Содержание:
Введение……………………………………………………………………………..……………3
1. Сущность рынка ценных
бумаг…………………………………………………..……….…..4
2. Государственное регулирование
рынка ценных бумаг………………………..….…………6
Заключение…………………………………………………………………………….………….8
Список используемой литературы………………………………………………………………9
Введение
Рынок ценных бумаг как составная часть
финансово-кредитной системы является
объектом государственного регулирования,
основная цель которого - защитить интересы
инвесторов от противоправных действий
со стороны эмитентов или посредников.
Соответственно необходима активная
и целенаправленная политика государства
в отношении развития рынка ценных бумаг,
формирования модели регулирования рынка,
которая будет адекватна конкретным условиям
российской экономики, национальным интересам
и традициям.
Таким образом, рынок ценных бумаг является
на сегодняшний день важной с точки зрения
восстановления экономической ситуации
в стране.
Целью моей работы является создание
картины развития рынка ценных бумаг и
роли государственных органов России
в его регулировании.
1. Сущность рынка ценных бумаг
Если исходить из того, что рынок - это
институт, или механизм, который связывает
вместе предъявителей спроса и поставщиков
определенных товаров, работ или, услуг,
то рынок ценных бумаг является одним
из сегментов этого рынка, где осуществляется
обращение ценных бумаг между различными
субъектами.
Различают следующие виды рынков ценных
бумаг:
- международные
и национальные рынки ценных бумаг;
- национальные
и региональные (территориальные) рынки;
- рынки
конкретных видов ценных бумаг (акции,
облигации);
- рынки
государственных и корпоративных (негосударственных)
ценных бумаг;
- рынки
первичных и производных ценных бумаг.
Основное назначение рынка ценных бумаг
в любом обществе с развитыми рыночными
отношениями состоит в том, что он позволяет
аккумулировать временно свободные денежные
средства и направлять их на развитие
перспективных отраслей экономики.
Лица и организации, имеющие временно
свободные излишки денежных средств и
заинтересованные в их приумножении, называются
инвесторами.
Организации, заинтересованные в привлечении
денежных средств для развития производства,
торговли, реализации каких-либо программ,
требующих определенных денежных затрат
(инвестиций) называют эмитентами.
Рынок ценных бумаг подразделяется на:
1. Первичный рынок - это приобретение
ценных бумаг их первыми владельцами,
это первая стадия процесса реализации
ценных бумаг, это первое появление ценных
бумаг на рынке, на котором осуществляется
их первичное размещение.
2. Вторичный рынок ценных бумаг - это
обращение ранее выпущенных ценных бумаг,
это совокупность всех актов купли-продажи
или других форм перехода ценных бумаг
от одного владельца к другому в течении
всего срока существования ценных бумаг.
Оба этих понятия тесно связаны. Без первичного
рынка ценных бумаг, который поставляет
для обращения фондовые ценности, не может
быть и вторичного рынка.
Без полноценного вторичного рынка нельзя
говорить об эффективном функционировании
первичного рынка и в целом о рынке ценных
бумаг. Вторичный рынок, создавая механизм
для осуществления операций с ценными
бумагами, усиливает доверие инвесторов
к рынку ценных бумаг, стимулирует их желание
приобретать фондовые ценности, способствует
более полноценному аккумулированию ресурсов
общества в интересах расширенного воспроизводства.
Эффективная работа вторичного рынка
зависит от состояния инфраструктуры
рынка ценных бумаг.
Инфраструктура рынка ценных бумаг -
это общие условия развития рынка ценных
бумаг. Если отсутствует нормальная инфраструктура,
соответствующая потребностям современного
уровня развития, то рынок ценных бумаг
не способен выполнять свои функции в
полном объеме или выполняет их на недостаточном
уровне, отчего страдает вся экономика
страны в целом.
Любые операции с ценными бумагами и
даже простое владение определенными
видами ценных бумаг влечет за собой возникновение
важного фактора, как риск.
Российский рынок ценных бумаг, по объективно
сложившимся обстоятельствам своего гипертрофированного
быстрого роста в условиях не полностью
реформированной экономики, чем он отличается
от многих других рынков, является чрезвычайно
рискованным.
Субъекты, оперирующие на рынке ценных
бумаг, как инвесторы, так и профессионалы
должны иметь представление о тех видах
рисков, с которыми они сталкиваются на
рынке ценных бумаг.
2. Государственное
регулирование рынка ценных бумаг
Особенность рынка ценных бумаг
состоит в том, что обращающиеся на нем
ценности представляют собой совокупность
прав и не существуют в отрыве от обеспечиваемой
государством нормативной правовой базы
и системы правоприменения. Таким образом,
государство выполняет системообразующую
функцию, которая будет непрерывно видоизменяться
в соответствии со стоящими перед ним
задачами по обеспечению национальных
интересов.
Государство создает систему
регулирования рынка и обеспечивает ее
функционирование. Развитие системы правоприменения
как одного из ключевых элементов системообразующей
функции государства будет приоритетным
направлением государственной политики.
