Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 23:02, реферат
Так, в настоящий момент, инвестиции в важнейшие сферы производства и экономики страны, обязательственные отношения между предпринимательскими структурами все чаще происходят с применением таких рыночных методов хозяйствования, как ценные бумаги. И в этом нет ничего удивительного. Ведь рынок ценных бумаг во всем мире является именно той финансовой сферой, где формируются источники экономической стабильности функционирования хозяйствующих субъектов, формируются благоприятные условия для получения организациями и индивидуальными предпринимателями необходимых им для инвестирования средств.
Государственные ценные бумаги
Понятие и классификация
Облигации местных органов власти
Муниципальные ценные бумаги
Понятие муниципальных ценных бумаг
Механизм выпуска и обращений
Эти облигации были выпущены в сентябре 1995 г., раньше выпускать их не было смысла, так как доходность по ГКО и ОФЗ шла резко вниз. Владельцы юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты. ОГСЗ свободно продавались и покупались на вторичном рынке. Первичное размещение ОГСЗ осуществляется Минфином в форме закрытых торгов. При подготовке ОГСЗ Министерство финансов руководствовалось тем, что по облигациям для населения должна существовать прибыль, близкая к реальному проценту по вкладам в банке плюс еще какой-нибудь процент. В крайнем случае доход должен полностью компенсировать потери от инфляции.
Бескупонные облигации Банка России
В сентябре 1998 г. были выпущены бескупонные облигации ЦБ России. Выпуск облигаций был вызван необходимостью заполнить вакуум, который образовался на рынке государственных ценных бумаг после дефолта ГКО-ОФЗ в августе 1998 г. Руководство ЦБ России полагало, что с выпуском в обращение новых государственных облигаций банковская система получит дополнительные инструменты по управлению ликвидностью.
Центральный банк попытался использовать БОБР для обмена замороженных ГКО-ОФЗ. Банкам было предложено поменять не более 10% портфелей, которые состояли из ГКО и ОФЗ со сроками погашения до 1 января 2000 г., на три серии БОБР со сроками погашения один, два и три месяца и на ОФЗ-ГТД со сроками погашения после 1 января 2000 г. Некоторые банки воспользовались этим предложением, что несколько оживило рынок.
Первый
аукцион БОБР состоялся 2 сентября
1998г. Эмитентом БОБР
2.Муниципальные ценные бумаги
Рынок муниципальных заимствований в России начал развиваться в 1992 г. Муниципальные ценные бумаги - это способ привлечения финансовых ресурсов местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг.
Целями выпуска
таких бумаг могут быть
Муниципальные ценные бумаги обычно выпускаются в виде муниципальных облигаций, реже - векселей. Они имеют статус государственных ценных бумаг с точки зрения вопросов налогообложения для юридических и физических лиц, а также порядка эмиссии и обращения.
Основными инвесторами для муниципальных ценных бумаг выступают местное население, коммерческие банки, страховые и пенсионные фонды, другие организации и предприятия. Приобретение этих ценных бумаг выгодно для инвесторов в связи с их более высокой доходностью и надежностью. Обеспечением муниципальных ценных бумаг обычно являются доходы соответствующего бюджета в целом или их определенные виды, муниципальное имущество либо доходы от реализации инвестиционных проектов, под которые выпущены муниципальные облигации.
Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" деление государственных ценных бумаг в России имеет следующий вид:
- федеральные государственные
ценные бумаги, т.е. ценные бумаги
выпускаемые федеральным
- государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, т.е. ценные бумаги, выпускаемые этими субъектами государственного управления;
- муниципальные ценные
бумаги, т.е. ценные бумаги, выпускаемые
от имени муниципального
Иначе говоря, юридический статус государственных ценных бумаг имеют лишь федеральные бумаги и бумаги субъектов Федерации, а муниципальные ценные бумаги лишены этого статуса.
Однако по существу
все перечисленные группы
Итак, муниципальные
ценные бумаги - это способ привлечения
финансовых ресурсов местными
органами государственной
Существуют две главные формы муниципальных займов:
- выпуск муниципальных ценных бумаг;
- ссуды.
Муниципальные ценные бумаги, как было сказано ранее, обычно выпускаются в виде муниципальных облигаций, реже - векселей.
Ссуды могут предоставляться
либо по бюджетной линии - бюджетные
ссуды вышестоящих бюджетов, либо
коммерческими банками. В
При выборе формы займа решающее значение имеет, с одной стороны, его стоимость, т.е. та плата, которую местный орган власти должен заплатить за привлекаемые ресурсы, а с другой - наличие в нужных размерах финансовых ресурсов на соответствующем рынке капиталов.
В мировой практике
выпуск муниципальных ценных
бумаг является основной
Муниципальные ценные бумаги имеют статус государственных ценных бумаг с точки зрения вопросов налогообложения для юридических и физических лиц, а также порядка эмиссии и обращения.
Инвесторы. Как
было отмечено ранее,
Доходность и надежность.
