Теоретические основы ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 00:21, контрольная работа

Описание работы

Сущность спроса.
Сущность предложения.
Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.
Механизм установления рыночного равновесия. Рыночная динамика.

Файлы: 1 файл

тема 1 Торетические основы ценообразования.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

 

Тема 1  Теоретические основы ценообразования

.

 

  1. Сущность спроса.
  2. Сущность предложения.
  3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.
  4. Механизм установления рыночного равновесия. Рыночная динамика.

 

 

1. Сущность спроса.

 

Спрос — один из фундаментальных критериев рыночной экономики. Он характеризует потребности людей. Однако далеко не всякая потребность может быть и действительно бывает учтена рынком. Для этого она должна стать платежеспособной потребностью. Часто говорят, что спрос определяется максимальными возможностями покупателя или его максимальной готовностью заплатить за данный товар.

Вместе с тем у любого явления имеется и количественная сторона. И именно в отношении количественных характеристик спроса в нашем сознании бытует множество превратных представлений. Прежде всего далеко не всегда осознаются те конкретные ограничения, при которых вообще имеет смысл говорить о величине спроса. А величина (или объем) спроса определяется именно тем максимальным количеством данного блага, которое может приобрести данный покупатель (покупатели) за данный период времени при данных условиях.

В этом определении важны оба уточнения. Во-первых, объем спроса — это поток, протекающий во времени. Поэтому всегда надо четко определять, к какому периоду времени относится данная величина спроса. Во-вторых, условия, при которых формируется данный объем спроса, чрезвычайно важны, так как именно они характеризуют ту среду, в которой находится наш принимающий решение о покупке потребитель.

Попробуем выделить в этой среде главные факторы (детерминанта спроса), воздействующие на выбор покупателя:

— цена данного товара (Р);

— цены товаров, заменяющих данный в потреблении, или товаров-субститутов (Ps1,…,Psn);

— цены товаров, дополняющих данное благо в потреблении, или комплементарных благ (Рср ..., Рст);

— доход потребителя, выделяемый им для покупки данного товара (Y);

— вкусы и предпочтения потребителя (Z);

—  объективные, естественные (внешние) условия потребления (N);

— ожидания потребителей (Е).

От словесной модели, описывающей совокупность факторов, воздействующих на объем спроса, мы, используя данные им обозначения, можем теперь перейти к аналитической.

Функцией спроса называется зависимость величины спроса от соответствующих указанным факторам величин:

QD =f (Р, Рs1, ..., Рsn, Рc1„..., Рcm, Y, Z, N, E).

Функция спроса, взятая в таком обобщенном виде, позволяет описать зависимость между указанными переменными даже в том случае, когда точное количественное соотношение между ними неизвестно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конечно, мы могли бы и расширить данный список факторов, воздействующих на спрос (детерминант спроса). Однако и приведенной совокупности вполне хватит, чтобы обречь практика на долгие наблюдения и вычисления. Поэтому чаще всего поступают обратным образом: сокращают число принимаемых во внимание факторов до необходимого минимума. Фактически это означает, что прочие факторы считаются неизменными (действует правило ceteris paribus). В крайнем случае получается зависимость объема спроса от цены данного товара:

QD=ƒ(P).

Эту зависимость уже достаточно легко оценить, проводя соответствующие измерения и обобщая полученные в ходе статистических наблюдений данные в виде таблиц (шкал) либо графиков.

При всем многообразии определяемых таким образом конкретных функций спроса их объединяет одно общее свойство: с ростом цены (при прочих равных условиях, т.е. когда значения всех факторов, перечисленных выше, не меняются) количество товара, которое способен купить потребитель, сокращается (точнее, не растет). Именно эта эмпирически выведенная зависимость и является законом спроса. Поэтому выражающая ее на графике кривая спроса (рис.) имеет отрицательный наклон.


