Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 17:35, лекция
1. Ценовая политика организации. Цели и этапы ценообразования.
2. Экономическое содержание цены.
3. Виды цен.
4. Методы формирования цен.
5. Ценовая эластичность. Ценовая конкуренция. Антимонопольное законодательство.
Ценообразование
Тема 1. Ценообразование
Переход к рыночным элементам хозяйствования коренным образом меняет место цен в экономических процессах. Цена является одной из экономических категорий, которую не может отторгнуть ни одна общественная формация, имеющая денежное обращение.
Ценовая политика – это механизм принятия решений о поведении предприятия для достижения поставленных целей.
Ценообразование на предприятии представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных этапов:
Цели ценообразования:
Обоснованная методика установления цен, разумная ценовая политика являются необходимыми условиями эффективного функционирования предприятий в жестких условиях рыночной экономики. Правильное установление цен определяет лицо предприятия в той же мере как и качество его товаров.
Цена является денежным выражением стоимости товара.
При определении сущности цены как экономической категории существуют два основных подхода.
Первый подход основан на теории трудовой стоимости, в соответствии с которым, цена – это денежное выражение стоимости, а стоимость – это овеществленный в товаре общественно-необходимый труд.
Второй подход – маржиналистский, основанный на теории предельной полезности. В соответствии с этой теорией цена – это такое количество денег, которое покупатель готов отдать за товар. Цена, по определению американского экономиста Филиппа Котлера представляет собой конкретную денежную сумму, по которой покупатель готов купить товар (у него есть необходимая сумма денег), а продавец может продать (у него будет прибыль, а не убыток)
Цена - экономическая категория, позволяющая косвенно измерить затраченное на производство товара общественно необходимое рабочее время. При товарных отношениях цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, то есть является механизмом, обеспечивающим равновесие между спросом и предложением, а, следовательно, между ценой и стоимостью.
Цена выполняет следующие функции:
В ходе ценообразования необходимо помнить о ценовой эластичности спроса, которая показывает, на сколько % изменится количество реализуемой продукции, при изменении цены на товар на 1%.
В условиях рынка ценовая конкуренция (состязательность) является нормальным явлением и каждое предприятие при методе ценообразования, а затем при расчете цены на единицу конкретного товара должны помнить об этом, чтобы не потерять покупателей.
Государство в случае необходимости может вмешиваться в процессы ценообразования и в зависимости от изменяющихся экономических условий переходить к регулируемым ценам. Такими являются цены на товары и тарифы на услуги субъектов естественных монополий, на социально-значимые товары и т.п. Государственное регулирование цен продукции естественных монополий закреплено Федеральным законом «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года. Приняты также нормативные документы по тарифам на электро- и тепловую энергию, которые регулируются региональными энергетическими компаниями.