Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 07:33, контрольная работа
Государственное регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.
1. Методы регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов….3
2. Задача………………………………………………………………………….15
3. Список литературы…………………………………………………………...18
Эффективность государственного регулирования цен во многом зависит от его взаимодействия с другими мерами воздействия на экономику. Так, блокирование цен, введение фиксированных цен, изменение налоговых ставок на прибыль, как правило, должны сочетаться с регулированием заработной платы.
Одним из важных направлений государственного регулирования цен является контроль за ценами на продукцию предприятий-монополистов. При этом государственное регулирование цен на продукцию, производимую предприятиями-монополистами, введено с целью предупреждения, ограничения и пресечения нарушений государственной дисциплины цен и злоупотреблений, связанных с доминирующим положением на рынке товаров.
При нарушении антимонопольного законодательства, выражающихся в необоснованном завышении свободных цен на продукцию предприятий-монополистов, но этой продукции применяется государственное регулирование цен.
В тех случаях, когда предприятия-монополисты допускают нарушение государственной дисциплины цен, к ним применяются меры экономического и административного воздействия, предусмотренные Законом РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". К таким мерам относится перечисление в доход бюджета излишне полученной прибыли от завышения цен и тарифов, а также штрафы в тех же размерах.
В России за последние годы регулирование цен государством было введено по продукции, которая в конечном счете определяет общий уровень и динамику цен, а также по отдельным социальным товарам и услугам. Цены же на товары, не являющиеся предметами первой необходимости, даже при их монопольном производстве, формируются только исходя из реального спроса без каких-либо ограничений их уровней рентабельности и цен.
В Российской Федерации разработан и действует определенный порядок применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен, направленный на строгое соблюдение всеми предприятиями России действующего законодательства и других нормативных документов по ценообразованию. Так, к предприятиям, допустившим при реализации продукции, товаров и услуг нарушения государственной дисциплины цен и получившим в результате этого излишние суммы, применяются экономические санкции, заключающиеся в бесспорном изъятии этих сумм из прибыли предприятий в доход бюджета. В таком же размере с предприятия дополнительно взыскивается штраф.
в частности, относятся:
Контроль за соблюдением государственной дисциплины цен во всех отраслях экономики России осуществляется Инспекцией по ценам Департамента цен Министерства экономического развития и торговли РФ и органами ценообразования и контроля за ценами республик в составе России, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. На предприятиях торговли и общественного питания контроль за ценами осуществляется также органами Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей в установленном порядке.
Предприятие, самостоятельно выявившее нарушение государственной дисциплины цен и получившее в результате этого излишние суммы, вносит их в бюджет за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей без уплаты штрафа независимо от финансового состояния предприятия. При этом
обязательным является одновременное снижение цены на продукцию, товары, услуги данного предприятия.
Суммы, полученные в результате нарушения государственной дисциплины цен и подлежащие изъятию в доход бюджета, определяются как разница между фактической выручкой от реализации продукции, работ и услуг по завышенным ценам и тарифам и стоимостью этой продукции, работ, услуг по ценам и тарифам, сформированным в соответствии с действующим законодательством. Для предприятий-монополистов, а также для других предприятий, на продукцию которых установлены предельные уровни рентабельности, изъятию подлежат суммы, полученные за счет превышения предельного уровня рентабельности в целом по группам или видам продукции, товаров и услуг. Контроль за ценами с применением экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен распространяется на все хозяйствующие субъекты, расположенные на территории России, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную, торговую и иную коммерческую деятельность.
Государство в своей регулирующей деятельности использует правовые формы принуждения и распоряжается огромными экономическими ресурсами. Государственный инструментарий регулирования включает такие важные средства, как: государственный бюджет, систему государственных банков и государственный сектор экономики. Через них государство воздействует на функционирование хозяйства, стимулируя экономический рост и НТП, поддерживая внешнеэкономическую деятельность компаний.
