Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:00, курсовая работа
Актуальность данной темы подтверждает тот факт, что изучению данной сферы деятельности фирмы отводится крайне недостаточное внимание, хотя от эффективности согласования системы трансфертного ценообразования будет зависеть и эффективность функционирования всей организации. Еще один важный факт связан с тем, что сама по себе система трансфертного ценообразования используется только на предприятиях с высокой степенью организации внутренней информационной структуры. Особенно это справедливо для российских предприятий, на которых внедрение системы трансфертного ценообразования происходит непосредственно в ходе внедрения информационных средств поддержки.
Введение………………………………………………………………………......3
1. Теоретические основы трансфертного ценообразования……..................5
1.1 Сущность, необходимость и цели трансфертного ценообразования…....5
1.2 Факторы, влияющие на установление трансфертных цен……………….9
2. Экономический механизм и виды трансфертного ценообразования...11
2.1 Механизм трансфертного ценообразования на основе рыночной
цены…………………………………………………………………………….11
2.2 Виды ценообразования на основе полных и маржинальных затрат…...12
2.3 Прочие виды трансфертного ценообразования…………………………14
3. Международное трансфертное ценообразование во внешнеэкономической политике…………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………...24
Список использованной литературы………………………………………..26
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы
трансфертного ценообразования…….............
1.1 Сущность, необходимость и цели трансфертного ценообразования…....5
1.2 Факторы, влияющие на установление трансфертных цен……………….9
2. Экономический механизм и виды трансфертного ценообразования...11
2.1 Механизм трансфертного ценообразования на основе рыночной
цены……………………………………………………………………
2.2 Виды ценообразования на основе полных и маржинальных затрат…...12
2.3 Прочие виды трансфертного ценообразования…………………………14
3. Международное
трансфертное ценообразование
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………………..26
Введение
Современная фирма может быть представлена как совокупность бизнес-единиц, между которыми существуют контрактные отношения. Это свидетельствует о том, что внутри любой организации имеет место продажа товаров (оказание услуг) одних подразделений другим на взаимовыгодной основе. Система управленческого учета, которая позволяет управлять деятельностью всех подразделений базируется на разделении всех структурных бизнес-единиц одной организации на центры ответственности.
Центр ответственности - это
структурное подразделение
Внутренняя расчетная цена, по которой происходит продажа товара (услуги) одним структурным подразделением другому называется трансфертной ценой. Эта цена применяется при обмене товарами в рамках транснациональных корпораций, совместных предприятий, между их подразделениями в разных странах; обычно не предается широкой огласке.
Таким образом, современная
фирма есть, по сути, рынок в миниатюре.
Каждый из его участников преследует
свои интересы, которые далеко не всегда
совпадают. В итоге, задача эффективного
управления превращается в задачу управления
контрактными отношениями, внутрифирменной
экономикой. Трансфертное ценообразование
представляет собой не только необходимое,
но и достаточное условие
Актуальность данной темы подтверждает тот факт, что изучению данной сферы деятельности фирмы отводится крайне недостаточное внимание, хотя от эффективности согласования системы трансфертного ценообразования будет зависеть и эффективность функционирования всей организации. Еще один важный факт связан с тем, что сама по себе система трансфертного ценообразования используется только на предприятиях с высокой степенью организации внутренней информационной структуры. Особенно это справедливо для российских предприятий, на которых внедрение системы трансфертного ценообразования происходит непосредственно в ходе внедрения информационных средств поддержки. Следовательно, проблемы информационной структуры оказывают наиболее существенное влияние на само существование внутрифирменной системы трансфертных цен, и непосредственно определяют тип организационной структуры предприятия.
Под трансфертным ценообразованием понимают процесс установления трансфертной цены, которая всегда привязана к конкретному товару (услуге) и субъекту, который этот товар (услугу) продает/покупает.
Цель курсовой работы - исследовать сущность и механизм трансфертного ценообразования.
