Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 12:45, реферат
Широко распространено мнение, что в рыночной экономике
ценообразование не регулируется. Однако такое представление является
ошибочным. Во-первых, существует система саморегулирования цен, когда
произвольное завышение цен, как правило, не выгодно прежде всего
производителю. Он заинтересован в оптимизации уровня цен, с тем, чтобы
иметь гарантии сбыта своей продукции и прочные позиции на рынке не только
сегодня, но и в перспективе. Во-вторых, даже в странах с развитой рыночной
экономикой регулирующее воздействие на процессы ценообразования оказывает
государство.
Основы государственного регулирования цен
Широко распространено мнение, что в рыночной экономике
ценообразование не регулируется. Однако такое представление является
ошибочным. Во-первых, существует система саморегулирования цен, когда
произвольное завышение цен, как правило, не выгодно прежде всего
производителю. Он заинтересован в оптимизации уровня цен, с тем, чтобы
иметь гарантии сбыта своей продукции и прочные позиции на рынке не только
сегодня, но и в перспективе. Во-вторых, даже в странах с развитой рыночной
экономикой регулирующее воздействие на процессы ценообразования оказывает
государство.
Не редко саморегулирование цен понимается упрощено – как встреча
продавца и покупателя на рынке, которые, исходя из наличия товара и денег,
договариваются о цене. Однако саморегулирование – не стихийный процесс. Это
совокупность норм и правил, которые должны соблюдать контрагенты (договоренность, одна из сторон договора в гражданско-правовых отношениях.) на рынке.
В месте с тем существенную роль в развитии современной экономики
играет государство. Проблемы, связанные с усилением экономической роли
государства, нашли широкое отражение в исследованиях различных
экономических школ.
Кризис 1929 – 1933 гг., который основательно потряс экономические
основы западного мира, привел к пониманию того, что для обеспечения
стабильности развития рыночный механизм необходимо дополнить мерами
государственного
Теоретическую разработку данная позиция нашла в работе известного
западного экономиста Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и
денег». С тех пор кейнсианские взгляды на природу государственного
регулирования надолго овладели умами политиков и экономистов.
В смешанной экономике, т.е. экономике, основанной на рыночной
конкуренции и макроэкономическом регулировании, государству в хозяйственной
жизни отводится строго определенная роль.
Рыночный механизм, как показывает опыт многих стран, ведет к
существенному подъему экономики, но одновременно сопровождается спадами и
кризисами, которые могут затормозить развитие экономики. Поэтому
государство стремится разработать такой рыночный механизм, чтобы колебания
на рынке не привели к разрушительным последствиям в экономике.
Государственное регулирование цен является попыткой государства с
помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий
воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному
развитию экономической системы в целом, т.е. через цены нивелировать
циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от
конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный
и антиинфляционный характер.
Система цен – один из важнейших элементов рыночной экономики; она
взаимосвязана с другими элементами рыночного механизма и реагирует на их
изменения. Государственное регулирование через изменение бюджетных
расходов, налогов, процентных ставок за кредит и других экономических
рычагов проявляется и в изменении издержек и цен на продукцию и
воздействует на процессы воспроизводства.
В условиях перехода к рынку в России, когда произошла серьезная
разбалансированность экономики, роль государства заключается в создании
рыночных структур в целях обеспечения нормальных условий развития рынка. На
это направлено развитие предпринимательства, принятие антимонопольного
законодательства и т.д. Проведение государством антимонопольной политики
должно снять искусственное ограничение и способствовать развертыванию
конкуренции во всех отраслях и секторах экономики, её поддержанию и
всяческому поощрению и развитию на этой основе рыночного ценообразования.
Однако конкуренция может быть и разрушительной силой, разоряя целые группы
производителей. Поэтому задача государственной власти состоит в том, чтобы
обеспечивать такое
соотношение монополии и
бы к разрушительным последствиям.
Антимонопольное регулирование предусматривает также санкции,
направленные против
«недобросовестной деловой прак
-ценовую дискриминацию (скидки для одних клиентов, надбавки для
других);
-принудительные сделки (т.е. продажа и покупка с каким –либо
предварительным условием, принудительные «наборы» товаров и услуг);
- принудительную
привязку покупателей к
-сбивание цен ниже издержек производства (демпинг для вытеснения
соперников и захвата рынка);
-отказ от поставок «неугодным» клиентам, имеющим дело с конкурентами
данной фирмы, или необоснованный возврат заказанных товаров;
-различного рода бойкоты.
Все эти разновидности «недобросовестной» практики подлежат
расследованию и пресечению антимонопольными органами.
Либерализация цен не ослабляет, а, напротив, повышает роль
государства в осуществлении политики ценообразования. Она заключается не в
установлении конкретных цен, а в воздействии с помощью экономических мер на
принятие
методологической и методической помощи, разработки правовых норм по
ценообразованию. Цели государственного регулирования состоят в том, чтобы
не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого
дефицита, резкого роста цен на сырье и топливо, монополизма производителей,
способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на
использование достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при
этом является достижение определенных социальных результатов, в частности,
поддержание прожиточного минимума, обеспечение возможности приобретения в
достаточном количестве товаров первой необходимости.
