Цены и ценообразование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:42, реферат

Описание работы

Цена — денежное выражение стоимости товара (продукции, изделий, работ, услуг), т. е. то количество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар. В условиях рыночной экономики значение цены огромно, она определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы. Цена оказывает влияние на массу прибыли, рентабельность продукции и производства и, в конечном счете, на уровень жизни общества.

Файлы: 1 файл

Цены и ценообразование на предприятии.docx

— 34.64 Кб (Скачать файл)

Оптовые цены закупки включают посреднические надбавки (скидки). Возможны два варианта расчета оптовой  цены закупки. По первому варианту она  определяется как разница между  ценой реализации продукции посредником  потребителю (предприятию-потребителю, другому посреднику, торговой организации) и ценой, по которой товар был  куплен у поставщика (изготовителя, посредника). По второму варианту оптовая  цена закупки рассчитывается как  сумма элементов, ее составляющих.

Розничные цены формируются  в сфере розничной торговли. Помимо оптовых цен закупки они включают торговые скидки (надбавки). Розничные  цены обеспечивают необходимые условия  для прибыльной работы розничной  торговли.

Дифференциация цен по транспортной составляющей. Осуществляется в зависимости от порядка оплаты транспортных расходов. «Франко» означает, до какого пункта на пути продвижения  продукции от изготовителя до потребителя  транспортные расходы включены в  состав цены.

Дифференциация цен по характеру ценовой информации основана на учете специфики этой информации.

Ценовые стратегии — обоснованный выбор из нескольких вариантов цены (или перечня цен), направленный на достижение максимальной (нормативной) прибыли для фирмы на рынке  в рамках планируемого периода.

Таблица 2.

Классификация цен по характеру  ценовой информации

Наименование цен

Содержание

1. Цены фактических сделок

 

Твердые цены фактических  сделок

 

Цены фактических сделок с последующей фиксацией

Подвижные (скользящие) цены фактических сделок

Содержат информацию о  реальных ценах купли-продажи товаров (услуг) на рынке

Устанавливаются в момент оформления контракта и не изменяются в течение всего срока его  действия

Используются в процессе исполнения контракта, в котором  указаны момент и принципы фиксации

Определяются в момент заключения контракта, но оговаривается  их изменение в зависимости от конъюнктуры рынка

2. Аукционные цены

Информируют участников рынка  о возможности покупки или  продажи товара на аукционе

3. Биржевые цены

Содержат информацию о  результатах биржевых торгов

4. Справочные цены

 

Цены предложения

 

Цены прейскурантов

Информируют покупателей  об условиях продажи товаров (услуг) производителем (продавцом)

Устанавливаются производителями  без согласования с потребителями

Публикуются фирмами-производителями, часто с краткой характеристикой

5. Ценовые индексы

 

Ценовой индивидуальный индекс

 

Ценовой сводный индекс

Информационные показатели динамики цен за определенный период времени

Информирует о динамике цен  отдельных товаров (услуг)

Содержит информацию о  динамике цен группы товаров (услуг)


Стратегии дифференцированного  ценообразования. Данные стратегии  основаны на неоднородности покупателей  и возможности продажи одного и того же товара по разным ценам. К  стратегиям дифференцированного ценообразования  относятся:

стратегия скидок на вторичном  рынке — основана на особенностях переменных и постоянных затрат по сделке. Фирме выгодно использовать этот метод. Например, часто новые  лекарства сталкиваются с конкуренцией идентичных, но намного более дешевых  непатентованных средств. Перед  фирмой встает выбор: либо сохранить  довольно высокую цену на патентованные  лекарства и потерять часть рынка, либо снизить цену, понести убытки на этой разнице, но сохранить или  расширить рынок сбыта. Возможная  стратегия заключается в дифференцированном ценообразовании на патентованные  и непатентованные лекарства, а  также в дифференцированном ценообразовании  или стратегии скидок на вторичном  рынке, в отдельных рыночных сегментах, ориентированных па определенные демографические  группы (например, студенты, дети, пенсионеры);

стратегия периодических  скидок — базируется на особенностях спроса различных категорий покупателей. Эта стратегия широко применяется  при временных и периодических  снижениях цен на модные товары вне  сезона, внесезонных туристических тарифов, цен на билеты на дневные представления (спектакли), на напитки в течение дня, а также при установлении цен на коммунальные услуги во время пиковой нагрузки. Стратегия также применяется при снижении цен на устаревшие модели, приоритетном установлении цен на дефицитные товары и в стратегии «снятия сливок», т. е. установления высокой цены на новый усовершенствованный товар в расчете на потребителей, готовых его купить по этой цене. Основной принцип стратегии таков: характер снижения цен можно прогнозировать во времени и он известен покупателям;

стратегия «случайных» скидок («случайного» снижения) — опирается  на поисковые затраты, мотивирующие случайную скидку. Таким образом, фирма пытается одновременно максимизировать число покупателей, информированных о низкой цене и не информированных, покупающих скорее по высокой, чем по низкой цене. Поэтому данная стратегия называется еще «продажей по переменным ценам». Основное применение стратегии «случайных» скидок — неоднородность поисковых затрат, позволяющая фирмам привлекать скидками информированных покупателей.

Стратегии конкурентного  ценообразования. Эти стратегии  строятся на учете конкурентоспособности  фирмы посредством цен. К стратегиям конкурентного ценообразования  относятся:

стратегия проникновения  на рынок — основана на использовании  экономии за счет роста масштаба производства. Эта стратегия используется для  внедрения новых товаров на рынок;

стратегия «по кривой освоения»  — базируется на преимуществах приобретенного опыта и относительно низких затратах по сравнению с конкурентами. При  использовании этой стратегии покупающие товар в начале делового цикла  получают экономию по сравнению с  последующими покупателями, так как  они покупают товар по цене более  низкой, чем готовы были заплатить;

стратегия сигнализирования цепами — строится на использовании фирмой доверия покупателя к ценовому механизму, созданному конкурирующими фирмами. Сигнализирование ценами привлекает новых или неопытных покупателей на рынке, которые не осведомлены о конкурентных товарах, но считают качество важным. Пример использования такой стратегии — успех некоторых дорогих, но низкокачественных товаров;

географическая стратегия  — относится к конкурентному  ценообразованию для сопряженных  частей рынка. Эта стратегия в  зарубежной практике называется ФОБ (франко-станция  отправления).

Стратегии ассортиментного  ценообразования. Данные стратегии  применимы, когда у фирмы имеется  набор аналогичных, сопряженных  или взаимозаменяемых товаров. К  стратегиям ассортиментного ценообразования  относятся:

стратегия «набор» — применяется  в условиях неравномерности спроса на невзаимозаменяемые товары;

стратегия смешанных наборов  — создает эффект сравнимой цены, набор предлагается по цене, которая  намного ниже цен его элементов. Примерами данной стратегии служат сезонные билеты, комплексные обеды, наборы стереоаппаратуры и комплектующих деталей для автомобилей;

стратегия «комплект» —  основана на различной оценке покупателями одного или нескольких товаров фирмы;

стратегия цен «выше номинала»  — применяется фирмой, когда она  сталкивается с неравномерностью спроса на взаимозаменяемые товары и может  получить дополнительную прибыль за счет роста масштаба производства;

стратегия «имидж» — используется, когда покупатели ориентируются  на качество исходя из цен на взаимозаменяемые товары.

Ценовой стратегический выбор  — это выбор стратегий ценообразования, основанный на оценке приоритетов деятельности фирмы. Каждая фирма в рыночных условиях имеет множество вариантов выбора ценовых стратегий. Цели фирмы и  характеристики потребителей обусловливают  этот выбор.

В рыночной экономике при  ценообразовании в большей степени  учитываются факторы спроса, а  не предложения. При таком подходе  фактическая калькуляция себестоимости  продукции служит лишь ориентиром для  определения снижения цен в зависимости  от влияния различных рыночных факторов.

В зарубежном управленческом учете существуют понятия долгосрочного  и краткосрочного нижнего предела  цены. Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую цену можно установить, чтобы минимально покрыть полные затраты на производство и сбыт товара (равен полной себестоимости изделия). Краткосрочный нижний предел цены ориентирован на цену, покрывающую лишь переменные затраты (равен себестоимости в части переменных затрат). Расчет долгосрочного нижнего предела цены связан с калькулированием полной себестоимости изделия, расчет краткосрочного нижнего предела цены — с учетом и калькулированием по системе «директ-костинг».

