Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 01:20, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Ценообразование"
вопрос 20. см 18
Вопрос 21.
Предпринимателю в процессе деятельности постоянно приходится принимать решения о цене, по которой продукция будет реализована, о переменных и постоянных издержках, о приобретении и использовании ресурсов. Для этого необходимо точно и достоверно организовать уровни затрат и прибыли.
Все предпринимаемые в условиях рынка управленческие модели основаны на изучении взаимосвязи затрат, объема производства и прибыли. Специальный анализ помогает понять взаимоотношения между ценой изделия, объемом производства, переменными и постоянными затратами. Он позволяет сравнить различные варианты цен на продукцию и получение прибыли, а также отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными, постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции. Достичь этого можно разными способами: снизить цену продаж и соответственно увеличить объем реализации; увеличить постоянные затраты и увеличить объем; пропорционально изменять переменные, постоянные затраты и объем выпуска продукции. Иногда анализ соотношения затрат, объема производства и прибыли (СVР-анализ, Cost-Volume-Profit) трактуют более узко, как анализ критической точки.
Под критической понимается та точка объема производства, в которой затраты равны выручке от реализации всей продукции, т.е. где нет ни прибыли, ни убытков. Эту точку называют также «мертвой», или точкой безубыточности.
Для ее вычисления можно использовать три метода: уравнения, маржинальной прибыли и графического изображения.
Метод уравнения
В качестве исходного уравнения для анализа принимают следующее соотношение выручки, издержек и прибыли:
Выручка – переменные затраты – постоянные затраты = прибыль.
Если
выручку представить как
Qкр·P·Qкр·VC - FC=Q. (1)
Исходя из этого определяем количество единиц продукции, которое необходимо продать, чтобы достигнуть критической точки:
где Qкр – объем производства продукции в критической точке (количество единиц);
Р – цена единицы продукции;
VC – удельные переменные затраты на единицу продукции;
FC – постоянные расходы.
Рассмотрим этот метод на условном примере. Предприятие планирует продать свою продукцию по цене 500 ден. ед., постоянные расходы составляют 70 000 ден. ед., удельные переменные расходы на единицу продукции – 300 ден. ед. В точке безубыточности прибыль равна 0, тогда
500·Х - 300·Х - 70 000= 0
200 • X = 70 000
Х=350
Таким образом, при продаже 350 ед. изделий предприятие достигнет точки, в которой прибыль и убытки равны.
Критическую точку можно рассчитать и в стоимостном выражении, если умножить полученный объем на цену единицы продукции:
350 • 500 = 175 000 ден. ед.
СVP-анализ может быть использован для определения объема реализации, необходимого для получения желаемой величины прибыли. Предположим в нашем условном примере, что предприятие хочет достигнуть прибыли в размере 40 000 ден. ед. Каким должен быть объем производства и продаж? Эту задачу можно решить методом уравнений.
В точке безубыточности, как известно, выручка равна сумме постоянных и переменных затрат. Поэтому, чтобы рассчитать заданную величину прибыли, необходимо прибавить ее к сумме затрат:
Выручка = переменные затраты + постоянные затраты + прибыль.
Таким образом, заданная величина прибыли может быть получена при объеме продаж, равном 550 ед., что составляет в денежном выражении
550 • 500 = 275 000 ден. ед.
Метод маржинальной прибыли представляет собой модификацию метода уравнений.
Маржинальная прибыль – это разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами, т.е. это определенная сумма средств, необходимая, в первую очередь, для покрытия постоянных затрат и получения прибыли предприятия. Маржинальную прибыль на единицу изделия можно также представить как разность между ценой реализации единицы товара и удельными переменными расходами. Маржинальная прибыль, приходящаяся на единицу продукции, представляет вклад каждой проданной единицы в покрытие постоянных затрат.
Преобразование формулы (2) раскрывает связь объема продукции и относительного маржинального дохода:
где d– относительный уровень удельных переменных расходов в цене продукта (d = VC/P);
(1-d) – относительная маржинальная прибыль на единицу объема реализации.
В нашем примере маржинальная прибыль на единицу составляет 500 - 300 = 200 ден. ед., а точка безубыточности равна 70 000 : 200 =350 ед.
Графический метод дает наглядное представление о СVP-анализе и сводится к построению комплексного графика «затраты – объем производства – прибыль».
В прямоугольной системе
Рис. 8. График поведения затрат, прибыли и объема продаж
По вертикали откладываются данные об издержках и доходе, по горизонтали – количество единиц продукции. Порядок построения графика следующий:
1. Чтобы нанести на график линию переменных расходов (VC), выбираем любой объем, предположим, 500 ед. и находим точку расходов, соответствующую этому объему: 300 • 500 =150 000 (точка А). Проводим линию переменных расходов через точки 0 и А.
2. Чтобы нанести линию постоянных расходов (TС), отметим на оси ординат точку, соответствующую 70 000 ед. (точка В), а от точки А вверх отложим 70 000 ед. (точка С). Используя точки В и С, проводим линию постоянных расходов параллельно линии переменных расходов. Линия ВС показывает общую сумму затрат.
3. Чтобы нанести на график линию выручки (TR), возьмем тот же условный объем продаж (500 ед.). Отметим точку Д, полученную от умножения цены единицы продукции на объем (500 • 500 = 250 000 ден. ед.). Проводим линию выручки через точки 0 и Д.
Критическая точка (точка перелома)1 образуется в месте пересечения линии выручки 0Д и линии валовых (совокупных) издержек ВС. В точке критического объема производства К нет прибыли и нет убытка.
