Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 15:27, реферат
Действующее законодательство о естественных монополиях и ценовом регулировании концептуально не отвечает современному уровню развития страны, в частности, тем, что в нем, во-первых, отсутствуют инструменты государственного регулирования в переходный период от естественно-монопольных рынков к конкурентным рынкам (здесь имеется в виду конкуренция между сетями, а не конкуренция внутри сети; то есть когда на рынке работает несколько сетевых организаций и они конкурируют друг с другом); во-вторых, механизмы ценообразования осуществляются без учета стандартов качества услуг; в-третьих, не институционализированы отношения с потребителями; в-четвертых, отсутствуют косвенные методы государственного ценообразования. Это приводит к значительным системным ограничениям в реализации структурных реформ и задач повышения качества услуг как обязательной составляющей повышения уровня жизни. Например, в сфере электроэнергетики и железнодорожного транспорта, несмотря на создание новой институциональной среды, конкурентные механизмы так и не запущены, в том числе и из-за сохранения жесткого государственного регулирования.
Введение
Действующее законодательство о естественных монополиях и ценовом регулировании концептуально не отвечает современному уровню развития страны, в частности, тем, что в нем, во-первых, отсутствуют инструменты государственного регулирования в переходный период от естественно-монопольных рынков к конкурентным рынкам (здесь имеется в виду конкуренция между сетями, а не конкуренция внутри сети; то есть когда на рынке работает несколько сетевых организаций и они конкурируют друг с другом); во-вторых, механизмы ценообразования осуществляются без учета стандартов качества услуг; в-третьих, не институционализированы отношения с потребителями; в-четвертых, отсутствуют косвенные методы государственного ценообразования. Это приводит к значительным системным ограничениям в реализации структурных реформ и задач повышения качества услуг как обязательной составляющей повышения уровня жизни. Например, в сфере электроэнергетики и железнодорожного транспорта, несмотря на создание новой институциональной среды, конкурентные механизмы так и не запущены, в том числе и из-за сохранения жесткого государственного регулирования.
Отсутствие разнообразия
методов ценового регулирования
не позволяет государственному регулятору
гибко подбирать инструментарий
с учетом конкретной экономической
ситуации. Основу существующего регулирования
составляют ценовые методы в форме
прямого (жесткого) ценового регулирования,
осуществляемого путем
§1.Законодательная основа государственного регулирования цен
Несмотря на то, что рыночная
экономика предполагает свободу
хозяйствующих субъектов в
В Гражданском кодексе Российской Федерации вопросам ценообразования уделяется существенное внимание. Раскрывая сущность, условия заключения и исполнения договора (гл. 27 ГК РФ), в ГК РФ представлены правила определения цены в договоре (ст. 424). Суть этих правил заключается в следующем.
Во-первых, цены устанавливаются
соглашением сторон. Это означает,
что цены формируются по рыночным
законам. Однако ГК РФ допускает в
отдельных случаях, на конкретные группы
товаров применение цен, устанавливаемых
или регулируемых государством в
лице уполномоченных на то государственных
органов. Так, в Постановлении Правительства
РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению
государственного регулирования цен
(тарифов)» определен перечень товаров
и услуг, цены на которые регулируются
государством, и порядок их регулирования.
В Федеральном законе от17 августа
1995 г. «О естественных монополиях» изложен
порядок установления конкретных цен
(тарифов) или их предельного уровня
на продукцию естественных монополий.
Принцип свободы установления цены
при заключении договора ограничивается
также Законом РСФСР от 22 марта
1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на
товарных рынках». В соответствии с
этим законом хозяйствующие
Во-вторых, изменение (увеличение или уменьшение) цены, установленной в договоре, возможно только в двух случаях:
1) если в договоре присутствует
оговорка о возможности
2) если законом предусмотрена
возможность изменения цены
В-третьих, в большинстве
видов договоров цена не относится
к существенным условиям сделки. Поэтому
она может быть не предусмотрена
в договоре. Если в возмездном договоре
цена не предусмотрена и не может
быть определена исходя из условий
договора, исполнение договора должно
быть оплачено по цене, которая при
сравнимых обстоятельствах
В-четвертых, цена должна быть выражена в рублях (ст. 317 ГК РФ).
Налоговый кодекс Российской Федерации содержит отдельные положения, касающиеся ценообразования. Условно их можно подразделить на две группы. Первая — определение состава расходов, учитываемых в цене товара. Вторая — обоснование и контроль уровня цены для целей налогообложения.
Первая группа. Расходы, включаемые в состав себестоимости и цены, классифицируются в зависимости от их функционального назначения на следующие расходы:
связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и реализацией товаров, услуг, работ;
содержание, эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном состоянии;
освоение природных ресурсов;
научные исследования и опытно-конструкторские разработки;
обязательное и добровольное страхование;
прочие расходы, связанные с производством и реализацией.