 

   P

 

 

 

 

 

P1

                                                                                       D

 

 

   Q1                                    Q

 

Пересечение горизонтальной и вертикальной осей графика кривой спроса выражает, с одной стороны, тот факт, что даже бесплатное потребление любого данного блага за ограниченный период времени имеет свои пределы, а с другой стороны, что далеко не все товары покупаются нами даже в очень небольших количествах (или, по обратной функции спроса, чаще всего существует максимальная цена, при превышении которой данный потребитель вообще не будет приобретать данный товар).

Когда цена товара изменяется, то имеет место движение вдоль кривой спроса. Когда изменяется по крайней мере одно из «прочих равных» условий — цены на другие товары, доход, вкусы, предпочтения и т.д. — происходит сдвиг самой кривой спроса. Важно различать движение вдоль кривой спроса и сдвиг самой кривой, отражающие соответственно изменение величины (объема) спроса и изменение спроса.

 

2.Сущность предложения.

 

Предложение возникнет только тогда, когда данный экономический субъект будет готов произвести сделку по продаже данного доставленного на рынок товара. Соответственно величина (объем) предложения будет определяться максимальным количеством товара, приготовленного для продажи за данный период времени при данных условиях.

Объем предложения — это поток, также протекающий во времени. Поэтому всегда надо четко определять, к какому периоду времени относится данная величина предложения. Далее, условия, при которых определяется данный объем предложения, чрезвычайно важны, так как именно они характеризуют ту среду, в которой находится принимающий решение о продаже производитель.

Условия, влияющие на выбор продавца, можно сгруппировать в следующие основные факторы (детерминанты предложения):

— цена данного товара (Р);

— цены товаров-субститутов (Ps1, ..., Psn);

— цены комплементарных благ (Рc1, ..., Рст);

— издержки производства (С), охватывающие как технологии производства, определяющие необходимые количества используемых ресурсов, так и цены этих ресурсов;

— налоги и субсидии (7);

— объективные, внешние (прежде всего природные) условия производства (N);

— ожидания производителей (Е).

Построенная с учетом этих воздействий функция предложения будет характеризовать зависимость объема предложения от данных факторов: Qs=ƒ(Р, Рs1, ..., Psn, Рc1, ..., Рст, С, Т, N, E).

Как и в случае с функцией спроса, используя предположение о том, что все факторы, за исключением первого (детерминанты предложения), остаются неизменными (ceteris paribus), мы можем получить упрощенную формулу функции предложения:

Qs =ƒ(Р).

Опять-таки аналогично функции спроса полученную зависимость объема предложения от цены данного товара можно представить в табличном, графическом и аналитическом виде.

Обобщая множество эмпирических наблюдений, мы можем утверждать, что (при прочих равных условиях, т.е. когда все факторы, перечисленные выше, не изменяются) чем выше цена данного товара, тем больше объем его предложения за данный период. Эта зависимость и является законом предложения.

На графике (рис.) определенная таким образом кривая предложения имеет положительный наклон.

 

                P                                                  S


 



 

 

     P1

 

 

 

 

 

Q1                                      Q

 

 

3.Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.

 

Для того, чтобы понять, как функционирует данный рынок в целом и как в результате этого устанавливаются рыночные цена и количество покупаемого товара, нам на следующем этапе необходимо рассмотреть взаимодействие спроса и предложения. Для этого наложим график кривой спроса на график кривой предложения. Отметим, что при данном анализе можно использовать как прямые, так и обратные функции. Если мы выберем обратные функции спроса и предложения, то кривая спроса будет показывать, по каким максимальным ценам (ценам спроса) готовы купить каждое данное количество товара потребители, а кривая предложения — по каким минимальным ценам (ценам предложения) еще в состоянии продать каждое данное количество товара производители.

Поэтому каждая такая кривая разделяет все рыночное пространство на две противоположные по своему значению части (рис.): все цены, изображаемые на графике точками выше кривой спроса, недоступны потребителям, а цены, показываемые точками ниже кривой предложения, разорительны для производителей. С другой стороны, покупатели, конечно, будут рады ценам ниже максимально возможных для них, точно так же, как и продавцы не откажутся от цен выше минимальных для продавцов.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В результате все рыночное пространство оказывается поделенным на четыре сектора. Рассмотрим эти секторы по порядку.