1 В практике часто встречается обозначение этой точки как ВЕР (аббревиатура «break - even - point»), т.е. точка перелома.
Слева от критической точки заштрихована область чистых убытков, которая образуется в результате превышения величины постоянных издержек над величиной маржинальной прибыли. Справа от нее заштрихована область чистых прибылей. Для каждого значения Q (количества единиц продукции) чистая прибыль определяется как разность между величиной маржинальной прибыли и постоянных издержек.
Проекция точки К на ось абсцисс дает критический объем производства в физических единицах измерения (шт. м, кг).
Проекция точки К на ось ординат дает критический объем производства в стоимостном измерении.
Приведенная
графическая зависимость
1.
Предприятие может получить
2. Точка К, находящаяся на пересечении кривой валовых издержек (ТС) и кривой выручки от реализации (TR), называется критической точкой, при переходе через которую наступает окупаемость всех издержек и предприятие начинает получать прибыль.
3.
Точка пересечения кривой
4.
С повышением цен на
5.
С увеличением постоянных
6.
Сохранение безубыточного
При проведении СVР-анализа условно принимается целый ряд допусков, которые ограничивают точность и надежность результатов анализа: объем производства равен объему продаж; цена за единицу продаваемого товара, а также доли переменных и постоянных издержек остаются неизменными; производится единственный вид изделия и др.
ворос 22. см.21
вопрос 23.
Методы калькулирования себестоимости, используемые при определении цены товара, отражают традиционную ориентацию на издержки производства и, в меньшей степени, на спрос, сложившийся на рынке. Мировая практика использует два основных метода калькулирования себестоимости:
· метод полных издержек;
· метод предельных издержек.
Метод полных издержек
Сущность данного метода заключается в суммировании постоянных и переменных затрат и надбавки в размере нормативной прибыли.
Метод полных издержек наиболее характерен для российских производителей, так как имеется ряд очевидных преимуществ:
· обеспечивается полное возмещение всех затрат независимо от характера их происхождения;
· предоставляется возможность получения максимально возможной в данной рыночной ситуации прибыли.
Кроме того, распространению этого метода способствует и существующая практика калькулирования себестоимости.
В наиболее общем виде схема метода полных издержек может быть представлена следующим условным примером:
Изделия | |||
А |
Б |
В | |
Переменные издержки на единицу продукции, всего, |
|||
в том числе |
480 |
310 |
460 |
сырье и материалы |
240 |
165 |
205 |
заработная плата основных производственных |
|||
рабочих |
195 |
145 |
14 |
прочие переменные издержки |
45 |
35 |
115 |
Постоянные издержки |
190 |
310 |
350 |
Полные затраты |
670 |
655 |
810 |
Прибыль |
100 |
60 |
70 |
Рентабельность (к себестоимости) |
15% |
9% |
8,5% |
Цена изделия (выручка от реализации) |
770 |
715 |
880 |
Из данного примера следует, что наиболее рентабельным является изделие А, а наименее рентабельным - изделие В. Однако из примера не видны причины различной рентабельности (15%, 9% и 8,5%) этих трех изделий. При использовании метода полных издержек в ценообразовании выявляется целый ряд его недостатков:
· во-первых, он не позволяет выявлять резервы снижения затрат, в результате чего заинтересованность в снижении себестоимости продукции выражена слабо;
· во-вторых, затруднен учет факторов, влияющих на цену, следовательно, понижается конкурентоспособность товара;
· в-третьих, отмечаются крайне слабые связи с уровнем спроса, а следовательно, рыночные отношения полностью исключаются.
Способом, значительно повышающим точность калькуляции издержек, является метод нормативных затрат, получивший большое распространение в западной практике ценообразования под названием «стандарт-кост». В этом методе учтены многие недостатки, присущие методу учета полных затрат.
Метод нормативных затрат предполагает определение по всем элементам издержек нормативов затрат в расчете на единицу производимой продукции.
Нормативными затратами считаются заранее определенные затраты на производство единицы продукции в течение определенного периода времени при использовании оптимальных методов производства и с учетом вполне определенных условий работы и окружающей среды. С этими нормативами сравниваются фактические затраты, а полученные отклонения анализируются для выявления недостатков и нарушений в производстве и принятия мер по их устранению.
Преимущества метода нормативных затрат состоят в следующем:
· нормативные затраты показывают эффективные определенные затраты при производстве данной продукции и всегда являются мерилом, с которым могут сравниться фактические затраты;
· руководство фирмы сосредоточивает свое внимание на отклонениях от нормативных затрат;
· сокращается объем счетной работы, появляется возможность получения большого объема полезной информации;
· облегчается контроль за самими затратами.
Приведем условный пример, и для сравнения двух методов сохраним прежние цифры.
|
Изделия | |||||
А |
Б |
В | ||||
Стандарт |
отклонения* |
стандарт |
отклонения* |
стандарт |
отклонения* | |
Переменные издержки на единицу продукции, всего, в том числе |
500 |
350 |
430 |
|||
сырье и материалы |
250 |
+10 |
150 |
-15 |
200 |
-5 |
заработная плата основных |
||||||
производственных рабочих |
200 |
+5 |
150 |
+5 |
130 |
-10 |
прочие переменные издержки |
50 |
+5 |
50 |
+15 |
100 |
-15 |
Постоянные издержки |
200 |
+10 |
300 |
-10 |
370 |
+20 |
Всего затрат |
700 |
+30 |
650 |
-5 |
800 |
-10 |
Прибыль |
70 |
+30 |
65 |
-5 |
80 |
-10 |
Цена изделия (выручка от реализации) |
770 |
750 |
880 |