Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 04:18, контрольная работа
Следовательно, правильное определение размера прибыли в цене единицы каждого вида продукции скажется в целом на общей сумме получаемой предприятием прибыли.
Ограничителями размера прибыли, устанавливаемого в расчете на каждую единицу продукции, являются:
• размер рыночной цены (в том случае, если аналогичная продукция уже имеется на рынке);
• размер затрат, приходящихся на единицу продукции, в том числе условно-постоянных и условно-переменных.
Для определения прибыли в цене используются разные методы.
Введение
Понятие прибыли предприятия и ее планирование
Формирование прибыли
1.2 Метод прямого счета
1.3 Аналитический метод
1.4 Метод совмещенного расчета
Рентабельность
Понятие рентабельности
Показатели рентабельности
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
Кафедра административного
по дисциплине: «Ценообразование»
вариант № 32
План
Введение
Понятие прибыли предприятия и ее планирование
Формирование прибыли
1.2 Метод прямого счета
1.3 Аналитический метод
1.4 Метод совмещенного расчета
Рентабельность
Понятие рентабельности
Показатели рентабельности
Заключение
Список литературы
Введение
Рыночная экономика в Российской Федерации набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса. В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния как своего предприятия так и существующих потенциальных конкурентов. Важнейшее значение в определении финансового состояния предприятия состоит в своевременном и качественном анализе финансово-хозяйственной деятельности. Прибыль является одним из важнейших элементов цены. Размеры прибыли должны удовлетворять интересы собственников предприятия и его менеджеров. Прибыль остается в распоряжении предприятия после вычитания из полученной выручки всех расходов, понесенных в связи с выпуском и реализацией продукции, включая принудительные затраты в виде налогов, сборов и иных аналогичных платежей, обеспечивающих необходимые государственные потребности. Следовательно, правильное определение размера прибыли в цене единицы каждого вида продукции скажется в целом на общей сумме получаемой предприятием прибыли.
Ограничителями размера прибыли, устанавливаемого в расчете на каждую единицу продукции, являются:
• размер рыночной цены (в том случае, если аналогичная продукция уже имеется на рынке);
• размер затрат, приходящихся на единицу продукции, в том числе условно-постоянных и условно-переменных.
Для определения прибыли в цене используются разные методы.
Понятие прибыли предприятия и ее планирование
Прежде всего, прибыль нужно рассмотреть как экономическую категорию, научную абстракцию, выражающую определенные производственные экономические отношения по поводу формирования и использования совокупного национального продукта (ВВП), стоимости и прибавочной стоимости (прибавочного продукта). В реальной же экономической жизни прибыль может принимать форму денежных средств, материальных ценностей, фондов, ресурсов и выгод. Конкретные формы проявления прибыли тесно связаны с национальным регулированием экономики. При изучении вопроса следует обратить внимание на то, что в настоящее время используется несколько понятий прибыли: бухгалтерская валовая, прибыль до налогообложения, чистая и т. д.
Прибыль планируется раздельно по видам, а именно:
· прибыль от продажи продукции и товаров;
· прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;
· прибыль от реализации основных средств;
· прибыль от реализации другого имущества и имущественных прав;
· прибыль от оплаты выполненных работ и оказанных услуг и т.д.;
· прибыль (убыток) от внереализационных операций.
Основными методами планирования прибыли являются:
· метод прямого счета;
· аналитический метод;
· метод совмещенного расчета.
Формирование прибыли
Бухгалтерская прибыль (убыток) есть конечный финансовый результат, выявленный в отчетном периоде на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса.
Валовая прибыль - это разница между нетто-выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг и себестоимостью этих продаж без условно-постоянных управленческих расходов и затрат по сбыту (коммерческих расходов).
Чистая прибыль формируется в отчете о прибылях и убытках, по своему содержанию соответствует нераспределенной прибыли. Из таблицы видно, что в новом отчете о прибылях и убытках, во-первых, не обозначена бухгалтерская прибыль — при необходимости ее можно будет определить как сумму прибыли (убытка) до налогообложения и чрезвычайных доходов, уменьшенную на чрезвычайные расходы, а во-вторых, появились новые понятия прибыли до налогообложения и прибыли от обычной деятельности. Прибыль (убыток) до налогообложения есть, по существу, прибыль (убыток) от обычной деятельности, так как налоговые и иные аналогичные платежи представляют собой инструмент изъятия государством части прибыли.
Метод прямого счета
Данный метод наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной ее себестоимостью. Расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле:
П = (О Ч Ц) - (О Ч С),
где О — объем выпуска продукции в планируемом периоде в натуральном выражении;
Ц — цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);
С — полная себестоимость единицы продукции.
