Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 02:12, курсовая работа
Общепризнанное определение такой сложной экономической категории, как цена, отсутствует и по настоящее время. Вместе с этим цена товара является категорией, значение которой трудно переоценить. Предприятие, реализуя продукцию по определенным ценам, получает определенный финансовый результат. Для успешной деятельности предприятия цены на продукцию должны обеспечить возмещение понесенных затрат, связанных со всеми этапами жизненного цикла продукции и получение прибыли, необходимой для удовлетворения интересов собственника, коллектива предприятия и осуществления эффективной дальнейшей производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Введение
Глава 1.Теоретические основы формирования цен
1.1 Цена и ее виды
1.2 Ценовая политика предприятия
1.3 Особенности ценообразования при различных моделях рынка
Глава 2.Формирование цен предприятия на примере ОАО «Байкальская Лесная Компания»
2.1 Краткая характеристика ОАО «Байкальская Лесная Компания»
2.2 Формирование отпускной цены на 1 м3 пиломатериалов
Заключение
Список использованной литературы
· по каким товарам из продаваемого ассортимента необходимо изменить цены;
· на каких рынках надо проводить активную ценовую политику, изменить ценовую стратегию;
· как распределить во времени определенные ценовые изменения;
· какими ценовыми мерами можно усилить эффективность сбыта;
· как учесть в ценовой политике имеющиеся внутренние и внешние ограничения предпринимательской деятельности и ряд других.
Процесс разработки и реализации ценовой политики предприятия можно представить схематично (рис.1).
Рис. 1. Этапы разработки и реализации ценовой политики предприятия
Постановка целей ценовой политики
На начальном этапе разработки ценовой политики предприятию необходимо решить, каких именно хозяйственных целей оно стремится достичь с помощью выпуска конкретного товара. Обычно выделяют три основные цели ценовой политики: обеспечение сбыта (выживаемости), максимизация прибыли, удержание рынка.
Обеспечение сбыта (выживаемости) – главная цель предприятий, осуществляющих свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке представлено много производителей аналогичного товара. Выбор этой цели возможен в тех случаях, когда спрос потребителей по цене эластичен, а также в тех случаях, когда предприятие ставит задачу добиться максимального роста объема сбыта и увеличения совокупной прибыли путем некоторого снижения дохода с каждой единицы товара. Предприятие может исходить из предположения, что увеличение объема реализации сократит относительные издержки производства и сбыта, что дает возможность увеличить сбыт продукции. С этой целью предприятие занижает цены – использует так называемые цены проникновения – специально занижаемые цены, способствующие расширению сбыта и захвату большой доли рынка.
Постановка цели максимизации
прибыли означает, что предприятие
стремится максимизировать
Цель, преследующая удержание
рынка, предполагает сохранение предприятием
существующего положения на рынке
или благоприятных условий для
своей деятельности, что требует
принятия различных мер для
Указанные выше цели ценовой политики обычно являются долгосрочными, рассчитанными на относительно продолжительный период времени. Кроме долгосрочных предприятие может ставить и краткосрочные цели ценовой политики. Обычно к ним относятся следующие:
· стабилизация рыночной ситуации;
· снижение влияния изменения цен на спрос;
· сохранение существующего лидерства в ценах;
· ограничение потенциальной конкуренции;
· повышение имиджа предприятия или продукта;
· стимулирование сбыта тех товаров, которые занимают слабые позиции на рынке, и т.д.
Закономерности спроса. Исследование
закономерностей формирования спроса
на производимый продукт является важным
этапом в разработке ценовой политики
предприятия. Закономерности спроса анализируются
с помощью кривых спроса и предложения,
а также коэффициентов
Чем менее эластично реагирует спрос, тем более высокую цену может установить продавец товара. И наоборот, чем эластичнее реагирует спрос, тем больше оснований использовать политику снижения цен на производимую продукцию, так как это приводит к увеличению объемов сбыта, а следовательно, и доходов предприятия.
Цены, рассчитанные с учетом
эластичности спроса по цене, можно
рассматривать как верхнюю
Для оценки чувствительности потребителей к ценам используются и другие методы, позволяющие определить психологические, эстетические и иные предпочтения покупателей, влияющие на формирование спроса на тот или иной товар.
Оценка издержек. Для осуществления
продуманной ценовой политики необходимо
анализировать уровень и
Анализ цен и товаров конкурентов. Разницу между верхней границей цены, определяемой платежеспособным спросом, и нижней границей, образуемой издержками, иногда называют полем игры предпринимателя по установлению цен. Именно в этом интервале обычно и устанавливается конкретная цена на тот или иной производимый предприятием товар.
Уровень устанавливаемой цены должен быть сопоставим с ценами и качеством аналогичных или подобных товаров.
Изучая продукцию конкурентов,
их ценовые каталоги, опрашивая покупателей,
предприятие должно объективно оценить
свои позиции на рынке и на этой
основе корректировать цены на продукцию.
Цены могут быть выше, чем у конкурентов,
если производимый товар превосходит
их по качественным характеристикам, и
наоборот, если потребительские свойства
товара уступают соответствующим
Ценовая стратегия предприятия
Предприятие разрабатывает ценовую стратегию исходя из особенностей товара, возможностей изменения цен и условий производства (издержек), ситуации на рынке, соотношения спроса и предложения.
Предприятие может выбирать пассивную ценовую стратегию, следуя за «лидером в ценах» или основной массой производителей на рынке, или попытаться реализовать активную ценовую стратегию, учитывающую прежде всего его собственные интересы. Выбор ценовой стратегии, кроме того, во многом зависит от того, предлагает ли предприятие на рынке новый, модифицированный или традиционный товар.
При выпуске нового товара предприятие выбирает, как правило, одну из следующих ценовых стратегий.
Стратегия «снятия сливок». Суть ее заключается в том, что с самого начала появления нового товара на рынке на него устанавливается максимально высокая цена в расчете на потребителя, готового купить товар по такой цене. Снижение цен имеет место после того, как спадет первая волна спроса. Это позволяет расширить зону продажи – привлечь новых покупателей.
Такая ценовая стратегия имеет ряд преимуществ:
· высокая цена позволяет легко исправить ошибку в цене, так как покупатели более благосклонно относятся к снижению цены, нежели к ее повышению;
· высокая цена обеспечивает достаточно большой размер прибыли при относительно высоких издержках в первый период выпуска товара;
· повышенная цена позволяет сдерживать покупательский спрос, что имеет определенный смысл, так как при более низкой цене предприятие не смогло бы полностью удовлетворить потребности рынка в связи с ограниченностью своих производственных возможностей;
· высокая первоначальная цена способствует созданию имиджа качественного товара у покупателей, что может облегчить его реализацию в дальнейшем при снижении цены;
· повышенная цена способствует увеличению спроса в случае престижного товара.
Основным недостатком
такой стратегии
Стратегия проникновения (внедрения)
на рынок. Для привлечения максимального
числа покупателей предприятие
устанавливает значительно
Стратегия психологической
цены основана на установлении такой
цены, которая учитывает психологию
покупателей, особенности их ценовосприятия.
Обычно цена определяется в размере
чуть ниже круглой суммы, у покупателя
при этом создается впечатление
очень точного определения
Стратегия следования за лидером в отрасли или на рынке предполагает, что цена на товар устанавливается исходя из цены, предлагаемой главным конкурентом, обычно ведущей фирмой отрасли, предприятием, доминирующим на рынке.
Нейтральная стратегия ценообразования исходит из того, что определение цены на новую продукцию осуществляется на основе учета фактических издержек ее производства включая среднюю норму прибыли на рынке или в отрасли по формуле:
Ц = С + А + Р (С+А),
цена продукция рынок
где С – издержки производства; А – административные расходы и расходы по реализации; Р– средняя норма прибыли на рынке или в отрасли.
Стратегия установления престижной цены основана на установлении высоких цен на изделия очень высокого качества, обладающие уникальными свойствами.
Выбор одной из перечисленных стратегий осуществляет руководство предприятия в зависимости от целевого ряда факторов:
· скорости внедрения на рынок нового товара;
· доли рынка сбыта, контролируемой данной фирмой;
· характера реализуемого товара (степень новизны, взаимозаменяемость с другими товарами и т.д.);
· периода окупаемости капитальных вложений;
· конкретных условий рынка (степень монополизации, ценовая эластичность спроса, круг потребителей);
· положения фирмы в соответствующей отрасли (финансовое положение, связи с другими производителями и т.п.).
Ценовые стратегии на товары, реализуемые на рынке относительно продолжительное время, могут также ориентироваться на различные виды цен.
Стратегия скользящей цены предполагает, что цена устанавливается почти в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения и постепенно снижается по мере насыщения рынка (особенно оптовая цена, а розничная цена может быть относительно стабильной). Такой подход к установлению цены применяется чаще всего по изделиям массового спроса. В этом случае тесно взаимодействуют цены и объемы выпуска товаров: чем больше объем производства, тем больше у предприятия (фирмы) возможностей снизить издержки производства и, в конечном счете, цены. Приданной стратегии ценообразования необходимо:
· помешать появлению на рынке конкурента;
· постоянно заботиться о повышении качества продукции;
· снижать издержки производства.
Долговременная цена устанавливается на товары массового спроса. Действует она, как правило, длительное время и слабо подвержена изменениям.
Цены потребительского сегмента
рынка устанавливаются на одни и
те же виды товаров и услуг, которые
реализуются различным
Стратегия гибкой цены основана на ценах, которые быстро реагируют на изменения соотношения спроса и предложения на рынке. В частности, если имеют место сильные колебания спроса и предложения в относительно короткие сроки, то применение этого вида цен оправданно, например, при продаже некоторых продуктов питания (свежей рыбы, цветов и т.д.). Использование такой цены эффективно при небольшом числе уровней управленческой иерархии на предприятии, когда права по принятию решения по ценам делегированы самому нижнему уровню управления.
Информация о работе Формирование цен предприятия на примере ОАО «Байкальская Лесная Компания»