Государство выступает крупнейшим
заемщиком на рынке ценных бумаг и оказывает
прямое влияние на его количественные
и качественные характеристики.
Государство является крупнейшим
держателем ценных бумаг российских предприятий
и выступает крупнейшим продавцом на рынке
корпоративных ценных бумаг.
Государство выполняет ряд
важнейших функций на рынке ценных бумаг,
среди них можно выделить следующие основные:
1. разработка программы
и стратегии развития рынка
ценных бумаг, наблюдение и регулирование
исполнения этой программы, выработка
законодательных актов для реализации
стратегии;
2. установление требований
к участникам рыночного процесса,
установка различных стандартов;
3. контролирование финансовой
безопасности и устойчивости
рынка, надзор за выполнением
распоряжений по безопасности;
4. обеспечение информированности
всех без исключения инвесторов
о состоянии рынка;
5. формирование государственных
систем страхования на рынке
ценных бумаг;
6. контроль и предупреждение
чрезмерного вложения инвестиций
в государственные ценные бумаги;
Структура органов государственного
регулирования российского рынка ценных
бумаг в настоящее время еще не сложилась.
Регулированием РЦБ на государственном
уровне занимаются:
1. Высшие органы государственной
власти:
а) Государственная дума (издает
законы, регулирующие РЦБ);
б) Президент (издает указы);
в) Правительство (выпускает
постановления, обычно в развитие указов
президента).
2. Государственные органы
регулирования РЦБ министерского
уровня:
а) Министерство финансов РФ
(регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций,
субъектов федерации и органов местного
самоуправления, лицензирует фондовые
биржи, инвестиционные компании и фонды,
осуществляет выпуск государственных
ценных бумаг и регулирует их обращение);
б) Центральный банк РФ (регистрирует
выпуски ценных бумаг кредитных организаций,
осуществляет операции и регулирует порядок
осуществления кредитными организациями
операций на открытом РЦБ, устанавливает
и контролирует антимонопольные требования
к операциям на РЦБ и т.д.);
в) Государственный комитет
по антимонопольной политике (устанавливает
антимонопольные правила и осуществляет
контроль за их исполнением);
г) Госстрахнадзор (регулирует
особенности деятельности на рынке ценных
бумаг страховых компаний);
д) Федеральная комиссия по
рынку ценных бумаг (занимается лицензированием
деятельности реестродержателей и регулированием
их деятельности. В будущем могла бы взять
на себя основную нормотворческую и контрольную
работу по регулированию РЦБ).
Заключение
Рынок ценных бумаг России -
это не новое явление, хотя значительный
разрыв поставил страну в новые условия,
и использование прошлого опыта в этой
ситуации существенно осложнено. Но история
показывает, что государственные органы
были ключевыми «фигурами» в регулировании
рынка ценных бумаг и поэтому, на мой взгляд,
отход в современной практике от этой
модели является неэффективным, хотя такая
точка зрения существует.
Становление современного рынка
ценных бумаг прошло, как и во всем мире
с большим процентом, так называемых финансовых
пирамид, но вследствие таких факторов
как низкий уровень правовой грамотности
населения, резкий переход государства
на рельсы рыночных отношений и некоторых
других привел к появлению огромного количества
финансовых пирамид, а их крах к недоверию
населения к ценным бумагам как форме
инвестиционных вложений.
Эта ситуация сложилась вследствие
следующих причин:
1. слабое государственное регулирование
рынка ценных бумаг (запоздание нормативно-правовой
базы, слабая наказуемость нарушителей
на рынке ценных бумаг, отсутствие концепции
развития рынка ценных бумаг как основной
направляющей государственной политики
в этой области, политическая нестабильность);
2. информационная закрытость
рынка, что влечет за собой неустойчивость
рынка, недоверие;
3. территориальная и финансовая
и отраслевая деформация, которая является
и на сегодняшний момент обычным фактом
в России;
4. большое количество нерезидентов
на рынке, которые в своем большинстве
являются не стратегическими, а спекулятивными
участниками на рынке.
Эти проблемы, прежде всего,
необходимо решить государственным органам
на сегодняшний момент для восстановления
доверия населения к рынку ценных бумаг,
создав благоприятные и, самое главное,
надежные условия для инвестирования
финансов в ценные бумаги. Это возможно
через усиление норм ответственности
за правонарушения на рынке ценных бумаг,
увеличение контрольных функций регулирующих
государственных органов, в частности
ФКЦБ России, установление налоговых и
других льгот при инвестировании в ценные
бумаги, а также другие меры.
Список используемой литературы
1. Гражданский Кодекс, часть
I и II
2. Закон «О рынке ценных
бумаг» от 27 октября 2008 г.
3. Никифорова В.Д., Астровская В.Ю. Государственные
и муниципальные ценные бумаги. - СПб: Питер,
2008.
4. «Рынок ценных бумаг» // Уч.
пос. под ред. Колесников В.И., Торкановский В.С.,
Бакланов С.А., СПб, 2007 г., с. 80-97.
5. Рынок ценных бумаг. М.: Финансы
и статистика, 2006.