Принципы ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 19:32, реферат

Описание работы

Каждый элемент рыночного механизма теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. Все процессы планирования, регулирования и стимулирования экономической деятельности на всех стадиях воспроизводства осуществляются с помощью цен. Посредством цен достигается взаимосвязь всех элементов социально-экономической системы современного общества.

Содержание работы

Введение 3
1. Цена
1.1 Понятие и сущность цены 4

2. Ценообразование
2.1 Модели ценообразования 5
2.2 Принципы ценообразования 7
2.3 Законы и методы ценообразования 8
2.4 Механизм ценообразования 9

Заключение 10
Список литературы 11

Файлы: 1 файл

Копия ПЛАН.docx

— 24.66 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение                                                                                                                   3

1. Цена                                                                                                                       

1.1 Понятие и сущность цены                                                                                4

 

2. Ценообразование

2.1 Модели ценообразования                                                                                 5

2.2 Принципы ценообразования                                                                            7

2.3 Законы и методы  ценообразования                                                                8

2.4 Механизм ценообразования                                                                             9

 

Заключение                                                                                                             10

Список литературы                                                                                                11                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

      Каждый элемент рыночного механизма  теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. Все процессы планирования, регулирования  и стимулирования экономической  деятельности на всех стадиях воспроизводства  осуществляются с помощью цен. Посредством  цен достигается взаимосвязь  всех элементов социально-экономической  системы современного общества.      

Натуральный обмен товаров –  это исторически сложившийся  процесс общения людей в целях  обеспечения взаимного благополучия. Для справедливого обмена люди создали  единый заменитель товара – деньги. Чтобы было удобно пользоваться деньгами, как эквивалентом многих разнообразных  товаров постепенно создали и  систему учета затрат денег (капитала) на объем товарной продукции и  единицу изделия. Совокупность этих затрат назвали ценой. В последствии  такая совокупность расширилась  до сложного механизма ценообразования. Механизм ценообразования постоянно  совершенствуется, изменяются отдельные  его элементы по мере изменения социально-экономического уклада общества и конкретных условий  производства. В настоящее время, в условиях перехода к рыночным отношениям, важно понимать важность работы по выработке правильной ценовой стратегии.  

 

 

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и сущность цены. 

 

 

      Ценой называется количество денег, за которые продается и покупается экономическое благо.      

Цена – это денежное выражение стоимости товара.      

Стоимость товара определяют в ходе соотношения спроса и предложения  на данный товар. Когда предложение  товара равно спросу на него, то рыночная цена обычно является равновесной ценой.       

Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Очень  важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком  высокой или слишком низкой. Назначение высокой цены может быть чревато  потерей потребителем интереса к  приобретению. Назначение низкой цены тоже может вызвать отрицательную  реакцию, выражающуюся, например, в  сомнении в качестве продукции.                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Модели ценообразования.

 

 

      В ценовой политике фирмы очень  важен выбор модели ценообразования. Этот процесс должен учитывать спрос  на продукт и его эластичность, издержки, цены конкурентов. Проблема выбора модели ценообразования решается с учетом трех важнейших условий:       

1. Цена должна покрывать затраты;       

2. Необходимо уточнять цены отдельных  сегментов рынка;      

3. Цена, которую потребитель готов  платить за товар, существенно  зависит от цен конкурентов. 

     Модели ценообразования

      1. Из моделей ценообразования, ориентированных на издержки, наиболее часто применяются следующие:

      а) модель полных издержек. Модель широко применяется на предприятиях общественного питания, транспорта, связи и т.д.

      б) модель возврата инвестиций. Данной модели присуще игнорирование текущего спроса, покупательской оценки и конкуренции, что едва ли способствует определению оптимальной цены.

      в) модель маржинальных издержек. Формирование цены происходит путём добавления к общей величине переменных затрат суммы, покрывающей условно постоянные расходы и обеспечивающей нормальную прибыль. Модель маржинальных издержек учитывает спрос, и это является его принципиальной отличительной особенностью.