Задачи курсовой работы:
1. Теоретические основы трансфертного ценообразования
1.1 Сущность, необходимость
и цели трансфертного
В рыночных условиях ведения хозяйственной деятельности отпускные цены предприятия определяются платежеспособным спросом, т.е. потребностью потребителей в той или иной продукции, работах, услугах, с одной стороны, и способностью потребителей оплатить их - с другой.
Для достижения высоких экономических результатов предприятие или подразделение предприятия традиционно добивается увеличения своей прибыли не столько за счет повышения отпускных цен, сколько за счет снижения затрат на производство и реализацию своей продукции.
Существующие организационные структуры не позволяют считать прибыли по каждому бизнесу фирмы, что снижает мотивацию менеджеров подразделений и не способствует эффективному функционированию организации в целом. В связи с этим возникла необходимость создания такой системы учета, которая позволила бы управлять деятельностью всех подразделений. Данная система базируется на разделении всех структурных бизнес-единиц одной организации на центры ответственности. Связующими процессами в такой организации выступает система трансфертного ценообразования, которая позволяет эффективно функционировать организации, и корпоративная культура, позволяющая сохранить организацию как единое целое.
Под трансфертным ценообразованием понимают процесс установления трансфертной цены, которая всегда привязана к конкретному товару (услуге) и субъекту, который этот товар (услугу) продает/покупает. Практически в любой организации существует обмен полуфабрикатами (услугами) между отдельными подразделениями. Трансфертное ценообразование как система представляет собой совокупность элементов (центров ответственности) и связей между ними (трансфертная цена).
Рассмотрим основной элемент системы трансфертного ценообразования - центр ответственности. Элементом трансфертного ценообразования является бизнес-единица организации - центр ответственности, под которым понимается отдел (совокупность отделов) и/или подразделение (-я) фирмы, которая обладает следующими признаками:
1) Ответственность за прибыль и убытки от своей деятельности. Ответственность, подкрепленная соответствующими полномочиями, способствует (но не является достаточной!) дальнейшему развитию подразделений, повышению его производительности и принятию оптимальных решений в каждой конкретной ситуации, от чего в итоге выигрывает вся фирма. Ответственность означает, что все доходы и убытки данного центра ответственности отражаются в его бюджете.
Своя продукция (услуги) и, возможно, свои рынки. Каждый центр ответственности производит собственную продукцию (оказывает услуги), которую реализует либо на внешний рынок, либо другим центрам ответственности по определенной цене.
2) Четко определенные функции. Центр ответственности представляет собой обособленное объединение внутри фирмы, за которым закреплены определенные функции.
3) Один менеджер. Каждый центр ответственности имеет своего руководителя, который контролирует его деятельность, принимает решения и несет ответственность в пределах данных ему полномочий.
4) Связь с организацией. Поскольку каждый центр ответственности есть организационная единица фирмы в целом, то его руководитель через установленные промежутки времени сообщает о достигнутых результатах представителям высшего менеджмента фирмы, а также информирует его (просит согласия) при принятии важных решений (например, решения по всем вопросам, превышающим $1.5 млн). В свою очередь высший менеджмент корпорации заботится о том, чтобы деятельность и развитие центра ответственности не отставали от развития всей организации (например, проводятся совместные тренинги персонала). Центр ответственности перенимает организационную культуру корпорации, ее цели и миссию.
На практике выделяют следующие виды центров ответственности:
- центры прибыли (профит-центры) - подразделение (-я), которое контролирует и свои затраты и свои доходы. Деятельность этих центров оценивается на основе полученной ими прибыли. Также может быть поставлена цель увеличения доли рынка или количества заказов. Такая ответственность требует соответствующей степени свободы в принятии решений.
- центры затрат - подразделение (-я), которое контролирует только свои затраты. Это типичные подразделения, которые не имеют прямого выхода на внешний рынок (например, отдел производства) Задача центра затрат состоит в минимизации затрат при заданном выпуске. Их деятельность оценивается величиной отклонений фактических затрат от плановых.
