Ценовое регулирование в АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 22:04, реферат

Описание работы

В агропромышленном комплексе свободное ценообразование в определенной мере ограничено. Большая часть сельскохозяйственной продукции имеет низкую «эластичность», что обуславливает необходимость государственного регулирования уровня цен.

Файлы: 1 файл

Ценообразование.docx

— 28.49 Кб (Скачать файл)

Ценовое регулирование  в АПК

 

В агропромышленном комплексе  свободное ценообразование в  определенной мере ограничено. Большая  часть сельскохозяйственной продукции  имеет низкую «эластичность», что  обуславливает необходимость государственного регулирования уровня цен.

Регулирование ценообразования  — воздействие на процессы установления и применения цен (тарифов) со стороны  государственных органов путем  принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер  с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики. Оно  реализуется на основе форм прямого (административного) и косвенного регулирования. Косвенное воздействие на ценообразование  осуществляется посредством кредитного, налогового тарифного регулирования. Это обусловлено потребностями  обеспечения продовольственной  безопасности страны.

Правовые основы государственной  политики в области ценообразования  в Республике Беларусь, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования  и контроль за ними, права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования устанавливает Закон «О ценообразовании», который принят Палатой представителей 13.04.1999 г. и одобрен Советом Республики 26.04.1999 г.

Основой экономических отношений  на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия являются рыночные (договорные) цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения. Однако в ряде случаев в целях  регулирования рынка продукции  и поддержки товаропроизводителей государство вынуждено вводить  гарантированные и целевые цены.

Гарантированные цены на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие применяются, если средние рыночные цены ниже гарантированных, а также при реализации сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия непосредственно государству по квотам и др. Гарантированная цена рассчитывается на основе целевой цены и устанавливается органами государственной власти.

Гарантированная цена должна обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям с учетом прочих форм государственной  поддержки получение доходов, достаточных  для расширенного воспроизводства, в соответствии с целями, определяемыми  экономической политикой государства  на предстоящий период. Практически  гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию являются разновидностью государственных тарифов, включают затраты по производству и реализации отдельных видов сельскохозяйственной продукции и нормальную рентабельность (норму прибыли).

Гарантированные цены применяются  только по отдельным видам сельскохозяйственной продукции и в ограниченных объемах. Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которые  реализуются по гарантированным ценам, объемы (квоты) их реализации, уровень гарантированных цен и их индексация, а также порядок применения гарантированных цен устанавливаются государственными органами управления.

Целевые цены (нормативные  индикаторы) устанавливаются также  государственными органами управления для обеспечения паритетного  соотношения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; покрытия расходов, вызванных взиманием  налоговых и неналоговых платежей, уплаты процентов по кредитам; получения  прибыли, достаточной для ведения  расширенного воспроизводства. Порядок  использования целевой цены (нормативного индикатора) также должен определяться уполномоченными на это органами управления.

Для организаций, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, производственно-технического обслуживания и материально-технического обеспечения агропромышленного  комплекса, занимающих доминирующее положение  на рынке, может применяться регулирование  цен в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства республики.

Государственными органами, осуществляющими регулирование  и контроль за ценообразованием в  Республике Беларусь в соответствии с законодательством, являются республиканский  орган государственного управления по вопросам экономики, на который возложены функции регулирования и контроля за ценообразованием; другие республиканские органы государственного управления, на которые возложены функции регулирования и контроля за ценообразованием; областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы.