      2. Модели ценообразования, ориентированные на потребителей.

Эта группа методов учитывает конкурентные преимущества товаров и предприятий  – производителей. Модели используются в рамках активной стратегии ценообразования, ориентированной на определенную комбинацию цены и качества товара. Из моделей  ценообразования, ориентированных  на потребителей, наиболее часто применяются: модель ценообразования по ощущаемой  ценности и тендерный метод. Ценообразование  по ощущаемой ценности формирует  цены, базируясь на покупательской оценке продукта ( а не на издержках  производства и обращения ). Для создания покупательской оценки используются неценовые  маркетинговые рычаги. Ценообразование  тендерным методом в большей  мере ориентировано на покупательское восприятие цены в сравнении с  конкурентными ценами.

     3. Модели ценообразования, ориентированные на конкурентов.

В зависимости от структуры рынка, числа и силы конкурентов, однородности продукта предприятие выбирает одно из трех направлений действий:

     1) Приспособление к рыночной цене.

     2) Последовательное занижение цен.

     3) Последовательное повышение цен.

    Данные направления действий не исключают друг друга. Существует связующий эти три модели ценообразования метод, называемый методом калькуляционного выравнивания. Он применяется в основном при одновременном установлении цен на большое количество товаров. Суть модели состоит в том, что доходы, получаемые за счет одних продуктов, должны, по крайней мере, компенсировать убытки по реализации других.

    4. В рамках ценовой конкуренции может применяться значительное количество моделей ценообразования. Наиболее популярными в условиях рынка стала модель ценообразования по существующим ценам, которая основывается на оценке цен конкурентов с меньшим вниманием к свои издержкам и спросу на продукт.

    5. Модель целевых затрат впервые разработана в Японии. Довольно распространенная. Суть ее заключается в том, что планирование будущей себестоимости продукции начинается с установления целевой величины, в которую следует уложиться с тем, чтобы продажа продукции по существующим рыночным ценам обеспечила не только покрытие будущих затрат, но и получение прибыли. Следовательно, верхним ограничительным пределом являются рыночные цены в том регионе, где предполагается реализация продукции, намеченной к выпуску.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2  Принципы ценообразования

 

 

      Существует несколько принципов  ценообразования.      

Затратный принцип ценообразования  исторически самый старый и на первый взгляд самый надежный. Для  него типична следующая формулировка: « Цена – это денежное выражение стоимости товара ». Суть данного принципа состоит в том, что величина цены товара становится в непосредственную зависимость от издержек производства и обращения, представляющих затраты, расходы в денежной форме на производство и реализацию единицы товара.      

Наиболее разумный принцип –  активное ценообразование, когда через  управление ценами достигается нужная величина продаж и соответствующая  ей величина средних затрат, что  выводит предприятие на желаемый уровень прибыльности.      

Ценностный принцип ценообразования. Ценностное ценообразование призвано обеспечить прежде всего получение  прибыли за счет достижения выгодного  для предприятий соотношения  « ценность - затраты », а вовсе  не за счет максимально наращивания  объёмов продаж. « Ключ ценностного  принципа - позиционирование товара в  определённом сегменте рынка. Поэтому, скажем, вместо того, чтобы до потери пульса снижать себестоимость, предприятия  задаются вопросом, не лучше ли поискать других покупателей ».      

Коммерческий принцип ценообразования  приемлет следующее определение: «  Цена – это форма выражения  ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена ». В такой формулировке выделяют два основных акцента. Во-первых, подчеркивается непосредственная связь  цены товара с ценностью, полезностью, которой он обладает как объект потребления. Во-вторых, согласно такой трактовке, цена товара проявляется как экономическая  сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Так что  вне рынка, без купли – продажи, о цене говорить не приходится. Цену способен установить только рынок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Законы и методы ценообразования.     

 

 

      Закон ценообразования.      

На рынке действует закон  рыночного ценообразования, который  состоит в следующем:

      1.   Цена на рынке стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению.