- центры расходов - к ним относятся подразделения, для которых сложно установить зависимость между затратами и результатами. Например, в центральном управлении или отделе исследований. Управление центрами расходов осуществляется на основе утверждения бюджета расходов, при этом оценка результатов возможна только в среднесрочной или долгосрочной перспективе. Затраты оцениваются количеством патентов или инноваций.
- центры инвестиций - подразделение (-я), которое контролирует затраты, доходы и инвестиции. Оно отвечает за использование собственного и заемного капитала, располагает полной автономией в управлении всеми или частью активов компании.
- центры доходов - подразделение (-я), которое контролирует только свои доходы. Оно несет ответственность только за выручку и не отвечает за затраты. Объем их полномочий ограничен теми решениями, которые влияют на размер выручки от продаж в рамках установленной зависимости “издержки-выручка”. Результативность деятельности центра доходов оценивается на основе достигнутого оборота или маржи прибыли. Создание центра доходов имеет своей целью увеличение оборота и оптимизацию продаж компании.
Чем больше продуктов производит фирма, тем больше будет центров ответственности, тем сложнее становится управление экономикой всей организации. Однако, деление фирмы на центры прибыли/затрат и т.д. можно скорее назвать условным, ибо на практике границы между ними достаточно размыты. Чаще всего в компании существуют профит центры и один-два центра расходов. Выделение центров ответственности позволяет:
- сократить время, необходимое
для принятия решений, а
- вести точный учет
затрат по продуктам и
- учитывать доходы. (Каждый
центр знает, сколько он
- оценить результаты
Трансфертные цены - это внутренние цены, установленные для отдельных бизнес-единиц (центров ответственности), которые существенно отличаются от цен для внешних потребителей. Такие цены служат информационной базой для принятия управленческих решений.
Следует отметить, что руководитель подразделения, принимая эти решения в целях повышения эффективности и прибыльности своего подразделения, должен действовать в соответствии с общей политикой компании и способствовать увеличению прибыли компании в целом.
Прибыль, формируемая на основе трансфертных цен, является показателем уровня управления отдельно взятой бизнес-единицы, а сами трансфертные цены, в свою очередь, обеспечивают определенную самостоятельность руководителям в принятии управленческих решений.
Введение трансфертного ценообразования в системе управления предприятием должно преследовать следующие цели:
В зависимости от выбранной структуры управления трансфертные цены могут формироваться на полуфабрикаты, изделия или готовую продукцию. Например, возможна ситуация, когда одно направление бизнеса производит некий полуфабрикат и продает его другому подразделению для доработки. Также возможна ситуация, когда одно подразделение передает по внутренним расценкам другому подразделению определенный готовый продукт (это возможно, если бизнес поделен не по производственному признаку, а исходя из направления деятельности).
Одной из основных целей трансфертного ценообразования считается уменьшение суммы налогов, выплачиваемых предприятием (группой) за счет искусственного переноса большей прибыли на предприятия, зарегистрированные в зонах с низким налогообложением. В этом случае трансфертные цены официальными и отражаются в бухгалтерском учете предприятий.
Другой целью трансфертного ценообразования является объективная оценка работы предприятий, подразделений, бизнесов для принятия управленческих решений, использование механизма ценообразования для повышения эффективности их деятельности. Эта цель становится особенно актуальной при усилении финансовой самостоятельности предприятий внутри группы и выделении центров ответственности на предприятиях. В данном случае трансфертные цены могут совпадать с официальными, а могут отличаться от них и использоваться только в управленческом учете.
Американские авторы Р.Энтони и Дж.Деаден определяют следующие цели трансфертного ценообразования :
1) Система трансфертного ценообразования должна мотивировать менеджеров подразделений к принятию эффективных решений и предоставлять информацию для их обоснованности. Это возможно тогда и только тогда, когда менеджеры, стремясь увеличить прибыль своего подразделения, также увеличивают и прибыль всей компании.