Ценообразование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 15:47, курсовая работа

Описание работы

Цены существуют несколько тысячелетий. Первые упоминания о регулируемых ценах относятся к древней Ассирии за 1700 лет до н.э.: они были установлены царем Шамшиадатом I на зерно, масло, шерсть.
Цена - это денежное выражение стоимости товара.

Файлы: 1 файл

Ценообразование 2.docx

— 51.42 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Высшая ловкость состоит в том, чтобы всему знать истинную цену.

Ф. Ларошфуко

 Цены существуют несколько тысячелетий. Первые упоминания о регулируемых ценах относятся к древней Ассирии за 1700 лет до н.э.: они были установлены царем Шамшиадатом I на зерно, масло, шерсть. .

 Цена - это денежное выражение стоимости  товара.

В экономической жизни роль цен определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских  структур, и  домашних хозяйств, и народного хозяйства  в целом.

Особенно  велика  их  роль  в  рыночной  экономике,  где  свободные  цены  выступают  основным  регулятором  пропорций  общественного  воспроизводства, хозяйственных  отношений. Цены являются  также  важным объектом  государственного  регулирования,  благодаря  которому  государство  осуществляет  свою политику    в условиях  рынка.

Цены определяют эффективность внешнеэкономической  деятельности.

Формирование  цен, отвечающих требованиям рыночной экономики, связано с аккумулированием современных знаний экономики, бухгалтерского учета, финансового  менеджмента,  маркетинга,  налогового  и  таможенного  законодательств.

Рынок диктует условия выживания. Поэтому правильно выбранная  ценовая политика, грамотная тактика  формирования цен, экономически выверенные методы ценообразования составляют основу успешной деятельности любого предприятия, независимо от форм собственности. целью моей курсовой работы является изучить основы ценообразования .

 

1 Общая часть

    1. Понятие цены

 

Цены и ценообразование  являются одним из ключевых элементов  рыночной экономики. Цена – сложная  экономическая категория. В ней  пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом.  В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, созданию, распределению и использованию ВВП и национального дохода.

В самом общем  виде цена представляет собой сумму  денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке. Именно здесь сталкиваются спрос на продукцию или услугу, предложение, полезность предлагаемого товара, целесообразность его приобретения. Товар или цена проходят непосредственную проверку рынка, где формируется окончательная цена товара или услуги – равновесие между спросом и предложением.

Под единым понятием "цена" понимается множество разновидностей цен: оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные рыночные, государственные, контрактные, прогнозные, проектные, лимитные, мировые.

Будучи широко употребительными в экономике любого типа (централизованной, рыночной, смешанной), цены формируются и действуют в разных экономиках по-разному. В соответствии с коммунистической, чисто распределительной доктриной экономика вообще может обойтись без денег, а следовательно, и без цен, тогда как рыночная экономика без цен становится бессмысленной.

В директивно управляемой экономике  цены используются как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны  правительства, тогда, как в рыночной, они образуют часть системы саморегулирования.

 

 

1.1.1 Себестоимость

 

Для предприятий основным по значимости элементом в составе цены товара является его себестоимость. В соответствии с наиболее общим определением себестоимость — это выраженные в денежной форме затраты на  производство и реализацию продукции.

Зарубежная практика учета затрат и себестоимости в значительной 

степени базируется на теории разграничения  затрат на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства. Объясняется это тем, что на предприятиях, работающих в  рыночных условиях, часто возникают  ситуации, связанные с колебаниями  загрузки производственных мощностей. Подобные колебания влекут за собой  изменения в объемах продаж. Это, в свою очередь, существенно влияет на уровень себестоимости продукции  и, как следствие, на финансовые результаты.

К переменным относят затраты, величина которых изменяется с 

изменением  степени загрузки производственных мощностей (объема выпуска). Сюда включают затраты на сырье и основные материалы, заработную плату основных производственных рабочих, затраты на топливо и энергию для  технологических целей.

