Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:12, курсовая работа
Целью данной работы является рассиотрение форм и методов государственного вмешательства, обоснование его необходимости, найти пути для практического применения этих методов, средств, путей относительно нашей страны.
Для написания курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1) рассмотрение исторических аспектов государственного вмешательства в ценообразование;
2) рассмотрение методов и приемов государственного вмешательства
Введение 3-4 стр.
ГЛАВА I История становления и развития государственного
регулирования ценообразования 5-11
Классический подход к государственному вмешательству в
ценообразовании 6-7
1.2 Кейнсианство о роли государства в экономике 8-9
1.3 Современный подход к роли государства в ценооброзовании 10-11
ГЛАВА II Государственное воздействие на цены 12-19
2.1 Меры, методы и способы воздействия государства на цены 12-15
2.2 Последствия государственного вмешательства в процесс
ценообразования 16-19
ГЛАВА III Современная система государственного регулировани цен 20-33
3.1 Система регулирования цен в развитых странах 20-29
3.2 Регулирование цен в Казахстане 29-33
Заключение 34-35
Список литературы 36
Приложение А 37
Действующая система законодательных актов открывается Законом "О ценообразовании", который предусматривает, наравне со свободным ценообразованием, также и государственное вмешательство в установление цен. Практически на данный момент сфера применения государственных фиксированных цен включает хлеб, нефтепродукты, услуги связи, электроэнергию и коммунальные услуги. По этим ценам реализуется 10-15% товарной продукции республики. Закон предусматривает возможность противодействия недобросовестной конкуренции со стороны предприятий-монополистов.
Действие постановление № 814 резко ограничивало рост оптовых (отпускных) цен на продукцию и товары, вырабатываемые государственными предприятиями-моноподистами. Однако же эти товары оптом скупали лица, пользующиеся правами частного предпринимателя. Они присваивали себе разницу между регулируемой и свободно устанавливаемой ими ценой. Ни население, ни другие конечные потребители продукции ничего от такого регулирования цен не выигрывали. Ограничение прибыли монополистов лишь увеличивало прибыль дельцов "теневой экономики" за счет государственного сектора.
В период, предшествующий либерализации цен, при относительно стабильных ценах, постепенном отпуске цен на отдельные товары (в первую очередь товары первой необходимости) можно было бы постепенно создать рыночный механизм функционирования экономики.
При одновременном же отпуске цен произошло как бы ценовое стимулирование производства всех товаров, при этом без учета реального спроса на них. Поскольку доходы населения выросли в гораздо меньшей степени, чем уровень цен, то произошло снижение спроса, тогда как рыночный механизм регулирования предполагает увеличение цен именно в результате повышения спроса.
Сейчас
сформировался экономический
Преодоление
отрицательных тенденций в
Многими
экономистами и политиками переход
к комплексному государственному регулированию
цен воспринимается как отход
от перехода к рыночной экономике, возврат
к централизованно-
Как известно, в той или иной степени цены регулируются во всех странах с рыночной экономикой. Это осуществляется двумя путями: во-первых, поддержанием конкурентной среды, не приводящей к разрушительной конкуренции; во-вторых, непосредственным регулированием цен прямым или косвенным путем, когда конкуренция невозможна или грозит разрушительными тенденциями в экономике.
В наших условиях государственное регулирование цен должно быть направлено на формирование конкурентной среды, так и на обеспечение эффективного функционирования отраслей естественных монополистов. Это взаимосвязанные процессы. При отсутствии конкурентного или регулируемого ценообразования в отраслях-немонополистах резко снижается эффективность государственного регулирования цен в отраслях-монополистах.
Комплексное государственное регулирование цен явится одним из важнейших факторов, который должен стабилизировать экономику, подавить инфляцию и создать нормальные условия для функционирования предприятий.
Принципиальный подход к государственному регулированию цен заключается в том, чтобы исключить или ограничить до минимума возможность каждому производителю определять цены.
Переход
к непосредственному
Одновременно нужно учитывать, что без активного вмешательства государства в регулирование цен не смогут быть приостановлены разрушительные процессы в экономике и социальном развитии общества.
И немного
о системе органов
Целесообразно
усилить государственное
Основными задачами системы являются разработка и реализация организационных и экономических механизмов регулирования цен и тарифов, социальной защиты населения через контроль за соблюдением государственной политики ценообразования и дисциплины цен.
Заключение.
