Расчет транспортных тарифов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 07:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение особенностей принципа построения тарифов на транспорт в условиях рыночной экономики.
В процессе изучения ставятся следующие задачи:
1. Понять сущность тарифной системы и способы ее формирования;
2. Проанализировать особенности ценообразования на транспортные услуги;
3. Рассмотреть, как осуществляется государственное регулирование тарифов на транспорт;

Содержание работы

Введение
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО ТАРИФА 3
1.1. Экономическая сущность транспортных тарифов 4
1.2. Правила формирования транспортных тарифов 4
2. СКВОЗНОЙ ТАРИФ КАК ИНСТРУМЕНТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 8
2.1. Понятие сквозного тарифа 8
3.ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ 10
3.1. Транспортный тариф как особый вид цены 15
3.2. Расчет транспортных издержек. 18
3.3.Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки. 20
3.4. Тарифы автомобильного, речного и авиационного транспорта. 22
3.5. Регулирование тарифов транспортных услуг 25
4.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАРИФОВ НА ТРАНСПОРТЕ 26
4.1. Специфика регулирования при определении тарифов 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

Цены и ценообразование на транспорте.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

Рассчитанные  тарифы, утвержденные руководителем  транспортной организации, помещаются в прейскурант и хранятся на бумажных носителях. Перевозчик имеет право  предоставлять клиенту скидку от установленного им тарифа с учетом объемов перевозок, сроков оплаты, сезонности перевозок и т.п.

В этом случае в  организации разрабатываются и  утверждаются порядок применения скидок и их размеры, тарифы на перевозки  согласовываются с заказчиками  в протоколах согласования тарифов, а также в договорах на выполнение работ (услуг), поскольку расчеты осуществляются по тарифам, отличным от помещенных в прейскуранте. Тарифы могут быть изменены в течение срока действия договора по соглашению сторон.

3.5. Регулирование тарифов транспортных услуг

Цель государственного регулирования рынка транспортных услуг состоит в обеспечении  эффективных экономических условий  для функционирования отдельных  видов транспорта. Накопленный опыт свидетельствует, что важно иметь  рациональное сочетание прямого регулирования через определение тарифов и воздействие на институциональную структуру вида транспорта.

Основной причиной регулирования рынка транспортных услуг является возможность монополизации  рынка, что связано с действием  фактора экономии от масштаба производства. Данный фактор проявляется у так называемых «естественных» монополий — железной дороги, на трубопроводном транспорте. Исторически сложилось так, что собственники железной дороги были также собственниками поездов, локомотивов. Железная дорога превратилась в интегрированное монопольное предприятие.

Регулирование на железной дороге осуществляется на основе правовых актов, регламентирующих безопасность железнодорожного транспорта, правил движения, устава, правил перевозок  опасных грузов, стандартов по экологической безопасности. Регулирование рынка транспортных услуг проводится лицензированием фирм, установлением квот, разрешений на международные перевозки, ограничением числа компаний, размеров парка. Налоги, тарифы, штрафные санкции, оплата дополнительных операций, кредитов, дотаций — мощные инструменты регулирования рынка транспортных услуг. Учитывая финансовое положение отдельных отраслей и организаций и социальную значимость пассажирских железнодорожных перевозок, тарифы на внутриреспубликанские перевозки грузов и пассажиров установлены на уровне, который не возмещает затраты на их оказание. Убытки от внутриреспубликанских перевозок грузов и пассажиров железнодорожным транспортом возмещаются за счет прибыли железной дороги, получаемой от международных перевозок грузов. Совершенствование тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом будет направлено на сближение уровня тарифов во внутриреспубликанском сообщении с уровнем тарифов в международном сообщении путем поэтапного повышения и индексации внутриреспубликанских тарифов с одновременным и адекватным снижением тарифов на международные перевозки.

Тарифы на перевозки  пассажиров городским транспортом  общего пользования и пригородным  автомобильным формируются из расчета  возмещения определенной части затрат организаций пассажирского транспорта, не покрываемых другими источниками, в том числе субсидиями из местных бюджетов, размер которых устанавливается в соответствии с расчетами к бюджету на очередной финансовый (бюджетный) год.

Для сокращения бюджетных субсидий предполагается осуществлять поэтапное упорядочение тарифов на указанные услуги одновременно с проведением комплекса мер по снижению себестоимости перевозок, уменьшению числа льготных категорий пассажиров, усилению контроля за полнотой поступления выручки за проезд, повышению доходов населения и адресной поддержкой малообеспеченных слоев населения. Совершенствование тарифов на междугородные автомобильные перевозки пассажиров будет направлено на обеспечение оптимального соотношения стоимости проезда на различных видах транспорта.

