2. В своем большинстве
страны Содружества (как и Россия)
проводят многовекторную внешнюю
политику, в которой «российскому
вектору» отводится важная, но
не во всех случаях приоритетная
роль.
3. Постсоветское пространство
в результате трансформационных
процессов последних лет превратилось
из «ближнего зарубежья» (в смысле
зоны особых российских национальных
интересов, до недавнего времени
признаваемой и мировым сообществом)
в зону острейшей мировой конкуренции,
где наша страна утрачивает свое прежнее
влияние на республики СССР по всем направлениям
- от военной сферы до экономики.
4. Материальная основа
взаимных связей России со
странами СНГ все в меньшей
мере отвечает объединительным
задачам, ибо интеграционный потенциал
сотрудничества за годы реформ
не укрепился, а чрезвычайно ослаб
и сузился. Доля отраслей топливно-энергетического
комплекса в общем объеме промышленного
производства стран СНГ всюду
превышает 50%, а удельный вес машиностроения
снижается и в ряде стран
не достигает даже 10°%. При такой
структуре промышленности внутриотраслевая
специализация и кооперация, на
основе которых и реализуется
взаимодополняемость народнохозяйственных
систем, играет все меньшую роль
во взаимных связях, тогда как
топливно-сырьевые поставки, сильно
зависящие от ценовой конъюнктуры
мировых рынков, фактором взаимосвязанности
национальных экономик не являются.
Заключение
Все эти обстоятельства, главные
из которых - ослабление России как естественного
ядра потенциального евразийского союза
и разнонаправленность интересов стран-партнеров
- ставят под сомнение перспективу интеграции.
Существующие формы нынешнего ее суррогата
(пророссийские союзы) пока себя не оправдали
именно в качестве интеграционных, а не
просто форм сотрудничества, которое будет
развиваться и дальше (на двусторонней
и многосторонней основах), тем более что
страны СНГ суть ближайшие соседи России.
Сейчас перед странами СНГ в условиях
ухудшающейся мировой хозяйственной конъюнктуры
стоит задача сохранить и повысить свой
потенциал стабильности. В этих условиях
важную роль будет играть обеспечение
согласования проводимой экономической
политики. Благодаря достижению относительной
стабильности у стран СНГ появилась возможность
быстрее наращивать свой экономический
потенциал. От этого в конечной степени
главным образом и будет зависеть скорость
их вхождения в мирохозяйственную систему,
возможность создания на базе СНГ нового
центра мирового социально- экономического
развития. Только укрепив интеграционные
процессы, можно в полной мере задействовать
экономический потенциал Содружества
в национальных интересах его участников,
преодолеть нынешнее отставание от постиндустриальных
государств Запада и Востока, активно
использовать процессы интернационализации
и глобализации, успешно защищать суверенитет
и дружбу наших народов в стремительно
теряющем стабильность в мире. Страны
СНГ обладают колоссальными преимуществами
перед другими странами мирового сообщества.
Однако, чтобы ими воспользоваться, нужно
решить раз и навсегда: либо им нужно идти
вместе (предпочтительный вариант), решая
все проблемы сообща, либо стоит забыть
обо всём, что в течение долгого времени
связывало их, и продолжить развитие по
отдельности, не тормозя и не дёргая развитие
друг друга.
Список использованных
источников
- Комолова Д.А. Экономика России:
XXI век, Москва, 2010
- Кондратов Д. Современное состояние и перспективы углубления экономической интеграции стран СНГ. Общество и экономика. – 2013. – № 03
- Кулик С.А. // Экономические интересы
и задачи России в СНГ. - 2010
- Прогноз социально-экономического
развития Российской Федерации на 2014 год
и на плановый период 2015 и 2016 годов (разработан Министерством экономического развития России) http://www.economy.gov.ru
- Промский Н.И. О некоторых проблемах
интеграции стран СНГ в эпоху глобализации
// Вестник РГГУ, 2007, № 11
1
Кондратов Д. Современное состояние и
перспективы углубления экономической
интеграции стран СНГ. Общество и экономика.
– 2013. – № 03
2
Кулик С.А. // Экономические интересы и
задачи России в СНГ. - 2010
3
Комолова Д.А. Экономика России: XXI век,
Москва, 2010
4
«Прогноз социально-экономического развития
Российской Федерации на 2014 год и на плановый
период 2015 и 2016 годов» (разработан Минэкономразвития
России) http://www.economy.gov.ru