284).

В самом начале проведения приватизации в стране не было устойчивой нормативной базы для проведения сделок с ценными бумагами, поэтому  стало возможным возникновение  финансовых пирамид, а затем и крах таких финансовых компаний как МММ, Русский Дом Селенга и других, в результате деятельности которых были обмануты миллионы вкладчиков, и подорвано доверие к фондовому рынку со стороны населения. Как мы уже видели, такая ситуация уже складывалась на рынке ценных бумаг еще в середине XXI века. Тогда прошло немало времени для того, чтобы вкладчики вновь поверили в ценные бумаги, поэтому можно ожидать, что пока в нашей стране не сформируется стабильная нормативная база на рынке ценных бумаг, бурного развития фондового рынка не произойдет, а без этого невозможно привлечение инвестиций для развития производства и следовательно невозможна стабилизация экономики страны.

С принятием Положения  о Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, Федерального закона от 22.04.96г. N 39 “О рынке ценных бумаг” и введением с 1.01.95 года запрета на работу без лицензии на рынке ценных бумаг, формирующийся фондовый рынок должен приобрести более цивилизованные черты, что позволит инвесторам избежать финансовых потерь от поведения недобросовестных эмитентов, и в конечном итоге стабилизировать экономическую ситуацию в стране.

Сформирована и уже  успешно функционирует инфраструктура фондового рынка.

Однако, большинство профессиональных участников  фондового рынка были созданы в период  начальной  приватизации государственных предприятий и их деятельность на рынке ценных бумаг в период с 1992 по 1996 годы сводилась в основном  к  купле-продаже ЦБ, то есть фактически просто к перераспределению  собственности.

Поэтому для решения таких острых проблем, существующих в настоящее время в России, как:  нехватка  инвестиционных ресурсов и оборотных средств в промышленности, многомесячная  задолженность бюджетов по заработной  плате и пенсиям, резко возрастающие взаимные неплатежи, неплатежи в бюджет и др., необходимо в настоящее время разработать стратегические и тактические шаги по приоритетным направлениям развития рынка ценных бумаг.

В настоящее время  в России остро встала проблема низкой инвестиционной активности субъектов предпринимательской  деятельности.

Это произошло по нескольким причинам. Во-первых, это связано  с общим неудовлетворительным состоянием российской экономики и с низкими инвестиционными способностями частного сектора.  Во-вторых, проблема низкой инвестиционной  активности  усугубляется острым кризисом неплатежей. В-третьих, на состояние инвестиционной деятельности большое влияние оказывает завышенная относительно инфляции цена кредитных ресурсов, делающая их   недоступными реальному сектору (хотя в 1996 году произошло  снижение  ставки процента со 180 до 80%).

До 17 августа 1998 г. потенциальные  инвесторы предпочитали вкладывать средства в существенно более доходные и надежные финансовые активы, в том числе - в государственные ценные бумаги. Сохраняющаяся на протяжении длительного времени высокая доходность государственных долговых инструментов привела к значительному разрыву прибыльности инвестирования в реальном и финансовом секторах рынка.  Это  напрямую способствует оттоку капитала их производства. В 1996 году конкурентные преимущества рынка гос.долга еще более усилились - компенсация недобора налогов в бюджет вызвала необходимость значительного по сравнению с прошлым годом увеличения масштабов заимствования на внутреннем рынке и роста доходности  государственных ценных бумаг, что еще более обострило проблему дефицита  средств для инвестирования.

Принято рассматривать  инвестиционный рынок как совокупность следующих элементов:

рынок инвестиционных проектов;

рынок строительных материально-технических ресурсов;

рынок трудовых ресурсов в строительстве;

фондовый рынок (рынок ценных бумаг);

рынок финансово-кредитных  инвестиционных ресурсов.

Значительный потенциал  финансовых ресурсов для  инвестирования формируется на рынке ценных бумаг и прежде  всего в секторе корпоративных ценных бумаг. Масштабы привлечения  инвестиций  через механизм рынка ценных бумаг во многом определяется вовлечением в фондовый оборот продаваемых на аукционах и инвестиционных конкурсах крупных пакетов акций, в том числе государственных, участием в фондовых операциях как крупных институциональных  инвесторов, так и значительных масс населения через систему инвестиционных фондов, инвестиционных и страховых компаний.

