Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 15:05, курс лекций
Цена в современной экономике
1.Сущность цены.
2.Задачи ценообразования
3.Ценообразующие факторы
Цена в современной экономике
1.Сущность цены.
2.Задачи ценообразования
3.Ценообразующие факторы
1 вопрос.
Многообразие формулировок определения этой категории предопределено многими экономическими и научными течениями.
Цена - это количество денег (других товаров или услуг), за которое продавец согласен продать, а покупатель купить единицу товара или услуги.
Ценообразование –это процесс формирования цен на товары или услуги.
Для системы ценообразования характерно рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения, и централизация государственными органами. Затратное ценообразование формируется за счет составления цены из издержек производства и образования.
2 вопрос.
Основной перечень задач
1)покрытие затрат на производство продукции (или непосредственно в ее руки) и обеспечение прибыли достаточно для нормального функционирования производителя(посредника)
2)учет взаимозаменяемости при формировании цены;
3)решение социальных вопросов;
4)реализация внешнеполитически
Задачи ценообразования - это проблемы, которые призваны решать систему цен в конкретных экономических условиях. Задачи ценообразования тесно связаны с функцией цен.
3 вопрос. Функции цены
Является внешним проявлением ее внутреннему содержанию. Функции цены может быть отнесено только то, что характерно для каждой конкретной цены.
1.Учетная функция цены.
Выполнение этой функции позволяет сопоставить различные блага не сопоставимые по потребительским характеристикам, только в ценностном выражении можно определить макроэкономические отраслевые показатели и показатели конкретного предприятия. Эта функция позволяет соизмерить и проанализировать самые сложные пропорции воспроизводства между стоимостным и материально- вещественным составом выпуска продукции всех отраслей и видов экономической деятельности, а так же между потреблением и накоплением. А так же выявить уровень цен развития экономики путем оценки совокупного дохода на душу населения.
2.Стимулирующая функция.
Сущность в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. Цена оказывает стимулирующую величину заключенной в ней прибыли. В хозяйственной жизни цены могут способствовать или препятствовать увеличению или сокращению выпуска тех или иных товаров. Для производства особенно важны цены, по которым они сами непосредственно продают свою продукцию. С помощью цены можно стимулировать или дестимулировать:
3. Перераспределительная функция.
Предполагает перераспределение созданного общественного продукта между сферами экономики, хозяйственными звеньями, регионами, различными группами населения.
4. Сущность функции
5.Функция цены как категория
рационального размещения
6. Измерительная функция. В этом качестве цена выступает как количество денег или других товаров и услуг, уплачиваемые или получаемые за единицу товара или услуги. Благодаря цене удается измерить и определить количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за проданный товар.
4 вопрос.
Ценообразующие факторы – это многообразие условий, в которых формируется структура и уровень цен.
Три группы факторов:
1 гр. Базовые факторы
2 гр. Конъюктурные факторы
3 гр. Регулирующие факторы, связанные с государственной политикой.
1. Базовые факторы
2. Действие конъюктурных
факторов объясняется
3. Регулирующие факторы проявляются тем очевиднее, чем активнее вмешательство государства в экономику. Ценовые ограничения со стороны государства могут носить рекомендательный или жесткий административный характер.