Цены разрабатываются и устанавливаются товаропроизводителями
самостоятельно, но с учетом законодательных и нормативных актов. Отклонение
от норм экономического поведения в отработанной системе рыночных отношений
легко может быть обнаружено в процессе взаимодействия с партнерами, либо
через финансово-кредитную систему, налогообложение и т.п. В США, например,
предусмотрена даже уголовная ответственность за установление чрезмерно
высоких цен. Государство играет роль не насильственного аппарата контроля
за ценами, а -- арбитра.
Обычно при возрастании цены на товарных рынках спрос уменьшается, а
чем ниже цена, тем больше спрос. В период инфляции спрос может расти вместе
с повышением цены. Потребитель не верит в стабильность рынка и, не взирая
на цены, увеличивает спрос. Это характерно для переходной экономики России.
Кроме того, в рыночной экономике возрастание затрат на покупки неизбежно
влечет за собой снижение нормы сбережения. В переходный период возможна и
такая ситуация, когда растут и спрос, и сбережения: дефицит товаров не
позволяет израсходовать сумму денег, которую покупатель накопил на данный
момент.
В
России за последние годы
Государство не могло гарантировать быстрое устранение проблемы острейшего
дефицита, и товаров по новым ценам не стало больше. Радикально не
перестраивающаяся экономика не может дать и не дает устойчивого,
стабильного прироста требуемых товаров. Но если цены недостаточно высоки,
они не заинтересовывают производителя в изготовлении необходимой продукции
в нужном объеме и в относительно короткие сроки.
Экономическая теория и мировая практика предлагают два сценария
построения рынка: «шоковая терапия» со всеми вытекающими из нее
экономическими последствиями; долгий, но социально менее взрывоопасный путь
поэтапного восстановления рыночной экономики и ликвидации инфляционных
явлений. Сложность второго пути состоит в том, что рычаги, с помощью
которых можно остановить инфляцию, одновременно тормозят экономический рост
и платежеспособность населения.
Прямое
регулирование цен
общественного пользования (электроэнергетика, транспорт, связь,
водоснабжение и т.д.). Среди прямых методов государственного регулирования
необходимо назвать прежде всего административное установление цен. Оно
получило распространение в ряде развитых стран (во Франции, Бельгии,
Нидерландах и т.д.). Крупные монополии – потребители в результате этого
получают дополнительные выгоды, приобретая товары и услуги по более низким
ценам.
В США государством регулируется от 5 до 10% цен. Цены на пшеницу,
кукурузу, рис, кормовое зерно, арахис, хлопок, табак поддерживаются
преимущественно через залоговые операции и закупки у фермеров, а цены на
молочные продукты – через закупки и излишки этих продуктов у
перерабатывающих фирм. При этом государство гарантирует минимальные уровни
залоговых цен для фермеров, а также поддерживает соотношение между ценами
на сельскохозяйственную продукцию и товарам, приобретаемыми фермерами. Эту
функцию выполняет Министерство сельского хозяйства. В целом контроль за
ценами осуществляют антитрестовские управления Министерства юстиции и
Федеральная торговая комиссия.
В
Японии создан особый
экономического планирования. В его функции входят: контроль за соблюдением
антимонопольного законодательства, поддержание спроса на необходимом
уровне, изучение тенденции спроса и предложения. Государство регулирует
цены на рис, пшеницу, мясо и молочные продукты, железнодорожные тарифы,
тарифы на водо- и теплоснабжение, электроэнергию и газ, образование и
медицинское обслуживание. В целом регулируется около 20% потребительских
цен.
Наряду
с методами прямого
процесс ценообразования и с помощью косвенных мер. Эти меры направлены на
изменение конъюнктуры, установление оптимального соотношения между спросом
и предложением.
Этими мерами государство стремится установить равновесие между
спросом и предложением и тем самым способствовать более равномерному и
медленному росту цен в масштабах всей экономики.
Степень
государственного
от состояния экономики. Оно усиливается в кризисных ситуациях – в периоды
ускорения инфляции, роста дефицитности отдельных продуктов, необходимости
быстрой перестройки экономики – и ослабевает по мере выхода из кризиса. В
странах с динамичной, сбалансированной экономикой цены регулируются в
меньшей степени, чем в станах с несбалансированной и неустойчивой
экономикой. По мере стабилизации экономики сфера государственного
регулирования сокращается, и происходит постепенный переход к свободному
ценообразованию.
Как только на рынке создаются условия для конкуренции,
государственное регулирование цен, зачастую, отменяется. Так, в 70-х годах
в США было установлено государственное регулирование авиационных,
железнодорожных и автомобильных грузовых тарифов, тарифов телефонной связи,
банковского дела. Это, к примеру, в гражданской авиации способствовало
снижению издержек производства посредством снятия маловыгодных маршрутов,
увеличения степени загрузок рейсов, сокращения персонала и т. д.
Налоговая система также воздействует на уровень и динамику цен. От
размера налогов прямо зависят динамика цен и темпы инфляции. Чем выше
налоги, тем быстрее растут цены. Любой производитель, когда его облагают
налогом, старается перенести его через цену на потребителя. Государство же,
получая большие доходы, увеличивает и свои расходы. Для того чтобы снизить
инфляцию, замедлить рост цен, государство должно уменьшить налоговые
ставки. Современная налоговая политика в развитых странах мира направлена
на снижение налогов. В США, например, доля налогов на прибыль в доходах
налога федерального бюджета не превышает 8%, в то время как в России она
составляет около 20%.
Практика государственного
регулирования цен
преодоления инфляции необходимо, по крайней мере, два условия:
Информация о работе Основы государственного регулирования цен