Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 11:44, реферат
Цена, как уже отмечалось, - это сумма денег, которая уплачивается за товар. Стоимость денег определяется их покупательной способностью, т.е. тем, что на них можно купить. В условиях рыночной экономики изменение покупательной способности денег в определенных пределах происходит постоянно. Существенный рост цен возникает в результате резкого увеличения инфляции и других кризисных явлений, обусловливающих значительное ухудшение макроэкономических показателей и их производных, к которым относятся валовый и национальный продукт, внешний и внутренний долг страны, дефицит и реальный размер бюджета, размер эмиссии, ставки кредитования, котировки на фондовых и валютных рынках. На рост цен влияют также и иные факторы: уровень совершенства налоговой системы и развития законодательной базы, существование теневого бизнеса и коррупции, преступности, безработицы, уровень и продолжительность жизни, происходящие политические события, состояние мировой экономики и др.
Факторы и критерии ценообразования
Цена, как уже отмечалось, - это
сумма денег, которая уплачивается
за товар. Стоимость денег определяется
их покупательной способностью, т.е.
тем, что на них можно купить. В
условиях рыночной экономики изменение
покупательной способности
Установление цены - это трудный
и сложный процесс, требующий
учета большого количества факторов.
Одним из факторов, влияющих на формирование
цены, является экономическая ценность
товара. В сфере ценообразования
под экономической ценностью
блага для покупателя или ценностью,
проявляющейся при обмене, понимается
оценка желаемого блага, которая
в денежном выражении превышает
его цену. С этой точки зрения
ценность можно реально измерить
на основе соотношения полезности и
цены благ, которые являются доступными
покупателям альтернативами. Таким
образом, под общей экономической
ценностью товара понимается цена лучшего
из доступных потребителю
Формирование общей
общая ценность = цена безразличия + положительная ценность отличий - отрицательная ценность отличий.
Иными словами, определяя для себя
ценность товара, покупатель в качестве
отправной точки принимает цену
наилучших из реально доступных
ему разновидностей товаров других
фирм, удовлетворяющих ту же потребность.
Процедура расчета
Этап 1 - определение цены (или затрат) того блага (товара или технологии), которое покупатель склонен рассматривать как лучшее из реально доступных ему альтернатив. На этом этапе следует функционально соизмерить и определить цену, которую покупатель уплатит, если приобретет функционально соизмеримое количество товаров, предложенных конкурентами.
Этап 2 - определение всех параметров, которые отличают товар как в лучшую, так и в худшую сторону от альтернативного. Наиболее часто анализируются следующие параметры:
Этап 3 - оценка значимости отличий параметров товара и его альтернатив с позиций покупателя. На этом этапе отличия товара необходимо оценить в денежном выражении. Такие оценки могут быть получены разными способами:
При этом необходимо помнить, что масштаб
количественных изменений уровня того
или иного потребительского параметра
товара по сравнению с параметрами
альтернативных товаров вовсе не
обязательно совпадает с
Этап 4 - суммирование цены безразличия и оценок положительной и отрицательной ценности отличий товара от его альтернатив. При этом обычно рекомендуется устанавливать цену ниже верхней границы экономической ценности, чтобы усилить интерес потребителя к товару.
Кроме того, на ценообразование воздействуют
многочисленные факторы внешней
и внутренней среды, поэтому все
остальные технико-
Структура внешних факторов может быть представлена следующим образом:
Факторы внешней среды, влияющие на
процесс ценообразования на предприятии,
можно представить в виде четырех
основных групп: потребители, рыночная
среда, участники каналов
I. Потребители. Они существенно
влияют на деятельность
Помимо психологических
II. Рыночная среда. Это понятие
является очень сложным и
С точки зрения ценообразования основной отличительной чертой этих типов рынка является степень влияния предприятия на установление рыночной цены. Максимально оно сказывается в условиях монополии, а минимально - при совершенной конкуренции. Цена на рынке может контролироваться отдельной фирмой, группой фирм, государством и самим рынком.
III. Участники каналов
С точки зрения ценообразования интерес представляет влияние участников каналов товародвижения на возрастание цены. Чем большее количество посредников находится между производителем товара и его конечным потребителем, тем значительнее розничная цена будет выше отпускной, первоначальной цены предприятия - изготовителя данной продукции. В итоге это ограничит спрос на товары или услуги, что в свою очередь приведет к снижению цен и тем самым будет способствовать оптимизации каналов товародвижения. Вместе с тем в результате мультипликационного эффекта может сложиться прямо противоположная ситуация: при росте цен будет наблюдаться неограниченный спрос, так как в движение придет инфляционная спираль "цены - заработная плата".
IV. Государство. Можно выделить
три формы влияния государства
на ценообразование: фиксацию
цен; регулирование цен за
1. Фиксация цен. Государство
применяет следующие основные
способы фиксации цен:
Использование прейскурантных цен.
Прейскуранты цен товаров и услуг
- это официальные сборники цен
и тарифов, утверждаемые и издаваемые
министерствами, ведомствами, государственными
органами ценообразования. Количество
цен, фиксируемых в прейскурантах,
может быть очень разным: близким
к 100% в условиях жесткого тотального
контроля государства за уровнем
цен и незначительным, практически
близким к нулю при преимущественно
рыночном способе ценообразования.
Обычно с помощью прейскурантов
регулируются цены продукции предприятий-
Фиксирование монопольных цен. Государство фиксирует цены предприятий, занимающих доминирующее (монопольное) положение на рынке, которое позволяет им существенно влиять на конкуренцию, доступ на рынок и уровень цен, что в итоге ограничивает свободу действий других участников рынка. Решить вопрос о том, является ли данное предприятие доминирующим или нет, помогает антимонопольное законодательство. В соответствии с российским законодательством предприятие занимает доминирующее положение, если его доля на рынке составляет от 35 до Замораживание цен. Данный подход используется в случае возникновения диспропорций в ценах или кризисных ситуаций в экономике и осуществляется исключительно в целях стабилизации положения. Применение замораживания цен считается целесообразным только в краткосрочном периоде.
2. Регулирование цен за счет установления предельных уровней цен (установление верхнего или нижнего лимита цен) представляет собой введение фиксированных коэффициентов по отношению к прейскурантным ценам, установление предельных надбавок, регламентация основных параметров, влияющих на формирование цены (порядок формирования издержек, максимальный размер прибыли, размер и структура налогов), установление и регулирование цен на продукцию и услуги государственных предприятий.
3. Регулирование системы
Запрет на демпинг - это запрет на продажу товара ниже его себестоимости с целью устранения конкурентов. На практике данный запрет особенно актуален, если на рынке имеется лидер, стремящийся вытеснить конкурентов или не допустить их проникновения на данный рынок. Кроме того, этот запрет широко применяется в практике международной торговли, так как он позволяет предотвратить проникновение на рынок агрессивных импортеров продукции, имеющих низкие издержки производства.
Запрет на недобросовестную ценовую рекламу - это запрет на такую рекламу, которая создает у потребителей иллюзию снижения цен с целью привлечения их внимания к товару.
Запрет на вертикальное фиксирование цен - это запрет на диктат цен производителями посредникам, оптовой и розничной торговле.
Запрет на горизонтальное фиксирование цен - это запрет на соглашение между несколькими производителями о поддержании цен продукции на определенном уровне в случае, если их совокупная доля рынка будет обеспечивать этим производителям доминирующее положение на нем. Подобное ограничение особенно актуально в условиях олигополистического рынка. Однако его легко можно проигнорировать, если, например, предприятия-олигополисты договорятся между собой не о единой цене, а о единой методике исчисления затрат и определения цены конечной продукции.