Вторая группа. Налоговый
кодекс РФ предусматривает порядок
определения уровня цен и их контроля
для целей налогообложения. В
соответствии со ст. 40 НК РФ для целей
налогообложения принимается
1) если сделка совершена
между взаимозависимыми лицами,
что может повлиять на уровень
цены. Взаимозависимыми лицами
2) если сделка относится к товарообменным (бартерным) операциям;
3) если сделка является внешнеторговой;
4) при отклонении цены
более чем на 20% в сторону повышения
или в сторону понижения от
уровня цен, применяемых
При проведении проверки правильности применения цен выявляются факты отклонения цен, применяемых сторонами сделки, более чем на 20% (в сторону повышения или понижения) от рыночной цены идентичных (однородных) товаров. Если выявляются такие отклонения, то налоговый орган вправе вынести решение о доначислении налога и пени, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары (работы, услуги).
Наибольшие трудности для налоговой службы представляет контроль цен на предмет их отклонения на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени. Это вызвано следующими причинами.
Во-первых, в нормативных документах не определено от какого уровня рассчитывать отклонения цен: от наибольшей цены, от наименьшей цены, от средней цены или каким-либо еще способом.
Во-вторых, какой период времени считать непродолжительным.
При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах и биржевых котировках. Допустим, что фирма реализовала товар по цене 300 руб. за штуку. Биржевая котировка аналогичного товара, которая принимается в качестве рыночной цены, составляет 400 руб. В этом случае цена сделки отличается от рыночной на 25% . Так как отличие цены сделки от рыночной цены составляет более 20%, то у налоговой службы имеются основания для контроля данной сделки и доначисления налога и пени. Фирма имеет возможность обосновать возможность применения этой цены в качестве рыночной цены, только если данная сделка включала особые условия. К примеру, была произведена предоплата, основной платеж был осуществлен в более ранние сроки, было реализовано значительно большее количество товара, чем при обычной сделке.
Налоговый кодекс РФ предусматривает для определения рыночной цены использование «метода цены последующей реализации». Данный метод применяется при следующих условиях:
когда на соответствующем
рынке товаров отсутствуют
когда отсутствуют предложения на этом рынке таких товаров;
когда отсутствуют либо недоступны информационные источники для определения рыночной цены.
При использовании «метода
цены последующей реализации»
РЦ = ЦР пок – З пок – П пок ,
где ЦР пок — цена, по которой покупатель Вашего товара реализовал (перепродал) его; З пок — обычные в подобных случаях затраты, понесенные этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров; П пок —обычная для данной сферы деятельности прибыль покупателя.
2.Правовая база ценообразования на продукцию государственного заказа
Вопросы ценообразования
на продукцию государственных
Рассмотрим основные положения, касающиеся ценообразования на продукцию государственных закупок, изложенные в Гражданском кодексе РФ.
В главе 28 «Заключение договора»
ст. 448 ГК РФ речь идет об организации
и проведении торгов. Торги являются
способом торговли (в форме аукционов
и конкурсов), при котором заключаются
между продавцом и покупателем
сделки с заранее обусловленными
технико-экономическими параметрами
и «сведениями о начальной
цене». Торги как способ размещения
заказов предусмотрены и для
проведения государственных закупок.
Следует отметить, что победитель
аукциона в ГК РФ (ст. 447 ГК РФ) понимается
как лицо, предложившее наиболее высокую
цену. В то же время ФЗ от 21 июля 2005
г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг
для государственных и
В главе 30 «Купля-продажа» §
4. «Поставка товаров для
Ст. 532. ГК РФ «Оплата товара
по договору поставки товаров для
государственных и
Важным условием для обоснованного формирования, исполнения и контроля цен являются положения, отраженные в главе 37 ГК РФ. «Подряд». Она освещает вопросы договора подряда на выполнение работ. Государственные органы зачастую выступают заказчиками на выполнение конкретных видов работ. При этом важным параметром договора подряда является цена. В ст. 709 ГК РФ приводится порядок определения цены в договоре подряда. В договоре может указываться либо твердая цена, либо способы ее определения. При определении цены в договоре подряда должны отражаться обоснованные издержки (затраты) подрядчика и причитающееся ему вознаграждение (для коммерческих организаций — прибыль). Разновидностью цены подряда может выступать смета, составленная подрядчиком и подтвержденная заказчиком. Если в договоре подряда не указана цена либо способы ее определения, то при расчете с подрядчиком применяется цена, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные работы (п. 3 ст. 424 ГК РФ). При фиксации в договоре подряда твердой цены заказчики и подрядчики, как правило, не вправе требовать ее изменения. Изменение цены возможно только в следующих случаях, оговоренных в ГК РФ:
Информация о работе Нормативно-правовая база ценообразования