Контрольная работа по «Методологии и технологии реинжиниринга и управления бизнес-процессами»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 00:47, контрольная работа

Описание работы

1. Информационные технологии в процессе реинжиниринга
Возникновение технологии реинжиниринга бизнес-процессов стало возможным благодаря современным достижениям информационных технологий, которые связывают участников бизнес-процессов в единые технологические цепочки быстрее и надежнее по сравнению с традиционными организационными методами контроля и координации. Характер изменения правил организации управления с использованием новейших информационных технологий представлен в таблице.

Файлы: 1 файл

реинжиниринг.docx

— 637.32 Кб (Скачать файл)

МИНОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)

БЕЛГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Кафедра прикладной информатики

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

«Методологии и технологии реинжиниринга и управления

бизнес-процессами»

 

 

 

 

 

Выполнил студ.:  Пересыпкин А.И.

Группа: БЕ-ЗНИ-101

Проверил профессор: Сладков А.В.

 

 

 

 

 

Белгород 2014 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1.  Информационные технологии в процессе реинжиниринга

Возникновение технологии реинжиниринга бизнес-процессов стало возможным благодаря современным достижениям информационных технологий, которые связывают участников бизнес-процессов в единые технологические цепочки быстрее и надежнее по сравнению с традиционными организационными методами контроля и координации. Характер изменения правил организации управления с использованием новейших информационных технологий представлен в таблице.

 

Таблица 1.1. – Правила организации управлениия

 

Характерные особенности современных информационных технологий:

• Автоматизированные рабочие места (АРМов) на основе применения персональных ЭВМ (рабочих станций) позволяют интегрировать различные функции работников. В результате изменяется характер труда работников предприятия, деятельность непосредственных исполнителей хозяйственных процессов становится информационной. Так, работник получает нормативную информацию из информационной системы, самостоятельно формирует информационные сообщения, все больше решений принимает самостоятельно, в большем объеме перерабатывает информацию.

•Распределенные базы данных в локальных вычислительных сетях с использованием архитектуры Клиент - сервер дают возможность интегрировать функции различных работников. Работники предприятия обмениваются между собой информацией через интегрированную базу данных, в которой все изменения отражаются в реальном масштабе времени и становятся доступными параллельно для всех заинтересованных участников бизнес-процесса.

•Системы управления рабочими потоками ( workflow ) позволяет оперативно связывать операции исполнителей из различных подразделений внутри предприятия и программные приложения в сквозные бизнес-процессы, которые контролируются руководством предприятия как единым целым. Системы Workflow создаются на основе использования специального программного обеспечения для организации коллективной (групповой - workgroup ) работы в локальных вычислительных сетях. В эту систему входят средства электронного обмена сообщениями и маршрутизации, которые позволяют организовать непосредственный обмен результатами работы между участниками бизнес-процесса, мониторинг выполнения бизнес-процесса со стороны руководства предприятия, но также инициировать работу исполнителей по завершению выполнения автоматических процедур.

•Глобальные вычислительные сети с использованием Internet / Intranet , стандартов электронного обмена данными ( EDI - electronic data interchange ) и компонентной технологии программных интерфейсов DCOM , CORBA . В результате достигается большая децентрализация управления в крупных корпорациях, объединение независимых предприятий, участвующих в общих бизнес-процессах в консорциумы и виртуальные корпорации.

Применение современных информационных технологий в менеджменте обусловливают трансформацию предприятий с позиций организационной структуры, организации процессов, управления и межорганизационного взаимодействия (таблица 1.2.):

 

Таблица 1.2. - Применение современных информационных технологий в  менеджменте

 

Изменение организационной структуры:

Виртуальные компоненты - это компоненты организационной структуры, которые физически не существуют в одном месте, например, в случае домашней ( home office ) организации труда отделов снабжения, продаж, проектирования, либо вообще физически не организуются, например, вместо складов вводятся виртуальные запасы, которые поставляются точно в требуемый для производства срок. Такая организация позволяет экономить издержки, связанные с необходимостью содержания физических компонентов организационной структуры.

Матричная структура управления предполагает динамическое формирование рабочих групп для выполнения конкретного процесса (заказа, проекта), в которые входят работники из различных структурных подразделений и управляются как единым целым независимо от структурной принадлежности.. Такие структуры более гибки с точки зрения адаптации к конкретным потребностям и не требуют сложных согласований в рамках традиционной иерархической структуры управления, например, как в случае гибкого формирования временной рабочей группы из отделов маркетинга, продаж, производства для проведения торговой демонстрации.

Изменение организации бизнес-процессов:

Автоматизация множества операций позволяет концентрировать выполнение множества функций одним работником с меньшей квалификацией. Например, при приеме заказа от клиента выполняется не только его регистрация, но и планирование выполнения. В ходе планирования проверяется достаточность всех необходимых ресурсов, осуществляется их выделение, назначаются сроки выполнения, корректируется общий план-график работ, создаются заказы-наряды на выполнение работ для производственных подразделений и снабжения, причем планирование работ выполняется автоматически с помощью последовательности взаимосвязанных процедур. Кроме того, с помощью экспертной системы в случае достаточно дорогостоящих заказов может быть выполнена проверка финансового состояния клиента. В результате концентрации функций на одном автоматизированном рабочем месте обеспечивается более быстрое и качественное обслуживание клиента.

Электронное связывание участников бизнес-процесса через технологию workflow позволяет оперативно доставлять результаты выполненной работы до последующих исполнителей, автоматически сигнализируя о конце предыдущей операции. Таким образом, сокращаются затраты времени на межоперационные переходы. При этом достигается более гибкое планирование и использование имеющихся ресурсов, которые становятся тонкими агентами процесса.

Изменение организация управления :

Электронные коммуникации и безбумажная технология рабочих потоков позволяют сделать более прозрачным контроль исполнения процесса, когда в каждый момент времени можно знать его состояние на конкретных рабочих местах, отклонения в процессах сразу становятся автоматически известными для всех заинтересованных исполнителей и менеджеров. Более того, развитые интеллектуальные информационные системы позволяют заблаговременно осуществлять диагностику и прогнозирование развития процессов. В этих условиях менеджерам нет необходимости осуществлять контроль исполнения процессов посредством сбора бумажных отчетов. Мониторинг бизнес-процессов становится более оперативным, не требуется поддержание большого штата управляющего персонала среднего звена.

Кроме того, возможность оперативной связи участников процессов с менеджерами в случае возникающих проблем посредством проведения теле и видео конференций также повышает оперативность принятия решений без потери времени на проведение традиционных совещаний. Принимаемые управленческие решения моментально становятся известными через электронную почту и доски объявлений для всех участников бизнес-процесса. Таким образом, сокращается число уровней управления на предприятии.

Изменение межорганизационных взаимодействий:

 Межорганизационные взаимодействия  между различными субъектами  процессов (партнерами по бизнесу) строятся с помощью электронного  обмена данными ( EDI ), который позволяет  ускорить и повысить точность  оформления и выполнения заказов. При этом возможны следующие  формы межорганизационного взимодействия .

•Клиент - Исполнитель, например, электронная торговля (торговля по электронным каталогам), электронное обслуживание (банковские, страховые, таможенные и т.д. операции). В этом случае с помощью EDI осуществляется прием заказов или заявок на обслуживание, оформление и пересылка сопроводительных документов, электронные платежи. Следствие резкое сокращение цикла документооборота, идеально за один-два сеанса взаимодействия между субъектами с доведением до минимального времени самого бизнес-процесса по сравнению с физическим взаимодействием клиента и исполнителя.

•Заказчик - Поставщик, создание на договорной основе вертикальных конгломератов, осуществление многозвенных логистических процессов (транспортных коридоров), в которых помимо электронного обмена данными для оформления договоров, документов о поставках, платежных документов большое значение отводится электронному обмену сообщениями по мониторингу общего бизнес-процесса на основе открытой спецификации CORBA ( Common Object Request Broker Architecture ) или DCOM .

•Заказчик - Подрядчик, создание виртуальных корпораций под реализацию конкретных проектов. В этом случае совместная деятельность предприятий расширяется до проектирования изделий и планирования производства. Помимо перечисленных выше технологий и стандартов широко используется международный стандарт для обмена данными по моделям продукции STEP ( Standard for the Exchange of Product model data ), на основе которого партнеры по совместным проектам последовательно открывают друг другу базы данных о продукции, осуществляют проектирование и планирование совместной деятельности.

В обобщенной форме сравнение различных организационных форм бизнес-процессов на основе современных информационных технологий представлено в таблице 1.3.:

 

Таблица 1.3. - Сравнение различных организационных форм бизнес-процессов

 

 

2. Методология реинжиниринга бизнес-процессов на основе системного подхода.

 
 

 
Большинство промышленных российских предприятий все еще работают в условиях нехватки оборотных средств и финансовых ресурсов для обновления основных производственных фондов и технологий, сталкиваются с фактом низкой квалификации персонала. Решение данных проблем возможно путем реструктуризации бизнеса предприятия.  
Неудачи в реструктуризации предприятий чаще всего связаны с отсутствием системного подхода к анализу финансово-хозяйственной деятельности. Зачастую при проведении реструктуризации рассматриваются лишь отдельные ее стороны: финансовое обеспечение или подготовка персонала; технологическое оснащение или организационная структура. Объектом реструктуризации могут стать и не увязанные друг с другом, основные и вспомогательные бизнес-процессы. В связи с этим возникает потребность в формализации процессов реструктуризации предприятий на основе инженерных методов, которые позволили бы обосновать наиболее адекватные проектные решения по стратегии организационных преобразований на основе выделения эффективно управляемых бизнес-процессов, т. е. реинжиниринга бизнес-процессов.  
Реинжиниринг бизнес-процессов - это совокупность методов и средств, предназначенных для кардинального улучшения основных показателей деятельности организации путем моделирования, анализа и перепроектирования существующих, а также создания принципиально новых бизнес-процессов, для которых важна оценка эффективности с позиции системного анализа. Системный подход представляет собой оценку большого количества информации различной природы с помощью ряда показателей.  
Применение системного подхода предполагает выявление всех аспектов оцениваемого критерия, исследование каждого из них соответствующими методами анализа, универсализацию полученных результатов оценок, обработку результатов и выработку рекомендаций по улучшению оцениваемого критерия. 
Оценка эффективности реинжиниринга бизнес-процесса производится на основании комплекса документов по обоснованию экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимой проектно-сметной документации, разработанной в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами). Результатом проведенной оценки становится описание практических действий по осуществлению инвестиций (составление бизнес-плана). Для значительного улучшения показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий необходимо проведение комплекса организационно-технических мероприятий по совершенствованию технологической и инвестиционной политики и моделей управления бизнесом.  
В связи с этим возрастает значение разработки научно обоснованной методической базы реинжиниринга бизнес-процессов предприятия, которая должна быть основана на применении математических и инструментальных методов моделирования финансово-хозяйственной деятельности. Для этого необходимо рассмотреть оценочные аспекты моделирования бизнес-процессов. 
Указанные аспекты связаны с показателями эффективности системы, к которым относятся такие, как время выполнения процессов, величина стоимостных затрат, надежность процессов. К косвенным показателям эффективности относятся объем производства, производительность труда, скорость оборота капитала, рентабельность и т.д. 
Для расчета показателей эффективности системы, реализующей модель бизнес-процессов, как правило, используются статические методы стоимостного анализа процессов (ABC - activity-based costing) и динамические методы имитационного моделирования. Набор средств моделирования процессов в настоящее время поддерживается с помощью CASE-средств или средств моделирования компонентных технологий, центральным элементом которого является репозиторий (словарь данных). Он представляет собой специализированную базу данных, предназначенную для отображения состояния проектируемой системы в каждый момент времени. Объекты всех моделей синхронизированы на основе общей информации репозитория, которая используется при выработке проектных решений. 
При разработке методической базы эффективного реинжиниринга бизнес-процессов необходимо использовать системный подход, основанный на системном анализе и воплощающий диалектический способ исследования естественных и общественных процессов. Системный подход требует по возможности наиболее полного, всестороннего познания и учета связей, влияний, взаимодействий, изменений. Его содержание применительно к проблеме реструктуризации бизнеса состоит в системном представлении производственной деятельности; определении, структуризации и выделении главных целей и задач системы бизнес-процессов; разработке методики достижения поставленных целей и ее реализации с применением различных методов. 
Применение системного подхода реализуется посредством представления бизнес-процесса по принципу `черного ящика`, имеющего вход, процессы в системе, выход, обратную связь. На входе системы находятся ресурсы, на выходе - цель функционирования, а процессы представляют собой рациональное сочетание управленческих функций, решений, методов и приемов, направленных на достижение поставленной цели наиболее эффективными путями с использованием ресурсов определенного количества и качества. 
Целесообразность применения системного подхода при управлении бизнес-процессами обусловлена следующими причинами: 
- организация бизнес-процессов является сложной, многомерной проблемой; 
- системный анализ объединяет достижения различных областей научных знаний и позволяет эффективно применить их к конкретным проблемам и задачам управления бизнес-процессами; 
- основное внимание системного подхода направлено на установление целей и выработку рациональных комплексных путей их достижения, что позволяет достичь наилучших результатов реализации бизнес-процессов; 
- системный подход компенсирует отсутствие достаточной информации при планировании и принятии решений по управлению бизнес-процессами; 
- системный подход позволяет снизить неопределенность, обусловленную факторами риска, инфляции и проблемами финансирования; 
- комплексное, системное представление производственной деятельности и ее бизнес-процессов способствует повышению эффективности управления. 
Конечной целью применения системного подхода является повышение степени эффективности оценки путем включения всех аспектов оцениваемого критерия и получения универсального показателя оценки, позволяющего сравнивать оцениваемые объекты.  
Для того, чтобы получить адекватный критерию эффективности проект реинжиниринга бизнес-процессов, необходимо разработать методическую базу, которая позволит реализовать основные цели реинжиниринга. К последним относится достижение качественно иного, более высокого уровня показателей деятельности организации, ускоренного повышения эффективности бизнес-процессов. В соответствии с системным подходом, нами разработана методическая база реинжиниринга бизнес-процессов (рис.1).

 

Рисунок 1. Методическая база разработки реинжиниринга бизнес-процессов

Представленная здесь методическая база включает в себя совокупность методов и приемов реинжиниринга, в том числе специфических инженерных методов, а также ряд современных инструментальных средств анализа. При выборе методов реинжиниринга необходимо учитывать конечную цель реструкутризации бизнеса, а также основные требования, предъявляемые к созданию экономических информационных систем, на базе которых и проводится реинжиниринг. 
Методическая база эффективного реинжиниринга бизнес-процессов является основой для разработки методики оценки и повышения эффективности бизнес-процессов промышленного предприятия. Для оценки эффективности бизнес-процесса после реинжиниринга необходимо рассмотреть все его стадии - от предпроектной проработки до снятия с производства. Проведение операции реинжиниринга требует тщательного обоснования, измерения, контроля, оценки, прогнозирования, обратной связи, поэтому его осуществление невозможно без экономического анализа. 
При проведении реинжиниринга бизнес-процессов, прежде всего, необходимо иметь в виду, что без обеспечения экономической эффективности всякий реинжиниринг не только не улучшит положение, но даже может обернуться разрушением, поэтому в основе решений о реструктуризации, ее направлениях и размерах лежат аналитические расчеты, оценки, прогнозы и рекомендации. 
Важно иметь в виду, что бизнес-процесс не является действием, реализуемым реально в текущий момент времени, это всего лишь представление таких действий, модель, которая может быть, а может и не быть реализована. Поэтому понятие эффективности реализации бизнес-процессов не идентично понятию эффективности самого бизнес-процесса. Например, существуют ошибки исполнителя бизнес-процесса, которые снижают эффективность его реализации. Следовательно, эффективность бизнес-процесса - это идеальная оценка деятельности, получаемая в процессе того или иного моделирования деятельности организации. При этом исполнитель бизнес-процесса не является элементом бизнес-процесса, как пользователь персонального компьютера не является элементом программного продукта. Аналогично, ресурсы, поставляемые процессу, являются не составной его частью, а своего рода ограничениями для исполнения бизнес-процесса.  
Поэтому далее под реинжинирингом бизнес-процессов будем понимать формализованное описание эффективности реализации системы бизнес-процессов организации в целом. Преимущества реинжиниринга бизнес-процессов заключаются в том, что он способен дать существенное сокращение издержек, обеспечить базу для расширения бизнеса, стимулировать переход предприятия на качественно новый технологический уровень, подготовить его к внедрению автоматизированных систем управления. 
Несмотря на то, что системный подход отличается универсальностью, его успешное применение в значительной мере зависит от профессиональной подготовки эксперта, который должен иметь четкое представление о специфических особенностях изучаемого объекта и уметь выявить показатели для оценки. Искусство выявления оцениваемых показателей основывается на четком представлении преимуществ, недостатков и специфики различных методов оценки. В первом приближении можно сформулировать следующую последовательность действий, составляющих содержание процесса выявления показателей:  
- установление границы объекта, подлежащего оценке, т.е. представление объекта в виде некоторой изолированной части реального мира. Расширение границ объекта повышает размерность и сложность многокомпонентного объекта и, тем самым, затрудняет анализ. Следовательно, на практике следует разделять сложные объекты на подсистемы, которые можно изучать по отдельности без излишнего упрощения реальной ситуации;  
- определение показателя эффективности, на основе которого можно оценить характеристики объекта с тем, чтобы сравнить с `наилучшим` показателем функционирования объекта. Обычно выбираются показатели экономического (издержки, прибыль и т.д.) или технологического (производительность, энергоемкость, материалоемкость и т.д.) характера;  
- выбор внутрисистемных независимых переменных, которые должны адекватно описывать показатели или условия функционирования объекта и способствовать тому, чтобы все важнейшие технико-экономические решения нашли отражение в оцениваемых показателях;  
- выбор метода анализа, охватывающего все показатели и отражающего влияние независимых переменных на значение показателя эффективности.  
Целесообразно предложить систему показателей, при расчете которых возможно определить результативность бизнес-процессов до и после реинжиниринга. Подобная система может включать такие показатели, как прибыльность, эффективность, стоимость процесса, производительность, адаптивность и длительность. 
Показатель прибыльности характеризует продуктивность бизнес-процесса, отражает его выгодность для данного предприятия путем сопоставления доходов и издержек.

 

Показатель производительности определяет величину выхода продукции (услуг) данного бизнес-процесса при определенных затратах ресурсов в результате протекания одного бизнес-процесса в единицу времени.  
Показатель адаптивности характеризует качество реакции бизнес-процесса на изменения в окружающей среде, степень его гибкости. Индикатором для определения его величины служит время, необходимое на приспособление бизнес-процесса к изменениям условий бизнес-среды и внутриорганизационным изменениям. 
В свою очередь, показатель длительности определяет время, которое необходимо для того, чтобы закончить процесс, преобразовав поступающие `на входе` ресурсы в результаты на `выходе`. Его величина может быть рассчитана как промежуток времени между началом процесса и его завершением. 
В связи с постоянной динамичностью и нестабильностью бизнес-среды управление производственным предприятием должно основываться, прежде всего, на учете показателей адаптивности и эффективности, так как сокращение времени, необходимого для приспособления бизнес-процесса к внешним и внутренним изменениям, позволит быстрее изменить некоторые стратегические и тактические аспекты выполнения бизнес-процессов. 
При расчете результативности бизнес-процессов необходимо учитывать и то, что на нее влияют различные факторы, которые определяют прогноз ее развития в будущем. В качестве основных факторов, влияющих на результативность бизнес-процесса выделим следующие (табл. 1):

 

Таблица 1. Факторы, влияющие на результативность бизнес-процесса

Анализ влияния факторов, представленных в таблице, является обязательным условием выполнения бизнес-процессов предприятия, поскольку бизнес-среда динамична и многообразна, к тому же внутриорганизационные условия функционирования предприятия постоянно изменяются в соответствии с ее влиянием и деятельностью предприятия. Следовательно, оценка влияния объективных и субъективных факторов на результативность бизнес-процессов предприятия позволит сформировать необходимые направления его функционирования в целях реинжиниринга бизнес-процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 


Список литературы

 

  1. Верникова Г.В. Что такое реинжиниринг // Деньги, №9, 2009.
  1. Данько Т.  Реинжиниринг бизнес-процессов М: ЭКСМО, 2005.

  1. Тельнов Ю. Реинжиниринг бизнес-процессов. М: Финансы и статистика, 2005.

  1. Технология реинжиниринга бизнеса. / Мишурова И.В., Кутелев П.В. - МарТ, 2003.
  2. Реинжиниринг производства Учебное пособие. / Оголева Л.Н. п, Р - КноРус, 2005.
  3. Совин Г.А. Реинжиниринг бизнес – процессов: модное лекарство? // Управление компанией, №6, 2008.
  4. Абдикеев Н.М. Реинжиниринг бизнес – процессов. Полный курс МВА: учебник. М.: Эксмо, 2005.
  5. Авторы теории реинжиниринга Майкл Хаммер и Джеймс Чампи —«Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе» (1993 год)
  6. Попов Э., Шапот М. Реинжиниринг бизнес-процессов и информационные технологии. 2009 г.
  7. http://www.chronos.msu.ru/RREPORTS/kryuchkov_reinzhiniring/kryuchkov_reinzhiniring.htm
  8. http://www.lionsconsult.narod.ru/Article-ReengineeringEP.htm
  9. http://www.de.uspu.ru/FMPK/PK/Materials

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по «Методологии и технологии реинжиниринга и управления бизнес-процессами»