Ценовая политика и стратегия предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 18:44, контрольная работа

Описание работы

Чтобы правильно сформулировать ценовую политику, предприятие должно четко представлять цели, которых оно достигнет посредством продажи конкретного товара. При выборе ценовой политики следует также учитывать, что хотя глобальной целью любого предприятия является получение прибыли, однако в качестве промежуточных могут быть выдвинуты такие цели, как защита своих интересов, подавление конкурентов, завоевание новых рынков, выход на рынок с новым товаром, быстрое возмещение затрат, стабилизация доходов. Достижение этих целей возможно в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Файлы: 1 файл

машиностр.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

3)    ценовые линии. Эта стратегия отражает диапазон цен, где каждая цена показывает определенный уровень качества одноименного товара. Например, чайный набор может быть высшего сорта, 1-го сорта, 2-го сорта, и соответственно устанавливаются конкретные цены в рамках этого диапазона качества.

Реже применяются  такие ценовые стратегии, как содействие продажам; дифференцированных цен; ограничительных (дискриминационных) цен; «падающего лидера»; цен массовых закупок; нестабильных, меняющихся цен.

Концепция жизненного цикла (ЖЦ) товара предполагает учет в  ценообразовании фактора изменения издержек в результате расширения объемов производства товара, а также фактора покупательского спроса в зависимости от степени новизны товара, времени нахождения его на рынке.

Предприятие, строящее свою деятельность с учетом ЖЦ продукта, получает хороший инструмент для определения времени и направления корректировки цены в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры.

ЖЦ товара состоит  из четырех основных этапов: внедрение  на рынок, рост продаж, период зрелости и падение продаж ;(табл. 3.2).

Цель фирмы — расширить стадию зрелости, чтобы продлить жизнь товара и получить передышку для разработки и внедрения (новых товаров. На последней стадии важно переключить своих .потребителей на свои новые виды продукции и вовремя снять данное изделие с продажи.

2. Методы  ценообразования

Все методы ценообразования  могут быть разделены на три основные группы, в зависимости от того, на что в большей степени ориентируется  фирма-производитель или продавец при выборе того или иного метода (рис. 1):

1) на издержки производства — затратные методы;

2) на коньюнктуру рынка — рыночные методы;

3) на нормативы затрат на технико-экономический параметр продукции — параметрические методы.

 

Рис. 1. Классификация методов ценообразования

В свою очередь  группа рыночных методов ценообразования может быть разделена еще на две подгруппы в зависимости от:

1) отношения  потребителя к товару — методы  с ориентацией на потребителя;

2) конкурентной  ситуации на рынке — методы  с ориентацией на конкурентов.

Подгруппа методов  с ориентацией на потребителя также включает в себя ряд методов, которые можно классифицировать по:

1) воспринимаемой  ценности товара потребителем  — методы на основе воспринимаемой  ценности товара;

2) сложившемуся  спросу на рынке — методы  с ориентацией на спрос.

3. Методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции

В совокупности затраты связанные с производством  и реализацией продукции образуют ее себестоимость.

Под калькулированием себестоимости продукции понимается определенный порядок группировки затрат на производство в зависимости от конкретных условий изготовления продукции, обеспечивающий определение ее фактической себестоимости и необходимую информацию для контроля за процессом формирования себестоимости.

Калькуляция - один из основных показателей плана и отчета по себестоимости, выражающей затраты предприятия на производство и реализацию единицы конкретного вида продукции в денежной форме. Калькулирование себестоимости продукции предопределяется особенностями технологии и организации производства, характером выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг.

В зависимости  от целей калькулирования различают  плановую, сметную и фактическую  калькуляции.

Определение себестоимости  – очень сложный процесс, причем калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) должно отвечать отраслевой специфике предприятия, а также особенностям организации его производства.

Калькуляция составляется на все виды изделий, выпускаемых  предприятием, и определяет экономическую  выгодность производства, вскрывает резервы экономии материальных, трудовых и денежных ресурсов.

Плановая калькуляция  представляет собой расчет плановой себестоимости единицы продукции (изделия), составленный по статьям  затрат.

Плановые калькуляции  составляются на планируемый период на основе прогрессивных действующих на начальный период норм (смет) затрат труда и средств производства, отражающих дальнейший технический прогресс и улучшение организации производства и труда.

Проектные калькуляции  – разновидность перспективных  плановых калькуляций, необходимы для определения эффективности капитальных вложений и новой техники.

Нормативные калькуляции  – разновидность текущих плановых калькуляций, в основе которых лежат  текущие, действующие нормы, характеризующие  в основном достигнутый уровень затрат, применяются при нормативном методе учета затрат.

В отличии от плановой калькуляции, отражающей плановые нормы и рассчитанной на год, нормативная  калькуляция отражает нормы, в основе которых предполагается наличие  соответствующей нормативной базы и нормативный метод учета затрат на производстве.

