ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН
(ТАРИФОВ)
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Нормативная правовая база государственного
регулирования цен (тарифов)
Федеральные законы
- от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном
регулировании тарифов на электрическую
и тепловую энергию в Российской
Федерации»;
- от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
- от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах
регулирования тарифов организаций
коммунального комплекса»;
- от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных
монополиях».
постановления Правительства Российской
Федерации
- от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании
в отношении электрической и
тепловой энергии в Российской
Федерации»;
- от 31.08.2006 № 530 «Об утверждении
правил функционирования розничных
рынков электрической энергии
в переходный период реформирования
электроэнергетики»;
- от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении
правил содержания общего имущества
в многоквартирном доме и правил
изменения размера платы за
содержание и ремонт жилого
помещения в случае оказания
услуг и выполнения работ по
управлению, содержанию и ремонту
общего имущества в многоквартирном
доме ненадлежащего качества
и (или) с перерывами, превышающими
установленную продолжительность»;
- от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»;
- другие нормативные правовые акты Правительства РФ и ФСТ России.
Органы государственного регулирования
цен (тарифов) и их полномочия
Правительство Российской Федерации
Федеральный орган исполнительной
власти в области регулирования
тарифов
(ФСТ России)
Органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в области
государственного регулирования тарифов
Органы местного самоуправления
Полномочия Правительства
Российской Федерации в области
государственного регулирования
Определяет объем
полномочий федерального органа исполнительной
власти в области регулирования
тарифов в пределах полномочий, определенных
статьей 5 Федерального закона «О государственном
регулировании тарифов на электрическую
и тепловую энергию в Российской
Федерации», а также другими федеральными
законами.
Утверждает основы
ценообразования и правила регулирования
тарифов на товары и услуги организаций
коммунального комплекса, тарифов
на подключение к системам коммунальной
инфраструктуры, тарифов организаций
коммунального комплекса на подключение,
надбавок к тарифам на товары и
услуги организаций коммунального
комплекса и надбавок к ценам
(тарифам) для потребителей, включая
установление предельных индексов и
порядок расчета индексов фактического
изменения тарифов на товары и
услуги организаций коммунального
комплекса с учетом надбавок к
тарифам на товары и услуги организаций
коммунального комплекса;
Определяет порядок
взаимодействия органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,
осуществляющих регулирование тарифов
на товары и услуги организаций коммунального
комплекса, с органами местного самоуправления,
осуществляющими регулирование
тарифов и надбавок организаций
коммунального комплекса;
устанавливает основы
ценообразования на электрическую
и тепловую энергию на территории
Российской Федерации
утверждает правила
государственного регулирования и
применения тарифов на электрическую
и тепловую энергию;
Полномочия Федерального
органа исполнительной власти в области
регулирования тарифов
утверждает
нормативно-методическую основу деятельности
органов исполнительной власти в
области государственного регулирования
тарифов.
.
устанавливает
предельные индексы максимального
(минимального) возможного изменения
установленных тарифов на товары
и услуги организаций коммунального
комплекса с учетом надбавок к
тарифам на товары и услуги организаций
коммунального комплекса в среднем
по субъектам Российской Федерации;
устанавливает
предельные (минимальный и (или) максимальный)
уровни тарифов на электрическую
и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими
организациями потребителям, в том
числе предельные уровни тарифов
для населения;
устанавливает
предельные (минимальный и (или) максимальный)
уровни тарифов на тепловую энергию.
Определяет
тарифы на транспортировку газа по
трубопроводам, оптовые цены на газ
на выходе из системы магистрального
газопроводного транспорта, оптовые
цены на сжиженный газ для бытовых
нужд,
размер
платы за снабженческо-сбытовые услуги,
оказываемые конечным потребителям
поставщиками газа (при регулировании
оптовых цен на газ), тарифы на транспортировку
нефти и нефтепродуктов по магистральным
трубопроводам, тарифы, сборы и плату,
связанные с выполнением в
местах общего и необщего пользования
работ (услуг), относящихся к сфере железнодорожных
перевозок (за исключением транзита),
тарифы,
сборы и плату в сфере предоставления
услуг по использованию инфраструктуры
железнодорожного транспорта общего пользования
(за исключением транзита);
Полномочия органов
местного самоуправления
Представительные
органы муниципальных образований
Органы
местного самоуправления
Органы
регулирования муниципальных образований
- устанавливают надбавки к тарифам на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям (надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса), надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения, тарифы этих организаций на подключение и тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса;
- нормативы потребления коммунальных услуг (кроме электроснабжения и газоснабжения).
- Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти осуществляют государственное регулирование цен (тарифов) на следующие виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг:
- · газ природный, попутный нефтяной и сухой отбензиненный (кроме реализуемого организациями - производителями газа, не являющимися аффинированными лицами Российского акционерного общества "Газпром", акционерных обществ "Якутгазпром", "Норильскгазпром" и "Роснефтъ-Сахалинморнефтегаз", а также реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам), газ попутный нефтяной, реализуемый газоперерабатывающим заводам для дальнейшей переработки, фракции легких углеводородов, газ, сжиженный для бытовых нужд (кроме реализуемого населению);
- · продукцию ядерно-топливного цикла;
- · электрическую и тепловую энергию, тарифы, на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией;
- · транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
- · продукцию оборонного назначения;
- · алмазное сырье, драгоценные камни;
- · протезно-ортопедические изделия;
- · перевозку грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;
- · перевозку пассажиров, багажа, груза, багажа и почты, на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении);
- · погрузочно-разгрузочные работы, в портах, портовые сборы, сборы, за проход по внутренним водным путям судов, плавающих под иностранными флагами;
- · услуги ледокольного флота;
- · аэронавигационное обслуживание воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов;
- · обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах;
- · отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утвержденному Правительством РФ;
- · водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%, производимую на территории РФ или ввозимую на таможенную территорию РФ;
- · этиловый спирт из пищевого сырья, производимый на территории РФ.
- Можно выделить следующие формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования.
- 1. Общее замораживание цен (оно применяется при чрезвычайно сильном инфляционном развитии экономики) или замораживание цен на отдельные группы товаров (отдельные товары). Например, вместо ежеквартально меняющихся в 1996 г. тарифов на электроэнергию Федеральная энергетическая комиссия предложила заморозить их сроком на 1 год и ввела с 1 января 1997 г, стабильные тарифы на электроэнергию, учитывающие темпы инфляции и другие факторы. Экспертами утверждалось, что это внесет стабильность в отношения между поставщиками и получателями энергии.
- 2. Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с твердо установленной величиной формируются по решению соответствующих органов власти и управления и ими же утверждаются. Решению о введении фиксированных цен предшествует процедура определения прибыли (рентабельности), включаемой в такие цены, а также разрешения споров в случаях, когда фиксированные цены не обеспечат отдельным предприятиям (независимо от форм собственности) и гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, нормативной прибыли. Субъекты ценообразования в случае введения фиксированных цен обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены.
- 3. Установление пределов возможного роста цены за определенный период времени или предельного уровня цены, то есть максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. Такое регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефицита, так как рост свободных цен, в конечном счете, ведет к сокращению производства. Россия, отпустив в связи с переходом к рынку свои цены на свободу, потеряла значительную часть национального продукта.
- 4. Установление предельного норматива рентабельности. В этом случае в цене при ее расчете учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. В России этот метод регулирования цен получил наибольшее распространение. Он применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти (например, на вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги и т. д.). В 1992-1993 гг. предельные уровни рентабельности на продукцию предприятий-монополистов были утверждены правительством РФ. Размер их был дифференцирован по отраслям и группам продукции.
- 5. Установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок. Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления. Решение об установлении предельного уровня названных надбавок и наценок может распространяться на всю продукцию, реализуемую в пределах соответствующей территории.
- 6. Для биржевой торговли и вне биржевого оборота может быть введен предельный уровень котировальных цен на товары, поступившие из государственного сектора и прогрессивное налогообложение прибыли продавцов этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен.
- 7. Декларирование цен. По решению органов исполнительной власти может вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции. При этом все субъекты предпринимательской деятельности, производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации.
- 8. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Такая практика имеет место в некоторых странах, например в США, Японии. Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам, превышающим рекомендованные. Экономическая теория. Учебник. / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 1999, 320
- Косвенное вмешательство в ценообразование обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов как на производимую, так и потребляемую продукцию.
- Косвенное регулирование цен осуществляется: путем применения льготного налогообложения, льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета, заключения органом власти с юридическим или физическим лицом договора о введении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или услуги.
- Органы исполнительной власти могут поощрять заключение соглашений между производителями и потребителями продукции при участии органов государственного управления, а также принятия производителями продукции односторонних обязательств, направленных на ограничение роста цен.
- К формам косвенного регулирования цен также можно отнести различные мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами.
- * Создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства. Так, для повышения эффективности производства предприятий естественных монополий правительством РФ намечено постоянно проводить анализ обоснованности затрат монополистов, организовывать торги по закупке продукции, используемой предприятиями естественных монополий.
- * Разработка специальных правительственных программ по развитию производства товаров народного потребления, расширению услуг, оказываемых населению, увеличению жилищного строительства за счет государственных бюджетных ассигнований.
- * Государственное финансирование НИР на разработку и создание новых видов продукции.
- * Государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций, создания совместных предприятий.
- * Эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции по тем видам продукции, по которой в стране дефицит или которая предназначена для социально незащищенных групп населения.