Защита интересов инвесторов на рынке ценных бумаг в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

В 90-х годах Россия стала на путь возрождения рынка ценных бумаг, учитывающего как исторические традиции, так и опыт стран с развитой рыночной экономикой. Однако как это обычно случается в России, этот самый опыт не всегда идет на пользу.
На первом этапе (1990-1992 годы) происходило создание предпосылок развития фондового рынка: образование фондовых и товарных бирж, формирование первичной законодательной базы российского рынка ценных бумаг.
На втором этапе (1993 - первая половина 1994 года) фондовый рынок обогатился сделками с приватизационными чеками. Это было и расцветом, и, одновременно, угасанием рынка приватизационных чеков, выпущенных государством в огромном количестве и выдаваемых гражданам Российской Федерации бесплатно.

Содержание работы

Введение
1.Сущность рынка ценных бумаг
1.1 Характеристика рынка ценных бумаг
1.2 Субъекты рынка ценных бумаг
2. Защита интересов инвесторов Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

рынок для вас.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

В отношении повышения эффективности  принятия мер ответственности за нарушение прав и законных интересов  инвесторов можно сказать следующее.

Российское законодательство не предусматривает  мер административной и/или уголовной ответственности за целый ряд нарушений:

а) профессиональных участников рынка ценных бумаг:

-манипулирование ценами на рынке  ценных бумаг;

-совершение действий в собственных  интересах при наличии конфликта  интересов профессионального участника  и интересов профессионального участника и интересов клиента;

-незаконное использование средств  клиентов;

-нарушение правил маржинальной  торговли.

б) институтов коллективного инвестирования:

-нарушение правил определения  стоимости чистых активов инвестиционных  фондов;

-совершение действий в собственных  интересах при наличии конфликта  интересов института коллективного  инвестирования с интересами  инвестора (акционера инвестиционного  фонда, владельца инвестиционных  паев паевого инвестиционного  фонда), в том числе совершение сделок с целью увеличения вознаграждения управляющей компании.

Совершение указанных нарушений, как уже отмечалось, в настоящее  время не влечет применения мер административной или уголовной ответственности, а является лишь нарушением лицензионных требований и условий и может повлечь приостановление действия или аннулирования лицензии. Однако применение указанных санкций не всегда является оптимальным способом воздействия на профессионального участника рынка ценных бумаг или институт коллективного инвестирования, поскольку в этом случае могут пострадать интересы его клиентов (инвесторов).

С учетом изложенного необходимо добиваться расширения перечня составов административных правонарушений, субъектами которых  являются профессиональные участники  рынка ценных бумаг, институты коллективного инвестирования, а также их должностные лица. В частности, целесообразно разработать и внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях изменения и дополнения, устанавливающие ответственность управляющих компаний и специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также лиц, осуществляющих ведение реестра владельцев инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, за нарушение требований законодательства Российской Федерации, в частности, по:

-раскрытию информации;

-определению стоимости чистых  активов и расчетной стоимости  и инвестиционных паев;

-выдаче, погашению и обмену инвестиционных  паев;

-выплате компенсаций при прекращении паевых инвестиционных фондов и др.

С учетом тяжести правонарушения, связанного с незаконным использованием инсайдерской информации на рынке ценных бумаг, необходимо также установить уголовную ответственность за незаконное использование инсайдерской информации на рынке ценных бумаг.

Дополнительно нужно добиваться установления административной ответственности  за манипулирование ценами на рынке  ценных бумаг и внесения соответствующих  дополнений в Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Российской Федерации.

Кроме того, представляется необходимым  установление мер административной ответственности за нарушение порядка  учета аффилированных лиц, а также  порядка предоставления и раскрытия  информации об аффилированных лицах.

Предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях  размеры административных штрафов  за правонарушения на рынке ценных бумаг, которые могут быть наложены на юридических лиц и должностных  лиц, являются необоснованно низкими. Это снижает эффективность достижения целей административных наказаний.

Кроме того, административные штрафы за неисполнение предписаний ФКЦБ России в соответствии с новым КоАП может  налагать только судом Данное правило  существенно снижает эффективность применения такой важной меры административного воздействия, как предписание, и сокращает возможности ФКЦБ России по пресечению правонарушений.