Из проделанной работы можно сделать следующие выводы. Необходимость государственного вмешательства в ценообразовании возникла еще в начале 17-го века, но и на данный момент не утратила своей актуальности.
Усиление кризиса платежеспособности обусловливает необходимость более широкого применения государственного регулирования цен, соответствующего сложившейся ситуации. Важнейшим принципом регулирования должно быть установление рационального уровня оптовых цен на сырье и продукцию топливно-энергетического комплекса, сдерживание их резкого роста, ведущего либо к сокращению доходов, либо к новому витку инфляции. В реальной несбалансированной и не сложившейся рыночной экономике Казахстана оптовые цена на природное сырье и энергоносители определяют динамику цен и доходов; в условиях обесценения накоплений у многих предприятий и части населения существенный скачок ресурсных цен может привести к резкому падению жизненного уровня и банкротству предприятий. Поэтому сегодня необходима стабилизация цен на природное сырье и энергоносители на минимальном допустимом уровне.
Очень
важно так же и реорганизовать
систему государственного регулирования.
Применяемая схема
Исходя из реальной структуры и состояния экономики Казахстана государству необходимо жестко регулировать цены не всю основную продукцию топливно-энергетического комплекса, на все природное сырье и материалы, на значительный круг продукции тяжелой промышленности, монополизированную продукцию машиностроения, строительства, тарифы транспорта и связи. При этом цены на товары народного потребления должны быть первоначально отпущены, то есть самостоятельно устанавливаться производителем, продавцом с учетом спроса.
Государственное
регулирование цен по указанному
широкому кругу продукции
Возможны два варианта реализации указанной схемы государственного регулирования цен. Первый – установления правительством: а) государственных цен на продукцию добывающей промышленности, топливно-энергетического комплекса, тарифы транспорта и связи; б) предельных норм рентабельности, включаемых в регулируемые цены на средство производства; в) предельных размеров роста розничных цен на товары народного потребления. Цены на остальные товары государством прямо не регулируются.
Второй
вариант – установление правительством:
а) предельных норм рентабельности, включаемых
в цены на продукцию добывающей промышленности,
топливно-энергетического
Варианты отличаются степенью жесткости государственного регулирования цен, выбор того или иного варианта или компромисса между ними возможен только при практической проработке этих схем специалистами государственного аппарата, отраслей и предприятий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика: Учебник. - М.: ДИС, 1997. - 320 с.
2. Гребенников П. И. и др. Микроэкономика: Учебник. - СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1996. - 350 с.
3. Дерябин А. А. Система ценообразования и финансов: пути совершенствования. - М.: Политиздат, 1989. - 80 с.
4. Долан Эдвин Дж., Линдсей Дэйвид Е. Макроэкономика: пер. с англ./ Под общ. ред. Б. Лисовика, В. Лукашевича. - СПб: Литера Плюс, 1994. - 446 с.
5. Дорнбуш Рудигер, Фишер Стенли. Макроэкономика: Пер. с Англ. - М.: Изд-во МГУ: ИНФРА - М, 1997. - 784 с.
6. Курс экономики: учебник / Под ред. Б. А. Райзберга. - 2-е изд., доп. - М.: ИНФРА - М, 1999. - 716с.
7. Максимова В. Ф. Микроэкономика: Учебник. - М.: "Соминтэк", 1996. - 328 с.
8. Новиков В. Е. Регулирование цен - условие стабилизации России. // Финансы - 1994, - № 10 с. 9-13.
9. Новиков
В.Е. О государственном
10. Основы экономической теории: Учеб. пособие для ВУЗов / Под ред. В. Д. Камаева. - М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1996. 283 с.
11. Павлов В. С., Шпрыгин В. И. Реформа ценообразования: цели, пути реализации. - М.: Экрнрмика, 1991. - 366 с.
12. Салимжанов И. К., Барковская Л. А. Регулирование цен в зарубежных странах. // Финансы - 1995, № 7 с. 52-56.
13. Сенчагов В. К. Реформа цен: проблемы и реальность. - М.: Финансы и статистика, 1991.
14. Экономика: Учебник / Под ред. А. С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во БЕК, 1997. - 816 с.
Приложение А.
Таблица1.
Виды цен |
Роль государства |
Формыгосударственного воздействия |
Фиксированные Цены устанавли- 1. Государственные прейскурантные це-
государством це- вает само госуда- ны.
ны
Регулируемые
Государство уста-
1. Установление предельного
Информация о работе Государственное вмешательство в ценообразование