4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАРИФОВ НА ТРАНСПОРТЕ

4.1. Специфика регулирования при определении тарифов

Специфика современного периода развития общественного  производства оказывает сильное  влияние на все отрасли, в том числе и на транспорт и требует поиска новых решений, методов повышения эффективности его работы. Основной целью государственного регулирования тарифов на транспорте является реализация тарифной политики, стимулирующей эффективную работу транспортных отраслей и обеспечивающей баланс интересов транспорта и потребителей транспортных услуг.

При определении  цен (тарифов) на транспорте регулирующие органы реализуют следующие функции:

- на федеральном уровне — осуществляют создание нормативно-правовой и методической базы ценовой или тарифной политики, соответствующей современным условиям; установление цен и тарифов, регулируемых на федеральном уровне; осуществляют мониторинг цен и тарифов на транспорте; проводят корректировку цен (тарифов) с учетом экономической ситуации; ведут реестр субъектов на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.

- на уровне субъектов Российской Федерации — осуществляют в пределах своей компетенции разработку региональной нормативно-методической и правовой базы формирования цен и тарифов на транспорте; определяют перечни видов услуг, которые устанавливаются и регулируются на региональном уровне; проводят мониторинг цен и тарифов по муниципальным образованиям и предприятиям — монополистам транспортных услуг.

При регулировании  цен (тарифов) на услуги транспорта применяются  следующие методы ценового регулирования:

– установление или ограничение уровней тарифов  или их составляющих (прибыли, рентабельности), методы текущей корректировки тарифов, совершенствование тарифных систем и другие.

Правильная  тарификация работ и услуг, выполняемых  транспортом, — задача достаточно сложная  и заслуживает комплексного рассмотрения. Наряду с этим проблему о том, какими должны быть тарифы на перевозку грузов, необходимо рассматривать как часть системы тарифов на услуги разных видов транспорта, как самостоятельную сферу ценообразования, которая формируется под воздействием ряда факторов и в первую очередь издержек производства.

Все ценообразующие факторы можно разделить на две основные группы:

а) Общеэкономические:

– изменения  в налоговой и амортизационной  политике, в том числе размеров обязательных отчислений и платежей в бюджет;

– изменение  общей конъюнктуры финансового  рынка;

– обеспечение  более благоприятных условий конкурентоспособности российского экспорта на мировом рынке;

– изменения  нормативных правовых актов, регулирующих величину затрат на услуги транспорта, оплату труда и цены на потребляемую транспортом продукцию;

– общий уровень  инфляции.

б) Отраслевые:

– изменения  в объемах и в структуре  перевозок и других видах работ  транспорта;

– резервы снижения собственных затрат транспорта;

– изменения  в номенклатуре расходов и распределении  затрат по видам работ и услуг;

– результаты структурного реформирования в транспортных отраслях, в управлении и в формах собственности.

В результате формирования современного рынка транспортных услуг  роль транспортных тарифов повышается. В связи с этим актуальна информация, связанная с происходящими изменениями в уровне транспортных тарифов, в количественных и качественных характеристиках тарифных систем

Опережающие темпы  роста тарифов на железнодорожном  транспорте связаны с рядом причин объективного и субъективного характера. К наиболее существенным, по нашему мнению, следует отнести:

 

1. Заниженный стартовый уровень тарифов железнодорожного транспорта на начальной стадии либерализации цен и тарифов.

2. Покрытие грузовыми тарифами возрастающих убытков пассажирских перевозок (расходы пассажирских перевозок покрываются лишь на 47%).

3. Двукратное снижение объемов грузовых перевозок при охранении неразрывности технологической цепи в работе железнодорожного транспорта приводит к увеличению себестоимости перевозок и повышению тарифов.

4. Отсутствие конкурирующих перевозчиков и недостаточные рыночные стимулы к снижению затрат.[2]

В тарифной политике аккумулируются многие финансово-экономические, организационно-технические и социальные аспекты развития. Этим объясняется  широкий спектр вопросов, которые  включает в себя тарифная политика:

– методологические вопросы ценообразования на продукцию  железнодорожного транспорта. Это выбор  и обоснование исходной концепции, принимаемой за базу при формировании тарифов, составление обшей модели построения тарифной системы;

– методические вопросы, в первую очередь методики определения экономически обоснованного уровня накоплений, рентабельности, схем построения и дифференциации тарифов;

– методы учета  в тарифах потребительских свойств  транспортной продукции и рыночных факторов.

В тарифной политике должны учитываться интересы всех участников, связанных с процессом реформирования федерального железнодорожного транспорта, обеспечиваться условия для обновления материальной базы отрасли и развития современной инфраструктуры.