Приобретение указанных ценных
бумаг оказывается
- более высокая конечная их доходность по сравнению с банковскими депозитами за счет налоговых льгот;
- более высокая надежность
этих ценных бумаг по
Еще большей надежностью, чем муниципальные ценные бумаги, обладают только ценные бумаги федерального правительства. Обеспечением муниципальных ценных бумаг обычно являются доходы соответствующего бюджета в целом или их определенные виды, муниципальное имущество либо доходы от реализации инвестиционных проектов, под которые выпущены муниципальные облигации.
2.2 Механизм выпуска и обращения.
Известны случаи выпуска местных облигационных займов даже в практике СССР. Например, в марте 1929 года такой заем был выпущен московскими властями на нужды школьного, больничного и коммунального строительства.
В качестве эмитентов
муниципальных облигаций могут
выступать органы власти
- область - республика;
- район - округ;
- город.
Решение о муниципальном
займе и форме его выпуска,
обычно в виде муниципальных
облигаций, принимает
Также как и облигации
предприятий, муниципальные
- именными и на предъявителя;
- на любые сроки (в том числе сроком на один год);
- без ограничений
или с ограничениями по
- под залог имущества или без совершения залога (залог при выпуске облигаций под доходы от конкретных объектов);
- купонными и бескупонными;
- в качестве как серийных (погашение суммы внутри срока займа), так и срочных (с единым сроком погашения: с фондом погашения или без него);
- с фиксированным и колеблющимся процентом;
- отзывные и без права отзыва эмитентом;
- с фондом погашения и без такового;
- с правом обратной продажи и без таковой;
- в качестве зеро-купонов;
- с застрахованными
обязательствами перед
- с субординацией
"по старшинству" и "
Облигации местных
органов власти не относятся
к составу государственного
Рассмотрим классификацию
облигаций местных органов
Облигации под общее
обязательство о погашении
- облигации, выпускаемые без обеспечения, под общее обязательство погасить долг и выплатить проценты. Выполнение обязательств покрывается общей способностью органа власти взимать налоги. Вместе с тем в условиях выпуска уточняется определение общей налоговой способности. Обычно выпускаются для покупателя общего, переходящего из года в год дефицита местного бюджета.
Облигации под общее
обязательство с ограниченным
покрытием по налоговой
- облигации, выпускаемые без обеспечения, под общее обязательство погасить долг и выплатить проценты. Выполнение обязательств покрывается не общей способностью властей к взысканию налогов, а конкретным налоговым источником - взиманием налоговых платежей конкретного вида, сборов, пеней и т.д.
Облигации под целевые поступления, к ним относятся целевые облигационные займы на строительство конкретных объектов, доходы от которых будут идти на погашение займа:
- облигации, выполнение
обязательств по которым
Облигации могут выпускаться:
- на строительство, модернизацию, ремонт и т.п. объектов, доходы от которых будут направлены на их погашение;
- на другие цели, но под доходы от объектов, находящихся в муниципальной собственности.
Обычно в условиях
выпуска тщательно
Краткосрочные облигации под ожидаемые налоговые или иные поступления, на покрытие кассовых дефицитов бюджета:
- с целью покрытия кассовых разрывов местные власти выпускают краткосрочные (3 - 12 месяцев) облигации при следующих вариантах погашения:
а) за счет будущих налогов;
б) за счет зачета налогоплательщикам сумм, вложенных в облигации, при определении размеров налоговых платежей;
в) под ожидаемые
в будущем дотации от
г) под поступления доходов от объектов, находящихся в муниципальной собственности;
д) под сочетание на долевых началах указанных источников платежей.
В целом на муниципальные облигации распространяются теоретические положения, касающиеся облигаций вообще как одного из главных видов ценных бумаг. Размещение их осуществляется в соответствии с действующим законодательством (закрытая или открытая подписка), и эти облигации наравне с другими ценными бумагами могут продаваться и покупаться на соответствующем биржевом или внебиржевом рынке..
Заключение
В современной рыночной
экономике централизованный выпуск
государственных ценных бумаг воздействует
на денежное обращение, является средством неэмиссионного
покрытия дефицита бюджета, способом привлечения
денежных средств предприятий и населения
для решения тех или иных задач. Индикатором
развития рынка государственных ценных
бумаг является их доходность, определение
которой имеет важное значение при принятии
решения о покупке государственных ценных
бумаг.
В связи со стремлением Правительства
Российской Федерации использовать долговые
обязательства в качестве одного из определяющих
источников бюджетных поступлений, рынок
государственных ценных бумаг получает
мощный импульс. В настоящее время в России
нет механизмов, гарантирующих выполнение
органами власти взятых на себя обязательств,
что порождает ряд проблем, решение которых
значительно повысит качество управления
госдолгом.
В процессе развития рыночной экономики
и повышения уровня хозяйствующих субъектов,
а также увеличение количества государственных
ценных бумаг и динамики их обращения,
рынок государственных ценных бумаг и
его функционирование будут до конца упорядоченным.
При этом умелое использование государственных
ценных бумаг в перспективе станет обоюдовыгодным:
предприятия, страховые общества, внебюджетные
фонды приобретут еще одну возможность
для эффективного вложения средств; правительство
же сможет дополнительно финансировать
расходы бюджета.