Прибыль по товарному выпуску (Птп) планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:
Птп = Цтп - Стп,
где Цтп — стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
Стп — полная себестоимость товарной продукции планируемого периода.
Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции. Прибыль на реализуемую продукцию (Прп) в общем виде рассчитывается по формуле:
Прп = Врп – Срп
где Врп — планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
Срп — полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.
Более детально прибыль от объема реализуемой продукции в плановом периоде определяется по формуле:
Прп = Пон + Птп - Пок,
где Пон — сумма прибыли остатков нереализованной продукции на начало планового периода;
Птп — прибыль от объема выпуска товарной продукции в плановом периоде;
Пок — прибыль от остатков нереализованной продукции в конце планового периода.
Данная методика расчета применима для укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.
Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментного планирования прибыли. При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода.
Аналитический метод
Этот метод применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу, так как он позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим методом включает три последовательных этапа:
1) определение базовой
рентабельности как частного
от деления ожидаемой прибыли
за отчетный год на полную
себестоимость сравнимой
2) исчисление объема товарной
продукции в планируемом
3) учет влияния на плановую
прибыль различных факторов: снижение
себестоимости сравнимой
После выполнения расчетов по всем трем этапам определяется прибыль от реализации товарной продукции.
Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе прибыли, как отмечено ранее, учитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, прибыль от реализации основных фондов и другого имущества, а также планируемые внереализационные доходы и расходы.
Прибыль от прочей реализации (продукции и услуг подсобного сельского хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного характера для капитального строительства, для капитального ремонта и т.д.) планируется методом прямого счета. Результат от прочей реализации может быть как положительным, так и отрицательным.
Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и пр.) определяется, как правило, на основе опыта прошлых лет.
После расчета прибыли (убытков) по остальным видам деятельности, а также внереализационных доходов и расходов и с учетом прибыли от реализации товарной продукции определяется валовая (общая) прибыль предприятия.
Метод совмещенного расчета
В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.
Получение определенной массы прибыли определяет эффективность производства, однако сама масса прибыли не характеризует, насколько эффективно работает предприятие. Для этого необходимо массу прибыли "взвесить" на затраты предприятия. Этим целям отвечает показатель рентабельности.
2. Рентабельность
2.1 Понятие рентабельности
Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность. Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия могут оцениваться с помощью абсолютных и относительных показателей. Абсолютные показатели позволяют проанализировать динамику различных показателей прибыли за ряд лет. При этом следует отметить, что для получения более объективных результатов следует рассчитывать показатели с учетом инфляционных процессов. Относительные показатели меньше подвержены влиянию инфляции, т.к. представляют собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала, или прибыли и производственных затрат. По абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристики эффективности работе предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный показатель – уровень рентабельности. Эти характеристики наиболее целесообразно рассматривать относительно других временных периодов. Абсолютные цифры сами по себе несут немного информации. Лишь зная динамику их изменения, можно более достоверно судить о работе предприятия. В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.
Рентабельность — это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов, выраженный в процентах. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности компании.
2.2 Показатели рентабельности
Основные группы, на которые можно подразделить показатели рентабельности, приведены в таблице.
Основные группы показателей рентабельности
Показатели рентабельности |
Формулы расчета |
Назначение |
Рентабельность отдельных видов продукции, всей товарной продукции и производства |
Прибыль в расчете на единицу продукции / Себестоимость единицы Продукции Ч 100% Прибыль в расчете на товарный выпуск / Себестоимость товарной продукции Ч 100% Балансовая (чистая) прибыль / Сумма основных производственных фондов и материальных оборотных средств Ч 100% |
Характеризует прибыльность различных видов продукции, всей товарной продукции и рентабельность (доходность) предприятия. Служит основанием для установления цены |
Рентабельность реализации (продаж) |
Прибыль от продажи продукции / Выручка от реализации Ч 100% Балансовая прибыль / (Чистая выручка от реализации продукции + Доходы от прочей реализации и внереализационных операций) Ч 100% |
Показывает, какой процент прибыли получает предприятие с каждого рубля реализации. Служит основанием для выбора номенклатуры выпускаемой продукции |
Рентабельность активов (капитала) Рентабельность текущих активов Рентабельность чистых активов |
Прибыль / Совокупные активы Ч 100% Прибыль / Текущие активы Ч 100% Прибыль / Чистые активы Ч 100% |
Эти комплексные показатели характеризуют отдачу, которая приходится на рубль соответствующих активов. Отражает эффективность вложенных в предприятие денежных средств |
Рентабельность собственного капитала |
Чистая прибыль / Собственный капитал Ч 100% |
Характеризует прибыль, которая приходится на рубль собственного капитала после уплаты процентов за кредит и налогов. Характеризует отдачу или доходность собственных средств |