Действующая система  грузовых железнодорожных тарифов представлена совокупностью тарифных схем и ставок различных провозных плат и сборов, применяемых при расчетах за перевозки грузов по железным дорогам. Система грузовых железнодорожных тарифов включает в себя виды тарифов, структуру их построения, набор правил и порядок их применения, условия выполнения договора перевозки и другие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении следует  вывод о том, что транспортные тарифы по своей экономической природе  являются ценами за услуги по транспортированию  грузов. Будучи ценой, транспортные тарифы способствуют рациональному размещению продукции и правильному сочетанию интересов производства и потребления. Транспортные тарифы, как и любая цена, обладают рядом функций: во-первых, цены выражают затраты труда; во-вторых, оказывают материальное стимулирование развития и совершенствования производства; в-третьих, формируют общественные потребности; в-четвертых, цена обладает распределительной функцией, поскольку через цену идет важный и сложный процесс. Распределения вновь созданной стоимости на нужды производства, потребления и накопления.

Транспортные  тарифы также способствуют разрешению важнейших народнохозяйственных задач: рациональному размещению производительных сил в стране; приближению промышленности к источникам сырья, развитию новых районов; рационально распределению грузооборота между различными видами транспорта; полному использованию подвижного состава, ликвидности излишне дальних перевозок, максимальной загрузке пробегов; укреплению хозяйственного расчета на транспорте; развитию экономических связей между районами страны.        

Установление  тарифов (цен) — одна из самых важных областей принятия решений в любом  бизнесе. Поведение цен на рынке  представляет сложный процесс, и, установив ту или иную цену, фирма может получить как большие прибыли, так и иметь значительные потери. Важно отметить, что процесс принятия решения о ценообразовании основан не на данных одной какой-то науки, а опирается на знания и достижения множества различных теоретических разработок, в частности, в области бухгалтерского учета, экономики и маркетинга. С уверенностью можно утверждать, что установление цены не имеет ничего общего (или имеет мало общего) с затратами, понесенными в ходе перевозок и реализации рассматриваемого продукта или услуги, но зато оно весьма прочно связано с рыночной конъюнктурой.

В основе построения тарифов (цен) лежат средние затраты, связанные с перевозками продукции, плюс прибыль (надбавки к издержкам). Уровень надбавки определяется целями, которые преследует фирма, и которые могут оказывать влияние на установленную в качестве цели норму прибыли на вложенный капитал. Специалисты утверждают, что процент надбавки имеет тенденции к росту в ситуациях, когда фирма считает, что прибыль получить проще (в период экономического бума), и к снижению — в ситуации, когда фирма полагает, что прибыль получить труднее, т.е. в период экономического спада. Тем не менее, этот метод установления цены (тарифа) является неплохим средством достижения максимальной прибыли в ситуациях изменчивости и неопределенности.

Ликвидация  централизованного планирования и  единых тарифных прейскурантов, фактический  отказ государства о регулирования  тарифов на АТУ превратили эту  сферу предпринимательства в  рынок свободных цен. Единственным сектором грузовых перевозок, в котором уровень тарифов на АТУ испытывает косвенное воздействие государственного регулирования, является доставка товаров, реализуемых торговлей по фиксированным или ограниченным ценам.

Ситуация нерегулируемых тарифов в которой находятся АТП, кажущейся простоте довольна сложна. Практика показывает, что многие предприятия не могут разумно использовать свободу назначения цен на свои услуги и несут неоправданные потери. В результате формирования рынка АТУ роль тарифов повышается. В связи с этим актуальна информация, связанная с происходящими изменениями в уровне транспортных тарифов в количественных и качественных характеристиках тарифных систем.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахполов И., Манакова Н. Сквозной тариф  – инструмент конкурентоспособности: Транспортные предприятия //Автомобильный транспорт. – 2012. - №4. – С.40-41

2. Гаджинский  А.М. Логистика: учебник для  вузов. – 5-е изд. пер. и  доп. – М.: Маркетинг, 2012. – 420 стр.

3. Грязев А.В.  Моделирование процессами управления  запасами //Машиностроитель. – 2010. - №5. – С.7-9

4. Неруш Ю.М. Логистика: учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 495 стр.

5. Неруш Ю.М. Снабжение и транспорт: Эффективное взаимодействие. – М.: Экономика, 2010. – 75 стр.

6. Семененко А.И. Логистика: Основы теории: Учебник для вузов. – СПб.: Союз, 2011. – 544 стр.

7. Кристофер М. Логистика и управление цепочками поставок: Как сократить затраты и улучшить обслуживание потребителей. Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2009. – 316 стр.

8. Уотерс Д. Логистика: Управление целью поставок. Пер. с англ. //Д.Уотерс. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 504 стр.

9. Индексы тарифов на грузовые перевозки в автомобильным транспортом: По данным Госкомстата РФ //Легковое и грузовое автохозяйство. – 2012. - №4. – С. 20-21

Информация о работе Расчет транспортных тарифов