В целях повышения эффективности  достижения целей административного  наказания размер административных штрафов должен быть повышен, по крайней мере, до уровня, который был ранее предусмотрен Федеральным законом «Защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (10000 МРОТ). Представляется целесообразным рассмотреть возможность предоставления ФКЦБ России полномочий по наложению административного наказания за неисполнение предписания, выданного ФКЦБ России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Таким образом, учитывая все вышеизложенное, представляется необходимым принятие следующих мер по совершенствованию законодательства о рынке ценных бумаг:

совершенствование законодательной  базы реорганизации компаний и корпоративных  поглощений путем приобретения крупных  пакетов акций;

консолидация депозитарных и клиринговых  организаций, обеспечивающих функционирование организованной части рынка, что позволит снизить трансакционные издержки и операционные риски, повысить ликвидность ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;

- обеспечение централизованного  учета перехода прав собственности  на ценные бумаги в рамках торговых систем, проведение расчетов и клиринга в рамках единого депозитарно-клирингового центра, в том числе развитие системы учета прав на ценные бумаги;

- повышение требований к собственному  капиталу, ответственности и системе  управления рисков организаторов торговли (бирж) и клиринговых организаций;

- ускорение перевода предприятий  на международные стандарты финансовой  отчетности;

- обеспечение получения достоверной  информации о профессиональных  участниках рынка ценных бумаг  на основе их обязательного аудита;

- обеспечение раскрытия информации  об акционерах компаний и установление  ответственности акционеров за  непредставление информации;

- установление уголовной ответственности  за использование инсайдерской  информации, манипулирование ценами на рынке ценных бумаг, незаконное использование средств клиентов, нарушение правил учета прав на ценные бумаги и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Федеральный Закон от 22 апреля 1996 г. N 39-Ф3 "О рынке ценных бумаг" (с изм. и доп. от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г.)
  2. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изм. и доп. от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г.)
  3. Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 01.07.96г. №1008
  4. Письмо ЦБР от 5 августа 1997 г. N 72-97 Об осуществлении кредитными организациями профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
  5. Письмо ЦБР от 10 августа 1998 г. N 03-34-3/3320 "Об операциях Дилеров на рынке ГКО-ОФЗ, содержащих признаки нарушений законодательства о рынке ценных бумаг"
  6. Письмо Минфина РФ от 18 августа 1993 г. N 5-1-06 "О биржевой деятельности"
  7. Распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 12 мая 1999 г. N 445-р "Об условиях возобновления торгов Некоммерческим партнерством "Торговая система РТС" 12 мая 1999 года"
  8. «Ценные бумаги. Учебник» /Под ред. В.И. Колесникова, В.С. Торкановского. - М.: Финансы и статистика, 2000 г.
  9. В.А. Лялин, П.В. Воробьев «Ценные бумаги и фондовая биржа». - М.: Филинъ, 2000г.
  10. «Приватизация по-российски»./Под ред. А. Чубайса - М.:Вагриус, 1999г.
  11. Фельдман А.А. «Государственные ценные бумаги». - М.: Инфра-М, 1998г.
  12. Агарков М.М. «Учение о ценных бумагах». - М.: Финансы и статистика, 1993г.
  13. Н.В. Мещерова «Организованные рынки ценных бумаг». - М.: Логос, 1999г.
  14. «Финансы. Денежное обращение. Кредит»./Под ред. Л.А. Дробозиной - М.: Юнити, 2000г.
  15. Малшевский Д. «Российский рынок ценных бумаг в конце 1997 года: Последствия кризиса»// Рынок ценных бумаг. - 1998г. - №2 - с.5-8
  16. Шадрин А. «Перспективы трансформации российского финансового рынка»// Рынок ценных бумаг. - 1999г. - №2 - с. 9-13.
  17. Г.В.Мельничук «Сделки на срочных рынках»// Законодательство. - 1999г. - N 10.
  18. Справочные данные по еженедельнику «Эксперт». - 1998г. - №14 (с11, 14-16), №27-28 (с. 11) - 1999г. - №6 (с 17), № 18 (с 12-14).

 

 

 

 


Информация о работе Защита интересов инвесторов на рынке ценных бумаг в РФ