Система «директ-костинг» основана на делении расходов на постоянные и переменные и позволяет оперативно производить расчет различных вариантов  снижения цен. При данной системе  анализируется влияние снижения цены:

на выручку от продажи  товара;

на себестоимость продукции;

на массу прибыли от реализации продукции.

Таким образом, анализ вариантов  по системе «директ-костинг» дает объективную  и полную информацию, поскольку в  расчет принимается себестоимость  единицы изделия только в части  переменных затрат, которая постоянна  в расчете на единицу продукции  при изменении объема производства. Постоянные затраты учитываются  общей суммой на весь объем продаж. Отметим, что аналогичные выводы по расчету прибыли за счет снижения цен можно сделать и при  использовании отечественной методики учета полной себестоимости при  условии деления затрат на постоянные и переменные.

Зарубежные специалисты  выделяют два основных этапа процесса ценообразования на предприятии

1) определение базовой  цены, т. е. цены без скидок, наценок, транспортных, страховых,  сервисных компонентов и др.;

2) определение цены с  учетом вышеуказанных компонентов,  скидок, наценок и пр.

Существует пять основных методов определения базовой  цены, которые можно использовать изолированно либо в различных комбинациях.

Таблица 3.

Методы определения базовой  цены

Название метода

Содержание метода

Сфера применения метода

1. Метод полных издержек

К полной сумме затрат (постоянных и переменных) добавляют определенную сумму, соответствующую норме прибыли. Если за основу берется производственная себестоимость, то надбавка должна покрыть  затраты по реализации и обеспечить прибыль

Наиболее распространенный метод. Применяется на предприятиях с четко выраженной товарной дифференциацией  для расчета цен по традиционным товарам, а также для установления цен на совершенно новые товары, не имеющие ценовых прецедентов. Этот метод наиболее эффективен при  расчете цен на товары пониженной конкурентоспособности

2. Метод стоимости изготовления (переработки)

К полной сумме затрат (на единицу товара) на покупное сырье, материалы, узлы, полуфабрикаты добавляют  сумму (процент, норму прибыли), соответствующую  собственному вкладу предприятия в  формирование стоимости изделия

Применяется в специфических  условиях и в особых случаях: а) при  принятии решений по одноразовым (индивидуальным, немассовым) заказам; б) при принятии решений об изменении ассортимента структуры производства (определение  наиболее и наименее рентабельных изделий, изменения структуры продаж) и  др.

3. Метод

предельных

издержек

К переменным прямым затратам на единицу продукции добавляется  сумма (процент), покрывающая затраты  и обеспечивающая достаточную норму  прибыли

Метод применим практически  к любым предприятиям, однако требует  классификации затрат на условно-переменные и условно-постоянные

4. Метод рентабельности  инвестиций

Метод основан на том, что  проект должен обеспечивать рентабельность не ниже стоимости заемных средств. К суммарным затратам на единицу  продукции добавляется сумма  процентов за кредит

Применяется для предприятий  с широким ассортиментом изделий, каждое из которых требует своих  переменных затрат. Применяется при  принятии решений о величине объема производства нового для предприятия  товара с известной рыночной ценой

5. Метод

«предложения

втемную»,

или

тендерный

метод

Покупатели анонимно участвуют  в конкурсе (торгах, тендере). Выигрывает тот, чья цена предложения обеспечивает продавцу максимальную прибыль

Применяется в странах  с развитой рыночной экономикой при  размещении государственных заказов  и подрядов


Список литературы

1. Берзинь Н.Э. Экономика фирмы. — М.: Институт международного права и экономики, 2007.

2. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. — 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2007.

3. Волков О.И., Скляренко  В.К. Экономика предприятия: Курс  лекций. - М.: ИНФРА-М, 2008.

4. Ильин А.И. Планирование  на предприятии: Учебник. —  2-е изд. — Мн.: Новое знание, 2006.

5. Казанцев А.К., Серова  М.С. Основы производственного  менеджмента: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2006.

6. Ковалева A.M., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы: Учебник. — 3-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2005.


Информация о работе Цены и ценообразование на предприятии