В секторе I сосредоточены цены выше максимальных для покупателя и ниже минимальных для продавца. Заключать сделки на таких условиях нет заинтересованности ни у кого. Поэтому данный сектор является «мертвой зоной» данного рынка.

В секторе II налицо односторонняя заинтересованность продавца. Это зона возможных продаж, но покупка таких количеств товара по таким высоким ценам невозможна.

В секторе III обратная картина: в столь низких ценах на данные количества товара заинтересован лишь покупатель. Это зона возможных покупок, но продажи на таких условиях невозможны. Таким образом, все эти три зоны характеризуют условия, при которых сделки на данном рынке совершаться не будут.

И только сектор IV представляет собой зону совпадения интересов как покупателя, так и продавца. Здесь возможны и покупки, и продажи, а значит, и совершение сделок весьма реально. Практически любая точка данного сектора символизирует условия возможной сделки. Например, лежащая на кривой спроса точка А показывает, что на данном рынке возможна купля-продажа количества данного товара QA по цене РA. Аналогично точка Б, расположенная на кривой предложения, означает возможность купли-продажи объема QB по цене РБ.

Различие между этими условиями сделки состоит в том, что в первом случае на пределе своих возможностей находится покупатель (такая ситуация описывается в экономической литературе как «рынок продавца», диктующего свои условия), а во втором в аналогичной ситуации, фигурально выражаясь, «прижатым к канатам», оказывается продавец (это характеризуется как «рынок покупателя»). Конечно, если соотношение сил на данном рынке не позволяет говорить о столь явном превосходстве одной из сторон, то рыночная конъюнктура может быть выражена точкой В, находящейся где-то посередине между кривыми спроса и предложения. Тогда сделка заключается, например, по цене Рв для объема QB.

Конкретные параметры сделок зависят не только от соотношения сил субъектов данного рынка, но и от многих других факторов, например, от уровня информированности участников или степени вовлеченности в рыночные отношения (так, в административной экономике нашей страны многие предприятия были парадоксально заинтересованы в высоких расходах на закупку сырья и комплектующих изделий, увеличивающих, в свою очередь, их отчетные валовые показатели).

Таким образом, сектор IV в целом характеризует все возможные на данном рынке положения, но подавляющее их большинство относится к различного рода несовершенствам рынка, отклонениям от нормальных рыночных условий. Такие ситуации типичны для рынков стран с переходной экономикой или ощутимой рыночной властью, допускающей дискриминацию покупателя. Достигаемое при этом совпадение цен и объемов спроса и предложения вряд ли можно назвать устойчивым, поскольку по крайней мере у одной из сторон сделки налицо стимул к изменению создавшегося положения. Есть ли при этом вообще смысл говорить о стабильной рыночной конъюнктуре?

Подобное состояние рынка возможно только в одном случае — когда его конъюнктура характеризуется на нашем графике точкой Е, лежащей на пересечении кривых спроса и предложения. Тогда при данном количестве товара Q* максимальная цена, по которой себе могут позволить приобрести его покупатели (цена спроса PD), совпадет с ценой, минимально приемлемой для продавцов (ценой предложения Р5), что и будет означать установление на данном рынке единой устойчивой равновесной цены Р*, по которой и будет продаваться и покупаться равновесное количество товара Q*.

В аналитическом виде, используя обратные функции спроса и предложения, это можно записать так:

PD (Q*) = PS(Q*) = P*(Q*).

Важно отметить, что при этом ни у той, ни у другой стороны не будет желания изменить данную ситуацию: падение цены ниже равновесной станет невыгодно не только продавцам, но и покупателям, так как сократит количество предлагаемого товара, а рост цены выше равновесного уровня не устроит не только покупателей, но и продавцов, поскольку уменьшит покупаемый объем товара. Получается, что при указанных отклонениях цены от равновесного значения в самой данной рыночной системе возникнут силы, возвращающие ее в первоначальное состояние.

Информация о работе Теоретические основы ценообразования