Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 18:10, реферат
В рыночной экономике всеобщим инструментом механизма хозяйствования выступает цена. Все процессы планирования, регулирования и стимулирования экономической деятельности на всех стадиях воспроизводства осуществляется с помощью цен. Посредством цен достигается взаимосвязь всех элементов социально-экономической системы современного общества.
Цена выполняет ряд функций.
1 Рыночные факторы формирования цены
В рыночной
экономике всеобщим
Цена выполняет ряд функций.
Учетно-измерительная – с помощью цены учитываются затраты производителей, устанавливается (измеряется) количество денег, необходимое для совершения товарных сделок, определяются масштабы денежной массы для осуществления платежей;
Информационная – дает покупателям и продавцам информацию об изменениях в спросе и предложении, о потребностях в тех или иных товарах, дефиците при избытке ресурсов и т.п. Тем самым покупатели и продавцы ориентируют свои действия.
Стимулирующая – стимулирует наиболее экономичные способы производства и наиболее рациональное поведение спроса;
Распределительная – производители через цену ориентируются в распределении полученного дохода;
Социальная – цены влияют на уровень жизни, структуру и объем потребляемых товаров и услуг. Манипулируя ценами, правительству регулирует уровень потребления различных слоев общества.
Все функции тесно взаимосвязаны, и административное ограничение одной из них отрицательно сказывается и на других.
В зависимости от ряда экономических признаков в переходных период все цены классифицируются по видам и разновидностям.
Первым и важнейшим признаком
классификации цен является их
дифференциация в соответствии
с обслуживаемой сферой
В зависимости от этого
Оптовые цены на продукцию промышленности – цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций промышленности независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Продукция продается и покупается оптовыми партиями со сменой форм собственности, чего не было при административном ценообразовании. В этом принципиальное отличие оптовых цен в условиях перехода к рыночным отношениям.
Оптовые цены на продукцию промышленности в свою очередь подразделяются на два подвида:
Оптовая цена предприятия (отпускная цена) – цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям. В условиях перехода к рынку эти цены призваны обеспечивать возможность дальнейшей хозяйственной деятельности предприятиям и организациям.
Разновидностью оптовой цены
предприятия-изготовителя
Оптовые цены промышленности – цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию снабженческо-бытовым (оптовым) организациям. Оптовая цена промышленности помимо оптовой (отпускной) цены включает в себя снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скидку и НДС. Снабженческо-сбытовая наценка или скидка – это цена на услугу по снабжению и сбыту.
Разновидностью оптовой цены промышленности является цена биржевого товара (или биржевых сделок). Эта цена формируется на базе биржевой котировки и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товаров, расстояния товара от места поставки, предусмотренного биржевым контрактом.
Таким образом, цены различаются
в зависимости от того, на какой
стадии товародвижения они
предприятие – оптовая торговля;
Этим стадиям
товародвижения соответствуют
Цены на строительную продукцию
Закупочные цены – это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением. На практике закупочные цены для отдельных хозяйств трансформируются в средние цены фактической реализации, в которых учтены цены и количество продукции, проданной по различным каналам реализации. Закупочные цены – это договорные (свободные) цены, они устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения.
По своему составу закупочная цена состоит из: во-первых, себестоимости, во-вторых, размера прибыли и, в-третьих, НДС.
Тарифы грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения. Составные элементы тарифа – издержки и прибыль транспортных организаций и НДС.
Особенностью формирования
Розничные цены – цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям, они являются конечными. По этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребления в домашнем хозяйстве или в производстве.
Состав розничной цены
Разновидностью розничной цены
являются аукционная цена. Аукционная
цена – цена товара, проданного
на аукционе. Она может существенно
отличаться от рыночной цены,
поскольку отражает уникальные
и редкие свойства и признаки
товаров и в значительной
Цены на бытовые и коммунальные услуги – это плата за различного рода услуги, оказываемые населению бытовыми и коммунальными службами. К ним относятся: цены на услуги прачечных, парикмахерских, химчисток, цены на ремонт одежды и обуви, а также платы за квартиру, телефон и пр. Цены на эти услуги включают в себя себестоимость, прибыль и НДС.
Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, обладают следующими специфическими чертами:
Внешнеторговые цены
Мировая цена есть денежное
выражение мировой
Мировые цены находятся под
значительным влиянием
Цена товара при рыночных
1.1 Механизм ценообразования на различных типах рынка
Исходя из названия, рыночным называют механизм ценообразования, действующий на рынке. Однако существует множество видов рынков, поэтому, строго говоря, под рыночным механизмом ценообразования понимается множество механизмов. В то же время среди них есть ведущие, наиболее типичные механизмы, на которых и будет сосредоточено наше внимание. Рыночный механизм ценообразования обладает также той особенностью, что действие его «пружин и винтиков» скрыто от глаз, в особенности от невооруженного взгляда. Недаром Адам Смит называл его «невидимой рукой». Даже в ситуации аукциона или элементарного взаимного торга между покупателем и продавцом мы видим и слышим только реакцию продавцов и покупателей на предложения каждой стороны, участвующей в торге. О скрытых побудительных мотивах и движущих силах их действий можно только догадываться, а ведь именно они и представляют механизм ценообразования.
Истина рождается в споре, в сопоставлении разных точек зрения и в стремлении сторон, представляющих разные интересы, прийти к согласию. Продавец, представляющий интересы производителя товаров и свои собственные, стремится повысить цену, руководствуясь затратным подходом и желанием получить весомую прибыль. Покупатель, потребитель, исходя из «полезностного» подхода и желания снизить свои расходы на единицу полезного эффекта, стремится к «своей» цене, которую можно назвать желаемой ценой покупки. Потребителю в его стремлениях помогает конкуренция между производителями (в предположении, что она существует, а существовать в нормальной экономике она должна заведомо). Производителю, продавцу помогают конкуренция между потребителями и непрерывное возвышение их потребностей.
В этой сложной многофакторной картине акт купли-продажи по взаимоприемлемым ценам может иметь место только в условиях, когда цена устанавливается на основе выравнивания спроса и предложения, на базе соглашения между двумя сторонами, интересы которых столкнулись на свободном рынке. Такая цена получила, как уже упоминалось, название рыночной, а в случае, когда она зафиксирована в договоре, – договорной.
Сущность рыночного ценообразования состоит в том, что реальный процесс формирования цен происходит не в сфере производства, а на рынке, под воздействием спроса и предложения. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке.
Поэтому наши представления о стоимости товара (его формировании) и цене как экономических категориях рынка радикальным образом изменяются. Поскольку только на рынке происходит общественное признание продуктов как товаров, постольку и стоимость их получает общественное признание через механизм цен только на рынке.