Полномочия государственных  органов, осуществляющих регулирование  и контроль за ценообразованием. Республиканский орган государственного управления по вопросам экономики, на который в соответствии с законодательством возложены функции регулирования и контроля за ценообразованием:

вырабатывает предложения  об основах государственной политики в области ценообразования и  обеспечивает ее реализацию в республике;

определяет формы и  способы государственного регулирования, порядок установления и применения цен (тарифов), а также порядок  их декларирования, осуществляет методическое руководство ценообразованием, что  обеспечивает единство ценовой политики на территории Республики Беларусь;

координирует работу других республиканских органов государственного управления, областных и Минского городского исполнительных и распорядительных органов по осуществлению регулирования  и контроля за ценообразованием;

принимает обязательные для  субъектов ценообразования (юридических  лиц, предпринимателей) решения о  введении, изменении или прекращении  регулирования ценообразования  в случаях, предусмотренных законодательством;

осуществляет контроль за установлением и применением субъектами ценообразования регулируемых цен (тарифов), соблюдением ими установленного порядка применения цен (тарифов).

Ценовой паритет. Основными задачами государственного регулирования рыночных отношений в агропромышленном комплексе являются поддержание уровня доходов и накоплений в сельском хозяйстве, обеспечение взаимовыгодных условий обмена между сферами агропромышленного комплекса и отраслями народного хозяйства. При этом должны быть приняты во внимание следующие обстоятельства.

Сельское хозяйство постоянно  производит ограниченный набор продуктов. Отрасли, производящие ресурсы для  села, имеют практически неограниченные возможности для обновления ассортимента или модификации продукции. В  условиях монопольного положения это  позволяет им устанавливать высокие цены и получать монопольную прибыль. Возможности республики для оказания воздействия на эквивалентность обмена по ввозимому оборудованию и сырью также незначительны.

Названные особенности предопределяют возможность нарушений экономически обоснованных пропорций межотраслевого обмена в агропромышленном комплексе  республики с неизбежной тенденцией перераспределения части создаваемой  в сельском хозяйстве стоимости  в пользу промышленности посредством  ценового механизма.

Этим обуславливается  необходимость государственного регулирования  межотраслевого обмена в агропромышленном комплексе, которое обеспечивало бы создание условий для развития сельскохозяйственного  производства. Государственное регулирование  предполагает измерение динамики цен, тарифов, расценок на поставляемые сельскому  хозяйству средства производства и  оказываемые услуги; измерение динамики закупочных цен; определение ценовых  соотношений между сельским хозяйством и другими отраслями; разработку и осуществление мер регулирования  ценового паритета.

Паритет цен призван гарантировать  постоянство доходов производителям сельскохозяйственной продукции и  одновременно обеспечивать им покупательную  способность по отношению к приобретаемым  средствам производства и услугам. Для государственного ценового регулирования  необходимо использовать паритетные цены. Для характеристики покупательной  способности всей сельскохозяйственной продукции применяется паритетное соотношение.

Паритетное соотношение представляет собой процентное отношение агрегированного показателя всех цен на сельскохозяйственную продукцию (индекса цен) к агрегированному показателю приобретенных производителями сельскохозяйственной продукции ресурсов и услуг. Соотношение ниже 100% свидетельствует, во-первых, о нарушении эквивалентности обмена между сельским хозяйством и промышленностью; во-вторых в том, что средняя покупательная способность продаваемой производителями продукции меньше, чем в базовом периоде.

Совет Министров Республики Беларусь принял постановление от 13 июля 1992 г. № 426, согласно которому ежеквартально  производятся отслеживание цен и  расчет сумм для бюджетной компенсации  сельскому хозяйству дополнительных затрат в связи с либерализацией цен на промышленную продукцию, работы и услуги по «ресурсной корзинке»  и «корзинке сельскохозяйственной продукции». До настоящего времени  Министерство статистики и анализа  Республики Беларусь производит поквартальное  отслеживание цен, расчет индексов цен  по корзинкам по областям и республике, представляет расчеты Совету Министров  Республики Беларусь, Министерству сельского  хозяйства и продовольствия Республики Беларусь для принятия решений.