К постоянным затратам принято относить такие, величина которых не меняется с изменением степени загрузки производственных мощностей (объема выпуска). Это, например, амортизация, арендная плата, проценты по кредитам. Следует отметить важнейшую особенность постоянных затрат — с  ростом объема производства они уменьшаются в расчете на единицу продукции. Именно поэтому при увеличении загрузки производственных мощностей и  росте объемов продаж себестоимость отдельного изделия снижается, что  приводит в конечном итоге к росту массы прибыли предприятия.

Общие или полные затраты на выпуск продукции, включаемые в 

себестоимость, традиционно служили в нашей  стране базой при формировании цен на продукцию предприятий.

 

1.1.2 Прибыль

 

Помимо себестоимости другим важнейшим  для предприятий элементом цены является прибыль. Прибыль — это  форма дохода, полученного после  того, как товар будет реализован по установленной цене.

После уплаты налогов предприятия  получают чистую прибыль (по-другому  она называется прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия). Предполагается, что рациональный предприниматель должен быть нацелен на получение максимально возможного объема прибыли.

Относительной величиной прибыли  является - рентабельность. В ценообразовании  важна рентабельность изделий, которая  аналогична 

рентабельности  затрат. Она показывает эффективность  выпуска, поскольку отражает взаимосвязь  массы прибыли, полученной от реализации продукции, и  использованных на ее производство затрат.

Прибыль от реализации продукции по свободным оптовым (отпускным) ценам  определяется как разница между  выручкой от реализации продукции и  товаров по свободным отпускным  ценам, без налогов и сборов, не относящихся на  себестоимость, и  затратами, включенными в себестоимость (на производство и  реализацию). Никаких предельных нормативов рентабельности при этом не  предусматривается.  Вместе с тем налоговая практика свидетельствует о том, что при установлении цены конкретного изделия в ее состав должна включаться  прибыль, рассчитанная исходя из уровня рентабельности в размере не менее 25%.

 

1.1.3 Торговые надбавки , скидки

 

Функции по оптовым закупкам, хранению и продаже продукции потребителям-предприятиям или розничным продавцам осуществляют снабженческо-сбытовые, заготовительные  предприятия, оптово-посреднические фирмы, торгово - закупочные предприятия, предприятия оптовой торговли. Все перечисленные субъекты сферы обращения несут соответствующие расходы по закупкам  товаров, их реализации. Возмещение всех издержек оптовой торговли осуществляется с помощью снабженческо-сбытовых надбавок. Последние, по существу, есть цена за  услуги оптового звена, поэтому, как любая цена, включает затраты и прибыль.

Расходы, связанные с реализацией  товаров розничными торговыми 

предприятиями населению, возмещаются через торговую надбавку. Если по продукции и товарам  применяются регулируемые торговые надбавки,

предприятия торговли используют торговую надбавку установленных размеров.

На предприятиях общественного  питания цены на реализуемую продукцию  формируются исходя из свободных  отпускных цен или цен закупки  на эту  продукцию и единой наценки (вместо торговой надбавки и наценки) или торговой надбавки и наценки.

Величина издержек обращения связана  с условиями купли-продажи. Чем  больше посредников участвуют в  реализации товара, тем выше издержки обращения, тем выше уровень продажной цены. Поэтому создание или  возникновение в стране крупных оптово-торговых фирм будет способствовать  удешевлению товародвижения. Крупные оптовики чаще всего сами определяют свою отпускную и розничную цены, определяя долю другого , посредника или розничного продавца в этой цене. В таких случаях имеет место оптовая или торговая скидка.

 

1.1.4 Налоги

 

Важное место в составе цены занимают налоги. По своей  организационно-экономической  сути, налог — это принудительный сбор, платеж, взимаемый государством с имущества и доходов хозяйствующих субъектов, физических лиц для покрытия государственных расходов, решения задач социально-экономической политики.

В состав цены включаются следующие  виды налогов: социальные налоги, налог  на добавленную стоимость, акциз  и не имеющий значения как  самостоятельный  элемент цены, налог на прибыль.

