Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 19:26, творческая работа
Эта тема интересна потому, что Франция как страна является одним из примеров стабилизации экономики за счет государственного влияния, что является довольно характерным для развитых стран. Также в экономике Франции есть масса особенностей, исследование которых могло бы помочь и нашей стране.
Главной целью данной работы является более подробное рассмотрение главных аспектов ценообразования, а также политики ценообразования Франции.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие ценообразования и цены. Задачи ценообразования.……………..4
2. Факторы, влияющие на ценообразование…………………………………….6
3. Особенности ценообразования Франции.………………………...................7
Заключение……………………………………………………………………....14
В 1970-х гг. правительство стало вновь применять систему мер по блокировке и регулированию цен. Так, во второй половине 1975 г. были временно заблокированы цены всех товаров и услуг государственного и частного секторов экономики, а в 1976 г., цены в государственном секторе могли повышаться только на определенную величину. При этом государство заключало контракты с предприятиями, согласно которым последние обязывались ограничивать рост цен своей продукции. Если прибыль предприятия росла быстрее, чем цены, то они облагались специальным антиинфляционным налогом по прогрессивно возрастающей шкале.
Между тем постепенно стало ясно, что система жесткого контроля за ценами с использованием принципа их блокировки исчерпала себя. Анализируя собственный опыт, французские экономисты пришли к выводу, что подобный контроль за ценами делает рынок менее гибким, сдерживает рост производства и конкуренцию, на определенном этапе ограничивает свободный перелив капиталов, мобильность рынков труда, товаров и услуг.
Ученые также обратили внимание на низкую эффективность контроля за ценами в борьбе с инфляцией: темпы инфляции в середине 1970-х гг. во Франции (9-10\% в год) были значительно выше, чем в странах, где цены регулировались не административными, а косвенными методами.
В 1973 г. французское правительство провело либерализацию цен промышленных товаров, в соответствии с которой блокировка цен была отменена в большинстве отраслей экономики. Для проведения либерализации были отобраны следующие отрасли: 1) в которых имелась достаточно сильная международная конкуренция (например, часовая и шарикоподшипниковая промышленность); 2) в которых в силу специфики производимых товаров не наблюдалось резких скачков в ценах (например, молочно-консервная и кондитерская промышленность); 3) которые благодаря системе социального обеспечения имели стабильный рынок (например, фармацевтическая промышленность).
В течение первой половины 1980-х гг. процесс либерализации цен продолжался. К 1986 г. из-под контроля было высвобождено более 80\% цен промышленной продукции.
Французские экономисты считают, что либерализация цен дала положительные результаты. Во-первых, за период экономически обоснованной и подготовленной либерализации цен инфляция не перешагнула допустимых границ. Во-вторых, либерализация в условиях развитого цивилизованного рынка привела к относительной стабилизации и даже в ряде случаев к снижению цен основных продуктов питания.
Однако либерализация цен не означала полного отхода государства от процессов ценообразования. Переход от политики полного вмешательства в дела управления предприятиями (на микроэкономическом уровне) к системе глобального регулирования (на макроэкономическом уровне) для экономики Франции означал лишь изменение формы вмешательства: от жестких методов к косвенному воздействию на рынок и цены. Поэтому не случайно одновременно с решением о либерализации цен был принят документ о ценовой конкуренции в промышленности, согласно которому запрещались создание всякого рода союзов производителей, импортеров, оптовых и розничных торговцев, а также заключение любых соглашений о минимальных либо рекомендуемых ценах промышленной продукции, товаров народного потребления и услуг.
Значительные масштабы государственного регулирования цен во Франции связаны с имевшим место в послевоенный период коалиционным правительством с участием коммунистов и представителей крупного национализированного сектора, недостаточно конкурентоспособного на мировом рынке и нуждающегося в государственной поддержке.
Для нормального функционирования государственного сектора и проведения через него правительственной экономической и социальной политики, в том числе путем регулирования цен, требуются государственные финансовые ресурсы. Они формируются в основном через развитую налоговую систему. Во Франции насчитывается около 120 видов налогов. В то же время их число в Германии достигает 70. По возможности оказывать финансовую поддержку предприятиям Франция превосходит многие крупные страны (США, Германию, Великобританию).
Аналогичное соотношение наблюдается и в области государственных расходов. При этом их существенная часть (около 16\%) направляется непосредственно на обеспечение производственного процесса.
Государственное регулирование цен осуществляется с помощью широкого набора средств и методов: экономически через соотношение между спросом и предложением на рынке; административно путем непосредственного изменения или фиксации уровня цен.
Экономическое регулирование цен это основной метод в практике развитых стран, так как он не нарушает действия рыночного механизма, сохраняет экономическую обоснованность цен и их органичную связь с ценами мирового рынка.
В последнее время во Франции основным направлением регулирования цен является их стабилизация или снижение темпов роста, что достигается с помощью специальной эмиссионной, налоговой, финансовой и кредитной политики.
Эмиссионная политика направлена на ограничение денежной массы в обращении. Так же действует политика повышения прямых налогов с предприятий. Она осуществлялась в период наиболее сильных инфляционных процессов (конец 1960-х начало 1970-х гг.) с целью уменьшения дефицита государственного бюджета по средствам дополнительных налоговых поступлений.