      2.   Если под воздействием неценовых факторов произойдет изменение в спросе или предложении, то установится новая равновесная цена, соответствующая новому состоянию спроса и предложения.      

Методы ценообразования.      

Различают два подхода в методологии  ценообразования: стоимостный и  затратный, и полезностный. Стоимостный  и затратный метод опирается  на трудовую теорию стоимости Маркса. Согласно ей, цена определяется совокупностью  затрат на производство, или издержками производства. К ним производители  добавляют определённую сумму денег, составляющую, чаще всего, среднюю прибыль. Однако подход к ценообразованию  на основе трудовой теории стоимости  испытывает значительные трудности  в определении цены товаров и  услуг, не имеющих трудового происхождения, являющихся  естественным фактором производства. Полезностный подход к ценообразованию опирается в целом, на маржинализм. Этот подход исходит из субъективного желания потребителя извлечь максимум полезности из своих ограниченных ресурсов (бюджета). В конце XIXв. английский экономист А. Маршалл соединил оба подхода в целостной теории рынка. В современной западной экономике большинство фирм используют для формирования цен « метод полных затрат » (сумма всех издержек производства с добавлением надбавки на прибыль, отнесенные на единицу продукции ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Механизм ценообразования.

 

 

      Механизм ценообразования включает следующие технологические стадии: изучение допустимого уровня цены и  качества товара на различных рынках; определение уровня издержек производства и реализации товара в зависимости  от объёма производства и с учетом фактора времени, а также уровня цен на оборудование, сырьё и материалы; оценка возможной массы прибыли  и чистой прибыли при различных  объёмах продаж с учётом выплаты  налогов, процентов за кредит и других обязательных платежей из прибыли; оценка конкурентоспособности данного  товара; согласование уровня надбавок и скидок к цене с основными  покупателями товара; постоянное изучение конъюнктуры рынка и эффективности  цены, своевременное её снижение для  расширения масштабов спроса. Механизм ценообразования требует наличия  достаточного объёма ценовой информации и компетенции работников.      

В ситуации аукциона или взаимного  торга между покупателем и  продавцом, мы видим и слышим только реакцию продавцов и покупателей  на предложения каждой стороны, участвующей  в торге. О скрытых побудительных  мотивах и движущих силах их действий можно только догадываться, а ведь именно они и представляют механизм ценообразования.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                             

Заключение

 

 

      В конечном счёте цена товара устанавливается  с учётом социально – экономических, организационно – технических и  других факторов. Максимальная цена определяется спросом, а минимальная – издержками. Это общий, простой, но достаточно широко распространённый смысловой подход к ценообразованию. Уровень цен, выгодный той и другой стороне, формируется  только в условиях конкуренции. Такие  компромиссные цены, во-первых, учитывают  интересы двух сторон, во-вторых, конъюнктуру  рынка. Именно такие рыночные (равновесные) цены становятся базой для формирования других цен на аналогичные товары.       

При свободном ценообразовании  цена не скована внешними ограничителями. Она никем не назначается, а формируется  в результате торга, на основе взаимного  соглашения между продавцом и  покупателем, в итоге взаимодействия спроса и предложения.      

Рыночная (равновесная) цена включает в себя оценку товара на основе спроса, предложения, затрат, полезности, формируя её в виде единой цены. Тем самым  в рыночных ценах отражается и  себестоимость продукции, и её обменный курс по отношению к другим товарам, и потребительные качества. Словом, коммерческое ценообразование в  наибольшей мере обеспечивает эквивалентный  обмен товаров, ресурсов, продуктов  экономической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.  Экономикс: принципы, проблемы и политика: пер. с 14-го англ. изд./

Макконнел К. Р. , Брю С. Л.; М.: ИНФРА-М, 2004.

2. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб.  и доп. / Под ред. д-ра эконом. наук проф. А. С. Булатова.- М.: Экономисъ, 2004.

3.  Экономика: учебное пособие для студентов технических специальностей / под ред. А. Г. Сичкачева; Воронеж. гос. арх.-строит. университет.- Воронеж.


Информация о работе Принципы ценообразования