ТЕМА 2
Методология ценообразования (МЦ)
МЦ - Есть совокупность общих правил, принципов, методов разработки ценообразования, определение и обоснование цен, формирование системы цен, управления ценообразования. Методология является единой для всех уровней установления цен, т.е. основные положения и правила формирования цен не меняются в зависимости от того, кто и на какой срок устанавливает цены. Это является необходимой предпосылкой в создании единой системы цен, действующей в экономике страны. Нельзя сравнивать 2 понятия: методология и методика, т.к. они очень отличаются. На основе методологии разрабатывается стратегия ценообразования, а методике служат конкретные рекомендации и средства для реализации этой стратегии на практике. Отсюда следует, что методики- это основные элементы методологии, объединяющий ряд методов формирования цен. Каждая методика имеет свои особенности, но эти особенности и различия не должны выходить за рамки требований единой методологии. Вторым важным элементом методологии являются принципы ценообразования. Под которыми понимают постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе. Принципы ценообразования могут быть реальны только на основе разработки и применения в соответствующих методах. Следовательно, принципы и методы связываются между собой и образуют методологию. При переходе к рынку методология ценообразования должна оставаться единой, что сделает возможным постепенное формирование по единым принципам и правилам системы цен, адекватное рыночным отношениям. Важнейшими принципами ценообразования являются:
1.научность обоснования цен
2. целевая направленность цен
3. непрерывность процесса ценообразования
4. единство процесса
ценообразования и контроля
Первый принцип состоит в необходимости познания и учета в ценообразовании объективных экономических законов развития рыночной экономики, законов стоимости, спроса и предложения. Научное обоснование цен базируется на глубоком анализе конъюктуры рынка всех рыночных факторов, а так же действующие в экономике системы цен. При этом необходимо выявить тенденции развития производства, спрогнозировать изменение уровней издержек, спроса, качества товаров и др. Научность обоснования цен намного зависит от полноты информационного обеспечения процессом, установления цен и требует обширной и разнообразной информации, прежде всего экономической.
Принцип целевой направленности цен состоит в четком определении экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен; целевые приоритеты и целевая направленность цен изменяется на каждом этапе развития экономики.
Принцип непрерывности процесса ценообразования заключается в своем движении от сырья к готовой продукции, прохождении ряда этапов, на каждом из которых она имеет свою цену. Во-вторых, в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших товаров и освоением новых. С развитием рыночных отношений и усилением конкуренции этот процесс будет становиться более динамичным.
Принцип единства ценообразования состоит в государственном регулировании цен на продукцию и услуги на монополистов в сфере транспорта, связи, газа, эл/энергию и др. Такой контроль осуществляется и по тем товарам, в отношении которых действует режим свободных цен. Цель контроля – проверка правильности применения установленных законодательством общих для всех принципов и правил ценообразования. В случае нарушения дисциплины цен на предприятии или в организации на виновников налагается административные или экономические санкции.
Различают 2 вида контроля:
Тема 3 Система цен.
1.Понятие системы цен.
2. Виды цен.
1 вопрос. В современном хозяйстве определяют 2 стадии производства, представляя таким образом единую систему цен.
Система цен – это единая упорядоченная с совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические взаимоотношения участников рынка. Изменение уровня структура одного вида цен влечет за собой изменения других видов цен. Это обусловлено взаимосвязью элементов рыночного механизмов и субъектов рынка. Каждый блок цен и каждая отдельная цена является частью общественной системы цен, несет строго определенную экономическую нагрузку. В современной ценовой среде действуют системы цен, которые формируются в зависимости от особенностей и масштаба обслуживания современного рынка.
Международные цены – это цены, обслуживающие международный рынок в целом и наиболее полно отражающие конъюнктуру.
Цены на международных региональных рынках – цены, являющиеся конкретной формой организации мировых цен и обслуживающие международные и региональные рынки, на которых наблюдается наибольшее сосредоточение международных центров путей - продажи товаров.
Национальные цены – цены, обслуживающие национальную экономику, формируемые с учетом особенности отраслей национального хозяйства и наиболее полно отражающие конъюнктуру товаров и услуг на внутреннем рынке страны.
Цены в международном совместном бизнесе – цены, обслуживающие товарообороты в масштабах деятельности процессов с иностранными инвестициями других форм международном совместном бизнесе.
Внешнеторговые цены – цены, обслуживающие обороты импортированной и экспортированной продукции.
Цены классифицируют по различным критериям: сферам товарного обслуживания, способу транспортных расходов, формам продаж, стадиям продажи, степени регулирования, степени устойчивости во времени.
Цены классифицируют по различным критериям:
1.По сферам товарного обслуживания выделяю