Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 21:32, контрольная работа
Анализ современного социально-экономического положения в России показывает, что проводимые реформы сопровождаются нарастанием неравенства по доходам среди различных групп населения и, как следствие, по уровню жизни. Конечной целью работы любого правительства на уровне региона и страны в целом является повышение уровня жизни граждан, для оценки которого необходимы специальные показатели. Эти критерии позволяют сравнивать фактически сложившийся уровень жизни с нормативными, с наиболее распространенными, с существовавшими в прошлые периоды показателями, с уровнем жизни населения других регионов и т.д.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. Понятие прожиточного минимума……………………………………………….4
2. Потребительская корзина…………………………………………………………6
3. Методика расчета прожиточного минимума…………………………………...12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………
3. Методика расчета прожиточного минимума
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Государственного комитета Российской Федерации по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Величина прожиточного минимума, определяемая в целом по Российской Федерации, является основой для установления минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат. Минимальный размер оплаты труда и минимальный размер пенсии по старости в Российской Федерации поэтапно повышаются до величины прожиточного минимума. Соотношение между минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсии по старости и величиной прожиточного минимума на очередной финансовый год устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Величина прожиточного минимума является показателем абсолютного измерения низких доходов с использованием нормативов потребления важнейших благ и услуг на минимально допустимом уровне. Расчеты стоимостной величины прожиточного минимума осуществляются на основании Методических рекомендаций по расчетам прожиточного минимума по регионам Российской Федерации (утверждены Минтруда России 10.11.92 г.).
Набор продуктов питания рассчитан
на основе минимальных размеров потребления
Институтом питания Академии медицинских
наук Российской Федерации, Институтом
социально-экономических
Набор продуктов питания, т.н. минимальная продовольственная "корзина", обеспечивает содержание по химическому составу продуктов и их калорийности в следующих пропорциях (в сутки): табл. № 4.
Таблица 4
В среднем на душу населения |
Мужчины 16-59 лет |
Женщины 16-54 лет |
Пенсионеры |
Дети | ||
0-6 лет |
7-15 лет | |||||
Белки граммов |
73,6 |
88,7 |
70,3 |
65,3 |
49,4 |
74,5 |
В том числе животного происхождения |
28,9 |
31,5 |
27,3 |
25,6 |
25,1 |
33,1 |
Жиры, граммов |
56,8 |
64,1 |
54,3 |
48,3 |
51,6 |
73,9 |
Углеводы, граммов |
353,3 |
441,2 |
337,6 |
316,9 |
228 |
352 |
Энергетическая ценность, ккал |
2236,7 |
2720,4 |
2138,4 |
1979,6 |
1581 |
2386 |
Минимальная продовольственная корзина дифференцируется по 8 природно-климатическим зонам. Зонирование территории России сделано на основе количественной оценки факторов, определяющих материальные и культурные потребности населения и их территориальную дифференциацию по интегральному показателю условий жизни населения. Идентификация регионов России по зонам производится по следующей таблице: табл. № 5.
Таблица 5.
Зоны |
Области, края, республики |
I |
Краснодарский край, |
II |
Республики: Калмыкия, Дагестан, Кабардино-Балкарская, Северная Осетия – Алания, Ингушетия, Чеченская Республика |
III |
Области: Брянская, Орловская, Рязанская, Калужская, Смоленская, Болгарская, Курская, Липецкая, Тамбовская, Воронежская, Пензенская, Ростовская, Ульяновская. Республики: Марий-Эл, Мордовия, Чувашская Республика, Татарстан. |
IV |
Области: Владимировская, Ивановская, Нижегородская, Костромская, Вологодская, Московская, Тверская, Новгородская, Псковская, Ленинградская, Калининградская, Тульская, Ярославская. Г. Москва, г. Санкт-Петербург. |
V |
Области: Астраханская, Саратовская, Волгоградская, Самарская, Оренбургская, Челябинская, Курганская. Республика Башкортостан. |
VI |
Области: Кировская, Архангельская, Кемеровская, Новосибирская, омская, юг Тюменской области, Свердловская, Пермская. Республика Бурятия, Республика Тыва, Алтайский край. |
VII |
Области: Мурманская, север Архангельской области, Амурская, Читинская, Томская, Иркутская. Республика Коми, Хабаровский край, Приморский край, юг Красноярского края. |
VIII |
Области: Магаданская, Камчатская, Сахалинская, север Тюменской области. Республика Саха (Якутия), Север Красноярского края. |
Таблица 6. Структура величины прожиточного минимума по социально-демографическим группам населения и регионам России (в процентах).
Величина прожиточного минимума представляет собой суммарную стоимостную оценку продуктового набора (минимальной продовольственной "корзины") и соответствующих ей по доле затрат стоимости непродовольственных товаров и услуг с добавлением величины налогов по следующей формуле:
Сmini = Cfi + Cgi + Csi + Cti
Где, Сmini - величина прожиточного минимума i-ой половозрастной группы населения,
Cfi - стоимостная оценка продуктового набора (минимальной продовольственной "корзины") i-ой половозрастной группы населения 10.
Где, Qji -норматив потребления j-го продукта питания i-ой половозрастной группы населения,
Pj - средняя цена j-го продукта питания,
Сgi -стоимостная оценка потребления непродовольственных товаров i-ой половозрастной группы населения,
Сsi -стоимостная оценка расходов на платные услуги i-ой половозрастной группы населения,
Сti -расходы на налоги i-ой половозрастной группы населения 11.
Сgi, si, ti = Cfi * (Kgi, si, ti : Kfi)
Где, Kfi, gi, si, ti - показатели структуры прожиточного минимума i-ой половозрастной группы населения;
i - принимает значения от 1 до 5:
при i = 1 - трудоспособное население, i = 2 - пенсионеры, i = 3 - дети в возрасте до 6 лет, i = 4 - дети в возрасте 7-15 лет, i = 5 - в среднем по всем половозрастным группам;
j - принимает значение по числу
товаров, цены на которые
Расчет прожиточного минимума позволяет, во-первых, оценивать уровень жизни населения в настоящее время и в соответствии с этим разрабатывать и реализовывать региональные адресные социальные программы, и, во-вторых, формировать бюджеты на всех уровнях с учетом реальных возможностей в оказании адресной социальной помощи малоимущим гражданам РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате выполнения данной работы были сделаны следующие основные выводы.
1. Прожиточный минимум – это
стоимостная оценка
2. Прожиточный минимум
3. На основе прожиточного
4. Прожиточный минимум (П.М.) официально
обозначает границу бедности. Бедность
– это социально-экономическое
положение части населения и
домашних хозяйств, стоящих на
относительно низком уровне
5. Подводя итоги проделанной работы можно с уверенностью сказать, что закон «о прожиточном минимуме» не может сегодня служить объективным, достоверным инструментом для расчётов прожиточного минимума. Очень хочется, чтобы наше правительство обратило на это своё внимание, и чтобы наш прожиточный минимум соответствовал реалиям сегодняшней жизни. Решение этих проблем требует определённой политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