В качестве антиинфляционных факторов, использовавшихся во Франции в послевоенный период, можно назвать кредитные льготы и государственную помощь производителям. Эти инструменты оказывают влияние на цены через издержки производства, прибыль, увеличение объема производства и реализации продукции. Налоговые льготы используются в виде системы ускоренной амортизации, снижений прямых и косвенных налогов. В 1960-1980 гг. мелкие и средние компании получали для развития производственной деятельности 50\%-е скидки с налогов на прибыль. В период наиболее сильной инфляции французское правительство проводило снижение косвенных налогов. Так, в 1975 г. обычная ставка НДС была снижена с 23 до 20\%, а в 1986 г. до 17,6\%.
Использование налоговых, кредитных льгот и прямой финансовой помощи способствовало снижению темпов роста внутренних цен. В отдельных случаях эти льготы стали основным антиинфляционным фактором. Применение в 1970-е гг. налоговых льгот имело решающее значение для замедления темпов роста инфляции.
Вместе с тем в некоторых случаях использование экономических инструментов хотя и было направлено на борьбу с инфляцией, но не вызывало желательного изменения цен. Так, применение в 1979-1982 гг. широкой системы льгот по налогообложению не снизило высоких темпов инфляции. В это время противодействующим налоговым льготам фактором стало повышение цен нефти на мировом рынке. Чтобы не допустить повышения внутренних цен, правительство было вынуждено применить не только экономическое, но и административное регулирование процесса ценообразования.
Либерализация цен во Франции привела к необходимости изменения структуры государственных органов. До 1986 г. в составе Министерства планирования и финансов органы ценообразования были представлены самостоятельным департаментом. Затем он был преобразован в департамент по конкуренции, куда вошли на правах отдела органы по государственному регулированию цен и ценовой конкуренции.
Во Франции имеется около 3000 государственных контролеров но ценам, которые являются сотрудниками отделов по государственному регулированию цен и ценовой конкуренции департамента по конкуренции Министерства планирования и финансов, отраслевых министерств и 100 департаментов. Основные задачи государственных контролеров наблюдение за государственной дисциплиной цен. Контролеры имеют право составлять акты по нарушению правил ценообразования и передавать их в финансовый трибунал, который принимает решение о санкциях к юридическим лицам, не соблюдающим и нарушающим законодательство по ценам.
В современных условиях Министерство планирования и финансов Франции: 1) прогнозирует рыночную конъюнктуру (на ближайшую перспективу, очередной год, а также на 5, 10 и 15 лет) и вырабатывает соответствующие рекомендации правительству; 2) разрабатывает государственный бюджет страны и контролирует его исполнение; 3) формирует объемы и структуру государственного заказа; 4) разрабатывает государственные целевые программы; 5) рассматривает и утверждает цены на продукцию предприятий-монополистов и в первую очередь отраслей электроэнергетики, газовой промышленности, транспорта.
В настоящее время прямое регулирование цен продолжает распространяться на сельскохозяйственную продукцию, электроэнергию, газ, транспортные услуги.
В целом во Франции государство регулирует и контролирует около 20\% всех цен промышленных, сельскохозяйственных и потребительских товаров и услуг.
Заключение.
Несмотря на действие принципа свободного установления цен в условиях рыночного хозяйства, роль государства сводится к прямому регулированию цен на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги либо к осуществлению наблюдения (контроля) за ценами в условиях конкуренции (регулированием цен занимаются Департамент по конкуренции, Министерство экономики, финансов и бюджета).
Следует отметить, что Франция — одна из немногих развитых стран, где долгое время существовал довольно жесткий режим государственного регулирования цен. Оно частично сохранилось здесь и сегодня.
В настоящее время во Франции имеется около 3 тыс. государственных контролеров по ценам. Они являются сотрудниками Отдела по государственному регулированию цен и ценовой конкуренции, Департамента по конкуренции, Министерства планирования и финансов Франции, отраслевых министерств и 100 департаментов. В больших городах штат контролеров составляет 10–12 человек.
Таким образом, государство не устраняется от контроля за ценообразованием на внутреннем рынке и от разумного регулирования цен, причем решает эти задачи разнообразными методами, с учетом особенностей развития экономики на различных этапах.
По оценкам французских экономистов, либерализация цен дала хорошие результаты. За период либерализации цен инфляция в экономике Франции находилась на нормальном уровне. Это доказывает то, что на данном этапе французская экономика в состоянии сама себя регулировать, то есть государственное вмешательство не несет на себе основную нагрузку по поддержанию темпов экономического роста. По сути в этом находит свое отражение неоклассическая модель, которая провозглашает невмешательство государства в экономику. Я считаю, что государство должно для наилучшего экономического развития время от времени чередовать применяемые модели. В принципе так и происходит. Консерваторы сменяют социалистов, и наоборот. Это дает стимул к развитию обоих моделей (имеется в виду вмешательство и невмешательство государства). Экономическое развитие идет по спирали, и, может быть, через одно-два десятилетия во Франции опять будут предоставлены государству большие права.