Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 22:04, реферат
В агропромышленном комплексе свободное ценообразование в определенной мере ограничено. Большая часть сельскохозяйственной продукции имеет низкую «эластичность», что обуславливает необходимость государственного регулирования уровня цен.
Ценовое регулирование в АПК
В агропромышленном комплексе
свободное ценообразование в
определенной мере ограничено. Большая
часть сельскохозяйственной продукции
имеет низкую «эластичность», что
обуславливает необходимость
Регулирование ценообразования — воздействие на процессы установления и применения цен (тарифов) со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики. Оно реализуется на основе форм прямого (административного) и косвенного регулирования. Косвенное воздействие на ценообразование осуществляется посредством кредитного, налогового тарифного регулирования. Это обусловлено потребностями обеспечения продовольственной безопасности страны.
Правовые основы государственной политики в области ценообразования в Республике Беларусь, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ними, права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования устанавливает Закон «О ценообразовании», который принят Палатой представителей 13.04.1999 г. и одобрен Советом Республики 26.04.1999 г.
Основой экономических отношений
на рынке сельскохозяйственных продукции,
сырья и продовольствия являются
рыночные (договорные) цены, складывающиеся
под влиянием спроса и предложения.
Однако в ряде случаев в целях
регулирования рынка продукции
и поддержки
Гарантированные цены на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие применяются, если средние рыночные цены ниже гарантированных, а также при реализации сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия непосредственно государству по квотам и др. Гарантированная цена рассчитывается на основе целевой цены и устанавливается органами государственной власти.
Гарантированная цена должна
обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям
с учетом прочих форм государственной
поддержки получение доходов, достаточных
для расширенного воспроизводства,
в соответствии с целями, определяемыми
экономической политикой
Гарантированные цены применяются
только по отдельным видам
Целевые цены (нормативные
индикаторы) устанавливаются также
государственными органами управления
для обеспечения паритетного
соотношения цен на промышленную
и сельскохозяйственную продукцию;
покрытия расходов, вызванных взиманием
налоговых и неналоговых
Для организаций, перерабатывающих
сельскохозяйственную продукцию, производственно-технического
обслуживания и материально-технического
обеспечения агропромышленного
комплекса, занимающих доминирующее положение
на рынке, может применяться
Государственными органами, осуществляющими регулирование и контроль за ценообразованием в Республике Беларусь в соответствии с законодательством, являются республиканский орган государственного управления по вопросам экономики, на который возложены функции регулирования и контроля за ценообразованием; другие республиканские органы государственного управления, на которые возложены функции регулирования и контроля за ценообразованием; областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы.
Полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование и контроль за ценообразованием. Республиканский орган государственного управления по вопросам экономики, на который в соответствии с законодательством возложены функции регулирования и контроля за ценообразованием:
вырабатывает предложения
об основах государственной
определяет формы и способы государственного регулирования, порядок установления и применения цен (тарифов), а также порядок их декларирования, осуществляет методическое руководство ценообразованием, что обеспечивает единство ценовой политики на территории Республики Беларусь;
координирует работу других
республиканских органов
принимает обязательные для
субъектов ценообразования (юридических
лиц, предпринимателей) решения о
введении, изменении или прекращении
регулирования ценообразования
в случаях, предусмотренных
осуществляет контроль за установлением и применением субъектами ценообразования регулируемых цен (тарифов), соблюдением ими установленного порядка применения цен (тарифов).
Ценовой паритет. Основными задачами государственного регулирования рыночных отношений в агропромышленном комплексе являются поддержание уровня доходов и накоплений в сельском хозяйстве, обеспечение взаимовыгодных условий обмена между сферами агропромышленного комплекса и отраслями народного хозяйства. При этом должны быть приняты во внимание следующие обстоятельства.
Сельское хозяйство постоянно
производит ограниченный набор продуктов.
Отрасли, производящие ресурсы для
села, имеют практически
Названные особенности предопределяют
возможность нарушений
Этим обуславливается
необходимость государственного регулирования
межотраслевого обмена в агропромышленном
комплексе, которое обеспечивало бы
создание условий для развития сельскохозяйственного
производства. Государственное регулирование
предполагает измерение динамики цен,
тарифов, расценок на поставляемые сельскому
хозяйству средства производства и
оказываемые услуги; измерение динамики
закупочных цен; определение ценовых
соотношений между сельским хозяйством
и другими отраслями; разработку
и осуществление мер
Паритет цен призван гарантировать
постоянство доходов
Паритетное соотношение представляет собой процентное отношение агрегированного показателя всех цен на сельскохозяйственную продукцию (индекса цен) к агрегированному показателю приобретенных производителями сельскохозяйственной продукции ресурсов и услуг. Соотношение ниже 100% свидетельствует, во-первых, о нарушении эквивалентности обмена между сельским хозяйством и промышленностью; во-вторых в том, что средняя покупательная способность продаваемой производителями продукции меньше, чем в базовом периоде.
Совет Министров Республики
Беларусь принял постановление от 13
июля 1992 г. № 426, согласно которому ежеквартально
производятся отслеживание цен и
расчет сумм для бюджетной компенсации
сельскому хозяйству
Коэффициент паритетного соотношения по «ресурсной корзинке» и «корзинке сельскохозяйственной продукции» положен в основу методики распределения удорожаний по видам продукции для возмещения связанных с ними затрат товаропроизводителям. Коэффициент паритетного соотношения ниже единицы характеризует ухудшение номинальных обменных отношений между сельским хозяйством и другими отраслями агропромышленного комплекса. Их необходимо учитывать при определении уровня государственной поддержки цен. Алгоритм и инструментарий расчета паритетных цен и паритетного соотношения следующие.
1. Определяется средняя
цена по основным видам
2. Рассчитываются индексы
цен на основные виды
3. Отслеживаются цены
на материально-технические
4. Индекс цен на ресурсы
промышленного производства, поступившие
в сельское хозяйство, и
5. Рассчитывается паритетная
цена. Базовая цена продукта (например,
зерна) умножается на
6. Расчет паритетных цен
производится по основным
7. Выводится разница между
паритетной и фактической
8. Рассчитывается необходимая
сумма государственной
При формировании рыночного
механизм ценообразования главной
целью дотаций остается не возмещение
убыточности хозяйств, а стимулирование
производства продукции, ее эффективность.
Государственная поддержка
на компенсацию дополнительных затрат, связанных с выполнением продуктовых программ (зерно, молоко и др.);
надбавок к закупочным ценам хозяйствам, осуществляющим производство в худших природно-экономических условиях;
на возмещение удорожаний продукции (работ, услуг) предприятий-монополистов (горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений и других ресурсов первоочередной потребности для сельского хозяйства).
Поэтапная либерализация
цен в сельском хозяйстве, проводимая
в 1992 и 1993 гг., не позволила сократить
дефицит продукции. Попытка решить
эту задачу путем либерализации
цен на все виды продукции с 1994
г. означала лишь административное регулирование
на основе издержек производства. По опыту
мирового сообщества такая «либерализация»
и не могла сбалансировать рынок
— она лишь могла вывести его
из одного положения равновесия (дефицита)
в другое (избыток), так как частные
предприниматели более
оперативно реагировать на изменение цен на продукцию аграрного сектора в странах содружества и мирового сообщества, которые в рыночных условиях (или в рамках перехода к рынку) строят свою кредитную, налоговую и ценовую политику;