Фактические (отчетные калькуляции) – исчисляются на основе данных учета и характеризуют  фактический уровень всех затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Используется для контроля за выполнением плановых заданий по снижению себестоимости различных видов продукции, а также анализа и динамики себестоимости.

При составлении  плановых и фактических калькуляций  себестоимости продукции и свода  затрат на производство по предприятию  в целом используется группировка затрат по технологическим процессам, переделам или установкам (цехам) и т.д.

В зависимости  от объема затрат, включаемых в калькуляцию, различают калькуляцию цеховой, производственной и полной себестоимости.

В зависимости  от охватываемого периода калькуляции делятся на месячные, квартальные и годовые.

Под методом учета затрат на производство продукции понимают систему приемов отражения производственных затрат для определения фактической  себестоимости продукции.

Выбор метода калькулирования себестоимости продукции связан с отраслевыми и производственными особенностями предприятий. На практике промышленные предприятия применяют простой, нормативный, позаказный и попередельный методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости.

Простой (попроцессный) метод  применяется на тех предприятиях, которые вырабатывают однородную продукцию, имеют массовый характер производства и краткий период технологического процесса, и где отсутствуют остатки (или имеются стабильные) незавершенного производства. Этот метод характерен для предприятий добывающих отраслей промышленности, промышленности строительных материалов, химической промышленности и др.

При проведении простого метода калькулирования себестоимость  единицы продукции исчисляется  путем деления суммы производственных расходов на количество единиц продукции.

Нормативный метод учета  затрат на производство и калькулирования  себестоимости продукции применяется  для своевременного предупреждения нерационального расходования, трудовых и финансовых ресурсов. Как правило, он применяется при массовом и серийном производстве на предприятиях обрабатывающих отраслей промышленности, в машиностроении, на предприятиях легкой промышленности.

Сущность нормативного метода заключается в том, что отдельные виды затрат на производство учитывают по производственным нормам, предусмотренным нормативными калькуляциями. При этом ведется оперативный учет отклонений фактических затрат от производственных норм с указанием объекта возникновении отклонений, причин и виновников их образования, а также учитываются изменения, вносимые в действующие нормы затрат в результате внедрения организационно-технических мероприятий и определяется влияние этих изменений на себестоимость продукции.

Нормы производственных затрат – важнейшее орудие управления производством. Они отражают технический и организационный уровень развития предприятия, влияют на его экономику и на конечный результат деятельности.

Позаказный метод учета  – себестоимость единицы продукции  рассчитывают по сумме затрат всех цехов. Этот метод используют в производствах с механической сборкой деталей, узлов и изделий в целом, где технологический процесс между цехами тесно взаимосвязан, а последнюю продукцию выпускает последний в технологической цепочке цех. Здесь фактическая себестоимость определяется по окончании выполненного заказа. Вся сумма затрат будет составлять ее себестоимость.

Позаказный метод учета  и калькулирования продукции  применяют в индивидуальных и  мелкосерийных производствах на предприятиях тяжелой индустрии, в судостроительной промышленности (постройка корабля, изготовление турбины и т.п.), где вырабатывают продукцию в индивидуальном исполнении.

Попередельный метод учета  затрат на производство и калькулирования  себестоимости продукции, применяется  в тех отраслях промышленности, где характерно разделение технологического процесса на отдельные фазы обработки исходного материала и обрабатываемое сырье последовательно проходит несколько отдельных самостоятельных фаз обработки – переделов (нефтеперерабатывающая, текстильная промышленность и т.д.)

Передел – это совокупность технологических операций, которые  завершаются выработкой промежуточного продукта (полуфабриката) или получением законченного готового продукта.

Затраты на изготовление продукции  таких производств учитываются по видам однородных изделий, статьям калькуляции и переделам.

Список литературы

1. Долан Р.  Дж., Саймон Г. Эффективное ценообразование.  М.: Экзамен, 2005. - 378с.

2. Негл Т.Т., Холден Р.К.  Стратегия и тактика ценообразования.  СПб.: Питер, 2001. - 546с.

3. Салин В.Л. Ценообразование.  СПб.: ОЦЭиМ, 2003. - 347с.

4. Цены и ценообразование:  Учебник для вузов.5-е изд. /Под  ред. Есипова В.Е. - СПб.: Питер, 2008. - 480с.

5. Цациулин А.Н. Цены  и ценообразование в системе  маркетинга: Учебное пособие.2-е изд. М.: ИИД "Филинъ", 1998. - 498с.

6. Шуляк П.Н. Ценообразование:  Учебно-практическое пособие. - 5-е  изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая  корпорация "Дашков и К*", 2002.192с.


Информация о работе Ценовая политика и стратегия предприятия