Социальные  налоги — это отчисления в пенсионный фонд , в фонд  социального страхования, в фонд занятости, в фонд медицинского страхования (ЕСН ставка  26%). Величина перечисленных социальных налогов включается в себестоимость продукции в качестве самостоятельной статьи затрат — отчисления на социальные нужды.

По объекту налогообложения  различают прямые и косвенные  налоги.

Прямые налоги устанавливаются  на доход и имущество физических и юридических лиц, производящих уплату налогов. Это подоходный налог  с  физических лиц, налог на прибыль (ставка  20%) предприятий, налог на доходы банков, земельный налог, лесной налог.

К косвенным налогам относятся  налоги на товары и услуги,  уплачиваемые в цене товара или включаемые в  тариф. Косвенные налоги — это налог на добавленную стоимость (НДС ставка 10%- 18%), налог с продаж (ставка не более 5%) акцизы, таможенные пошлины.

Предприятия рассматривают налоги как предпринимательские издержки. Поэтому проводимая государством политика в области налогов оказывает  непосредственное влияние на предложение. С ростом налогов увеличиваются  издержки производства и сокращается предложение. Снижение налога на данный товар (НДС, акциз), как и государственные дотации уменьшают издержки производителя , и увеличивают предложение.

1.2 Задачи ценообразования и  ценовая политика.

Цена в условиях рыночной экономики  — важнейший экономический  параметр, характеризующий деятельность предприятия. Именно цены определяют структуру производства, оказывают решающее воздействие  на движение  материальных потоков, распределение товарной массы, уровень  доходности предприятия. Для самостоятельных  товаропроизводителей, работающих на рынок,  независимо от форм собственности  вопрос о ценах — это вопрос их существования и благополучия.

Ценообразование — это комплексный  процесс, в котором необходимо учитывать  большое количество факторов: политику и задачи предприятия, результаты маркетинговых  исследований, действия конкурентов, психологию потребителей, действующее законодательство и другие нормативно-правовые акты.

 

    1.2.1 Задачи ценообразования

 

Основными задачами ценообразования  могут быть:

Обеспечение выживаемости предприятия. Эта задача выходит на первый план в условиях острой конкуренции или  резко меняющихся потребностей покупателей.

Максимизация текущей прибыли, повышение уровня рентабельности. Совершенно очевидно, что, поставив такую задачу, предприятия увеличивают доходность, расширяют воспроизведенные, в том  числе и инвестиционные, возможности  предприятия.

Завоевание лидерства по показателям  доли рынка. Многие исходят из предположения, что предприятие, которому принадлежит  большая доля рынка, будет иметь  самые низкие издержки и самые  высокие долговременные прибыли.

Завоевание лидерства по показателям  качества. Предприятие, решившее делать ставку на качество своих товаров, несет  большие издержки, связанные с  поведением научно-исследовательских  и конструкторских работ, но и  цены, как правило, устанавливает  более высокие, чем цены конкурентов.

 

          1.2.2 Ценовая политика

 

Ценовая политика – это механизм или модель принятия решений о поведении предприятия на основных типах рынков для достижения поставленных целей хозяйственной деятельности.

Политика цен предприятия является основой для разработки его стратегии  ценообразования.

Стратегия ценообразования — это  набор практических факторов и методов, которых целесообразно придерживаться при установлении  рыночных цен  на конкретные виды продукции, выпускаемые  предприятием.

В зависимости от применяемой рыночной стратегии избирается конкретная форма  осуществления ценовой политики или соответствующая комбинация таких форм. Вот некоторые из них:

- добиться такого уровня цен,  верхний предел которого обеспечивал бы фирме максимальную прибыль;

- обеспечить фирме «нормальную  прибыль» (возмещение издержек производства плюс средняя норма прибыли);

- вести политику «ценовой» конкуренции;

- осуществлять политику «неценовой»  конкуренции;

- устанавливать цены на уровне  «лидера» или цен конкурентов;

Информация о работе Ценообразование на предприятии