Существенные положительные  сдвиги произошли в развитии законодательной базы рынка ценных бумаг. Приняты законы от  26  декабря 1996 года N208-ФЗ "Об акционерных обществах" и от 22 апреля 1996 года N39-ФЗ "О рынке  ценных  бумаг", соответствующие разделы включены в Гражданский кодекс Российской Федерации, а также в проект Налогового кодекса (в части дивидендов и процентов).

Утверждена Указом  Президента  Российской  Федерации от 1 июля 1996г. N1008 Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации.

Вместе с тем, несмотря на позитивные сдвиги в развитии рынка ценных бумаг, значительные эмиссии акций промышленных предприятий по отдельным акционерным обществам, вторичная их  эмиссия и объемы капитальных вложений, финансируемых за счет нее, пока в целом недостаточны. Отсутствие интереса к вложению средств в корпоративные ценные бумаги обусловлено сохраняющейся до недавнего времени высокой стоимостью государственных заимствований (ГКО,ОФЗ) при низком уровне доходности и ликвидности акций. В результате, несмотря на значительный рост предложений и выход на рынок акций ряда наиболее интересных  российских предприятий, приток денежных средств на российский фондовый рынок резко сократился.

Из-за низкого доверия  к корпоративным бумагам не удалось  привлечь и временно свободные средства населения, к моменту проведения специализированных денежных аукционов у населения появился альтернативный инструмент для их вложения  -  облигации  государственного сберегательного займа. Но заявление правительства от 17 августа 1998 г. о расширении валютного коридора, объявлении моратория на погашении внешних долгов, отмене торгов по ГКО и выпуске вместо ГКО новых ценных бумаг повергло держателей ГКО и других государственных ценных бумаг в шоковое состояние. Кризис повлек за собой банкротства ряда банков. Все это способствовало падению интереса к ценным бумагам.

 

 

  1. Работа рынка ценных бумаг в  США

          

В настоящее время  в развитых западных странах различают две модели фондовых рынков: американскую и европейскую.

Более эффективной и  глубоко продуманной считается  американская модель, к созданию которой стремится большинство стран, еще только формирующих свои фондовые рынки. Американская модель отличается от европейской прежде всего глубоким вмешательством государства в регулирование рынком ценных бумаг.

Начало государственного регулирования рынка ценных бумаг в США относится к периоду “Великой депрессии” 1929-1933 гг., и вот уже больше 60 лет является предметом пристального внимания правительственной администрации.

Федеральное законодательство о ценных бумагах представляет собой шесть основных законодательных актов, принятых между 1933 и 1940 годами и систематически дополнявшихся в последующие годы. Это закон о ценных бумагах (1933г.); Закон о ценных бумагах и биржах (1934г.); Закон о холдинговых компаниях по коммунальному обслуживанию (1935г.); Закон о контрактах между держателями акций и компаниями-эмитентами (1939г.); Закон об инвестиционных компаниях (1940г.); Закон о предоставлении консультаций по инвестированию (1940г.). В 1970 году к ним прибавили еще ряд законов, в том числе Закон о защите интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.

Основная цель Акта о  ценных бумагах 1933 года состояла в обеспечении всех участников фондового рынка полной и достоверной информацией, позволяющей обоснованно принимать инвестиционные решения. Для этого требовалось, чтобы любая ценная бумага до ее выпуска на рынок проходила государственную регистрацию. Первоначально регистрация поручалась Федеральной комиссии по торговле, а с 1934 г. - Комиссии по ценным бумагам и биржам. Закон об обязательной регистрации действует и в настоящее время.

В США существует типовая  форма регистрационного документа. В нем содержатся сведения об эмитенте: его имя, название фирмы, вид бизнеса, информация о его имуществе и условиях выпуска ценных бумаг. Обязательно представляется финансовая отчетность: баланс эмитента, составленный не ранее, чем за три месяца до предполагаемого выпуска ценных бумаг, и такого же рода сводный отчет за истекшее пятилетие. Проверкой правдивости этой информации занимаются специальные аудиторы. Они контролируют составление регистрационных документов, проводят сравнительный анализ результатов деятельности различных фирм как за текущий, так и за предыдущие годы.

Закон 1933 года предусматривает  ответственность за дачу ложных сведений, виновные подвергаются либо административному расследованию, либо судебному разбирательству. Вместе с тем каждый эмитент ценных бумаг имеет право обжаловать решение регистрационного органа и обратиться в Апелляционный суд США.

Информация о работе Ценные бумаги