Коэффициент паритетного  соотношения по «ресурсной корзинке» и «корзинке сельскохозяйственной продукции» положен в основу методики распределения удорожаний по видам продукции для возмещения связанных с ними затрат товаропроизводителям. Коэффициент паритетного соотношения ниже единицы характеризует ухудшение номинальных обменных отношений между сельским хозяйством и другими отраслями агропромышленного комплекса. Их необходимо учитывать при определении уровня государственной поддержки цен. Алгоритм и инструментарий расчета паритетных цен и паритетного соотношения следующие.

1. Определяется средняя  цена по основным видам сельскохозяйственной  продукции, реализованной государству. 

2. Рассчитываются индексы  цен на основные виды сельскохозяйственной  продукции, формирующие выручку  хозяйств более чем на 90%. Общий  индекс цен на сельскохозяйственную  продукцию состоит из двух  групповых индексов: на продукцию  растениеводства и продукцию  животноводства. Первый формируется  на основе индексов по основным  видам продукции растениеводства,  второй — на основе индексов  по основным видам продукции  животноводства;

3. Отслеживаются цены  на материально-технические ресурсы,  поступившие в сельское хозяйство  на производственные цели. Для  этого на основании фактических данных о размерах поставок материально-технических ресурсов в натуральном и стоимостном выражении (при отсутствии в отчетах стоимости оценивается по действующим ценам) рассчитываются средние цены на единицу ресурса и индекс цен по группам ресурсов. Исходя из суммы стоимости и количества рассчитывается средневзвешенный индекс цен по укрупненным группам однородных ресурсов промышленного производства для села.

4. Индекс цен на ресурсы  промышленного производства, поступившие  в сельское хозяйство, и оказанные  услуги сопоставляется с индексом  закупочных цен с надбавками  на сельскохозяйственную продукцию.

5. Рассчитывается паритетная  цена. Базовая цена продукта (например, зерна) умножается на паритетный  индекс для года, предшествующего  тому, по которому определяется цена.

6. Расчет паритетных цен  производится по основным видам  продукции растениеводства и  животноводства.

7. Выводится разница между  паритетной и фактической ценой  продукта.

8. Рассчитывается необходимая  сумма государственной поддержки  путем умножения разницы в  паритетных и фактических ценах  на единицу продукции на фактический  объем реализации продукции соответствующего  года.

При формировании рыночного  механизм ценообразования главной  целью дотаций остается не возмещение убыточности хозяйств, а стимулирование производства продукции, ее эффективность. Государственная поддержка хозяйств может осуществляться путем выделения  дотаций:

на компенсацию дополнительных затрат, связанных с выполнением  продуктовых программ (зерно, молоко и др.);

надбавок к закупочным ценам хозяйствам, осуществляющим производство в худших природно-экономических  условиях;

на возмещение удорожаний продукции (работ, услуг) предприятий-монополистов (горюче-смазочных материалов, минеральных  удобрений и других ресурсов первоочередной потребности для сельского хозяйства).

Поэтапная либерализация  цен в сельском хозяйстве, проводимая в 1992 и 1993 гг., не позволила сократить  дефицит продукции. Попытка решить эту задачу путем либерализации  цен на все виды продукции с 1994 г. означала лишь административное регулирование  на основе издержек производства. По опыту  мирового сообщества такая «либерализация»  и не могла сбалансировать рынок  — она лишь могла вывести его  из одного положения равновесия (дефицита) в другое (избыток), так как частные  предприниматели более оперативно реагируют на изменения спроса населения, чем государственные структуры. Равновесие цен не может быть достигнуто при отсутствии условий, стимулирующих  рост производства (применительно к  нашей республике на первых порах  его восстановление). Оценка экономических  и социальных последствий действующего механизма ценообразования свидетельствовала  о необходимости:

оперативно реагировать  на изменение цен на продукцию  аграрного сектора в странах  содружества и мирового сообщества, которые в рыночных условиях (или  в рамках перехода к рынку) строят свою кредитную, налоговую и ценовую политику;

Информация о работе Ценовое регулирование в АПК