Взаимодействие между частномонополистическим и государственным регулированием имеет целью не только приспособление к изменяющимся условиям, но и осуществление структурных сдвигов, необходимых для дальнейшего экономического развития.
Цены находятся в тесной взаимосвязи с другими переменными маркетинга и деятельности фирмы. Цены часто меняются на протяжении жизненного цикла товара - от высоких для привлечения покупателей, ориентирующихся на престиж, до низких - ориентирующихся на массовый рынок. Уровень обслуживания потребителей зависит от цены. Низкие цены обычно связываются с недостаточным сервисом. Группы товаров с различными ценами привлекают различные сегменты рынка. От цен во многом зависят достигнутые коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное (положительное или отрицательное) воздействие на всю деятельность производственно-сбытового комплекса промышленной фирмы. Цель ценовой политики заключается в установлении на товары фирмы таких цен и такого варьирования ими в зависимости от положения на рынке, чтобы овладеть его определенной долей, обеспечить намеченный объем прибыли и решать другие стратегические и оперативные задачи.
Задача
Определите структуру розничной цены товара, реализуемого в магазине города Москвы, и выполнить её анализ. Исходные данные ( в руб/ кг) приведены в табл.
Цена товара в месте отправления |
Место отправления |
Транспортные расходы |
Цена при поступлении в холодильник Москвы |
Отпускная цена холодильника |
Цена в магазинеМосквы |
200 |
Калининград |
10 |
210 |
230 |
300 |
150 |
Владивосток |
5 |
155 |
220 |
300 |
Решение
Структура розничной цены может быть представлена следующим образом:
Ц iр = Ц iопт + Т i + H ic + H iT ,
где Ц iр - розничная цена (руб./ед.),
i - вид товара,
Ц iопт - оптовая цена (руб./ед.),
Тi - траспортный тариф (руб./ед.),
Нсi - сбытовая наценка (руб./ед.),
Нтi - торговая наценка (руб./ед.).
Из условий
задачи видно, что прежде
Торговая наценка (Нтi) определяется как разность между розничной ценой (ценой в магазине) и отпускной ценой холодильника.
Для товара из Калининграда:
Нт1 = 300 - 230 = 70 (руб./кг); в процентном выражении она составит 30% (70/230*100)
Для товара из Владивостока:
Нт2 = 300 - 220 = 80 (руб./кг); в процентном выражении она составит 36% (80/220*100)
Сбытовая наценка
(Нсi) в данном случае определяется
как разность между отпускной
ценой и приемной ценой
Для товара из Калининграда:
Нс1 = 230-210 = 20 (руб./кг), или 9,5% (20/210*100)
Для товара из Владивостока:
Нс2 = 220-200 = 20 (руб./кг), или 10% (20/200*100)
Отсюда розничная
цена товаров складывается
Цр1 = Цот1 + Т1 + Нс1 + Нт1 = 200 + 10 + 20 + 70 = 300 (руб./кг),
Цр2 = Цот2 + Т2 + Нс2 + Нт2 = 150 + 50 + 20 + 80 = 300 (руб./кг).
Анализ структуры цены характеризует процентное соотношение составляющих ее элементов.
Анализ структуры цены целесообразно выполнить в табличной форме (табл. 2).
Показатель |
Товар из Калининграда |
Товар из Владивостока | ||
Величина (руб./кг.) |
% |
Величина (руб./кг.) |
% | |
Розничная цена |
300 |
100 |
300 |
100 |
Торговая наценка |
70 |
23 |
80 |
26 |
Сбытовая наценка |
20 |
7 |
20 |
7 |
Транспортный тариф |
10 |
3 |
50 |
17 |
Оптовая цена |
200 |
67 |
150 |
50 |
Анализ данных табл. 2 показывает, что наибольший удельный вес в структуре розничной цены товаров из Калининграда и Владивостока занимают оптовая цена и торговая наценка. Для товара из Владивостока большое значение имеют транспортные расходы (17% в структуре розничной цены). Для сравнения: для калининградского товара их доля составляет всего 3%.
Список литературы
Информация о работе Методы регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов