Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 10:24, курсовая работа
Цель работы – применить знания, полученные в ходе изучения курсов «Метрология, стандартизация и сертификация» и «Основы технологии машиностроения», в области теории базирования, применения методов и выбора средств измерения, а также контроля размеров и отклонений. Задачи, которые должны быть выполнены в ходе работы:
- провести метрологическую экспертизу рабочего чертежа двух деталей;
- подобрать универсальные средства измерения для контроля всех линейных размеров детали (стакан);
- разработать специальное средство контроля одного из размеров или отклонения расположения;
- привести схемы контроля всех отклонений расположения, указанных на чертеже.
1. Цель работы…………………………………………………………………….3
2. Метрологическая экспертиза чертежа детали…………………………..……4
2.1. Анализ служебного назначения узла и детали………………………..….4
2.2. Анализ основных и вспомогательных конструкторских баз……………5
2.3. Анализ точностных требований к поверхностям детали………………..6
3. Выбор универсальных средств измерения……………………………………7
4. Размерный анализ детали «Корпус»…………………………………………..8
5. Расчет калибра для контроля расположения отверстий……………………12
6. Схемы контроля отклонений расположения и формы……………………..14
7. Выводы по работе……………………………………………………………..20
Список литературы
Подставим значение вероятностной погрешности в формулы верхнего и нижнего отклонений замыкающего звена:
= -0,05
=0,55 мм.
Видно, что =0,6мм не выходит за пределы допуска TΣ =0,6мм. Поэтому зазор обеспечивается.
Цепь В обеспечивает межосевое расстояние между рабочими осями переходника и поверхности шлицев не более jmin/2, где jmin – минимальный боковой зазор (ГОСТ 164381) ([1],табл.5,57).
В1 – МОР между осью переходника и осью внутренней поверхности колеса, которая базирует переходник
В1 = 0о ±ØTсоосности/2, где Тсоосности – допуск соосности вала в диаметральном выражении.
В2 – МОР между осью внутренней поверхности колеса и осью шлицев колеса; В2 = 0о ±TrГ/2, где Тr – допуск на радиальное биение колеса (ГОСТ 1643-81).
Тr=0,050мм,
В2 = 0±0,050/2;
В∑ – МОР между осью переходника и осью шлицев колеса,
Т∑=0,075/2 - допуск параллельности плоскости и оси;
В∑ = 0±0,075/2;
Поскольку цепь состоит из векторных величин, расчет будем вести вероятностным методом.
Проверим номинальные размеры звеньев:
ВΣ = 0+0 = 0
Найдем допуск звена В1
T1= T∑ - T2
T1= (0,087)2 – (0,050)2= 0,071
По допуску звена В1 устанавливаем размер В1=0±0,0355
Находим вероятностную погрешность звеньев:
<TΣ (0,08<0,087),
Межосевое расстояние обеспечивается методом неполной взаимозаменяемости.
5. Расчет калибра для контроля размера по роликам
МА max = 154,19, МА min = 153,65 [3]
Калибр будет использоваться для контроля размера по роликам на внутреннем зубчатом венце детали «Колесо».
Н=0,006 – основное отклонение, мм;
А=0,012 – допуск на изготовление, мм;
W=0,015 – величина износа, мм;
А0=А=0,006 – допуск на изготовление, мм;
У=0 – величина износа, мм.
Расчет предельных размеров калибра-пробки:
ПР= MA min +W+H/2
НЕ = MA max +H/2=
ПРизн = MA min – У = где
ПР – размер проходного калибра,
НЕ – размер непроходного калибра,
ПРизн – размер предельно изношенного проходного калибра,
ПР = 153,65+0,015+Н/2=153,668 мм,
НЕ = 154,19+0,006/2= 154,193 мм,
ПРизн = 153,65-0=153,65 мм.
Рисунок 1. Чертеж калибра для контроля размера по роликам.
6. Схемы измерения колеса
Схема 1. Схема измерения торцевого и радиального биения
1 - плита
2 – колесо спироидное;
8,9,10 - индикатор часового типа ИЧ10 ГОСТ 577-68;
3 - штатив ГОСТ 10197-70;
5 – ролики специальные;
4 - комплект брусков плоскопараллельных (2 шт.)
разность h , h , h не более 0,003;
Параметры измеряемых поверхностей:
− допуск: 0,02 мм, 0,03 мм, 0,07 мм.
− допустимая погрешность измерения: 0,007; 0,010; 0,020
Параметры измерительного инструмента:
− цена деления: 0,01 мм;
− диапазон измерений: 10 мм;
− основная погрешность: ±0,004 мм;
− измерение относительное, косвенное, контактное.
Анализ схемы контроля торцового, радиального биения:
Измерительные базы не совпадают с базами конструкторскими.
Источники погрешностей:
Схема 2. Измерение
радиального биения, Т =0,05;
[ ∆изм =1,8];
1 – плита измерительная;
2 – колесо спироидное;
3 – штатив рычажный;
11 - индикатор часового типа ИЧ10 ГОСТ 577-68;
5 – ролики специальные;
4 - комплект брусков плоскопараллельных (3 шт.)
разность h , h , h не более 0,003;
Параметры измеряемой поверхности:
− допуск радиального биения 0,05 мм;
− допустимая погрешность измерения: 0,018 мм.
Параметры измерительного инструмента:
− цена деления: 0,01 мм;
− диапазон измерений: 10 мм;
− основная погрешность: ±0,004 мм;
− измерение относительное, косвенное, контактное.
Анализ схемы контроля торцового биения:
Измерительные базы не совпадают с базами конструкторскими.
Источники погрешностей:
7. Выводы по работе
Применяя знания, полученные на лекционных, практических и лабораторных занятиях по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация», была сделана курсовая работа. Все задачи, которые были даны, выполнены, а именно:
− проведен анализ основных и вспомогательных конструкторских баз и анализ точностных требований к поверхностям двух деталей;
− проведен размерный анализ детали «Колесо»;
− проведен выбор универсальных средств измерения для двух деталей;
− проведен расчет калибра для контроля размера по роликам детали «Колесо»;
− разработаны схемы контроля отклонений расположения и формы детали «Колесо».
Список литературы
Информация о работе Основы метрологического обеспечения изготовления детали типа «Колесо спироидное»