Региональная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 08:54, контрольная работа

Описание работы

Стратегия регионального развития экономики рассматривается как истема мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития. Естественно, что стратегия регионального развития меняется во времени в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития, складывающихся взаимоотношений федерального центра с субъектами Федерации, от внешнеэкономической ситуации, т. е. от всей системы условий и факторов, влияющих не целевые установки развития общества в рамках единого государства.

Содержание работы

Регион как объект хозяйствования и управления.
Региональные целевые программы социально-экономического развития регионов.
Тест.

Файлы: 1 файл

региональная экономика.docx

— 29.89 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

  1. Регион как объект хозяйствования и управления.
  2. Региональные целевые программы социально-экономического развития регионов.
  3. Тест.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Стратегия регионального развития экономики рассматривается как истема мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития. Естественно, что стратегия регионального развития меняется во времени в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития, складывающихся взаимоотношений федерального центра с субъектами Федерации, от внешнеэкономической ситуации, т. е. от всей системы условий и факторов, влияющих не целевые установки развития общества в рамках единого государства.

Стратегия регионального развития государства не однородна по отношению  к территориальным субъектам, его  формирующим. Это обусловлено существенными  различиями территорий по уровню обеспеченности ресурсами, структуре хозяйства, достигнутому уровню развития различных сфер экономики, условиями вхождения в рыночную экономику, темпами трансформации  форм собственности и т.д.

Поэтому стратегия регионального  развития государства, формируя и генерализируя, с одной стороны, основные цели и  задачи своего развития на конкретный временной этап, с другой стороны, является основой для разработки в своем составе сбалансированных между собой стратегий экономического развития регионов.

Стратегические установки социально-экономического развития страны и регионов содержат в своем составе установки  развития принципиально важных секторов экономики. Наиболее наглядным примером в этом отношении является разрабатываемая  Минтопэнерго России и периодически корректируемая, в зависимости от изменения макроэкономических показателей, энергетическая стратегия России, которая  в свою очередь включает в свой состав стратегические установки развития отраслей топливно-энергетического  комплекса (угольной, нефтяной, нефтеперерабатывающей, газовой промышленности и электроэнергетики). Стратегия экономического развития страны (регионов), рассматриваемая  как директивный документ, сопровождается системой технико-экономических прогнозных обоснований каждого из рекомендуемых  к реализации в ней конкретных направлений.

Производства с точки зрения тяготения их к определенным районам  размещения подразделяются следующим  образом:

• производства, которые целесообразно  размещать в районах концентрации трудовых ресурсов. В первую очередь  это относится к большинству  отраслей машиностроения, легкой и  пищевой промышленности;

• производства, тяготеющие к источникам топлива и электроэнергии (энергоемкие  производства цветной металлургии, ряд предприятий химии, нефтехимия и нефтепереработка и др.);

•производства, размещающиеся преимущественно  у источников сырья. В качестве примера  можно привести размещение металлургических баз России, ориентированных на использование  железных руд Курской магнитной  аномалии, Урала, Западной Сибири. К  этой группе производств относятся  также предприятия лесозаготовок, лесопереработки и целлюлозно-бумажной промышленности;

• производства, тяготеющие к районам  потребления готовой продукции. К этому классу производств относятся  предприятия, производящие скоропортящуюся  продукцию или нетранспортабельную, высокотоксичную продукцию;

• производства, размещение которых  не имеет ярко выраженной ориентации, т. е. предприятия, в затратах на производство единицы продукции (цены) которых  доля каждого из факторов имеет примерно одинаковое стоимостное выражение.

В качестве источников информации при  разработке программ могут выступать: накопленный опыт хозяйствования, экстраполяция существующих тенденций для. Краткосрочного прогноза, экспертные оценки специалистов, паспорта субъектов Федерации! использование зарубежного опыта по выводу экономики из кризисных ситуаций и переходу к рыночным отношениям, результаты работ министерств и ведомств по социально-экономическому развитию территорий, законодательные акты и прочие документы Правительства России по развитию экономики и т. П.Распределение инвестиций из федерального бюджета по регионам России

Четкий механизм распределения  федеральных инвестиций в региональном разрезе вплоть до настоящего времени  отсутствует.

Повышенная роль направленности федеральных  инвестиций в Московский регион объясняется  более эффективной с точки  зрения получения отдачи от капиталовложений. Из-за высокого значения федеральных  инвестиций в российскую столицу  и большого объема капиталовложений в нее, доля федерального бюджета  как источника капиталовложений в Центральном экономическом  районе также достаточно высока — 21%. Для других крупных экономических  районов — ближе к среднему по стране уровню.

Вторая особенность распределения  инвестиций из федерального бюджета  по регионам состоит в устойчиво  высоких объемах инвестиций,

направляемых в наиболее индустриально  развитые регионы, прежде всего, сырьевой направленности, Так, в список регионов-лидеров традиционно попадают Тюменская, Свердловская, Ростовская, Кемеровская области. Последняя, начиная с 1994 до конца 90-х гг. занимала третье-четвертое места по России. Она попадает в этот список как главный угледобывающий регион страны. Угледобыча, как известно, является одной из наиболее фондоемких отраслей промышленности.

В особую группу с относительно большими объемами инвестиций из федерального бюджета выделяется ряд регионов, даже в условиях спада промышленного  производства фактически продолжающих оставаться районами нового экономического освоения. К ним помимо Тюменской  обл. с округами можно отнести  Республику Коми, Амурскую и Читинскую  области. При этом крайне высокие  абсолютные показатели, как правило, при средней или даже низкой численности  населения обеспечивают этим регионам и большие среднедушевые показатели. Повышенные среднедушевые показатели отмечаются и в регионах зоны Крайнего Севера, обладающих низкой численностью населения, прежде всего, в автономных округах, которые не выделяются большими абсолютными значениями.

Ряд густонаселенных регионов России, из-за необходимости решения на федеральном  уровне геополитических задач, также  выделяется высокими значениями федеральных  инвестиций, причем не только в абсолютных показателях, но и на душу населения.

С другой стороны, любые характеристики распределения инвестиций в основной капитал из федерального бюджета  свидетельствуют о фактическом  недофинансировании большинства «русских»  областей Европейской части страны, а также трех республик Волго-Вятского экономического района (Республик Марий-Эл, Мордовии и Чувашии). За последние годы самые низкие душевые показатели распределения инвестиций среди крупных экономических районов традиционно были у Волго-Вятского, Поволжского и Центрально-Черноземного районов.

Стоит выделить еще две группы регионов. В первую входят республики, наиболее активно отстаивающие идею собственного суверенитета и полагающиеся на внутренний достаточно мощный экономический потенциал (Татарстан и Башкирия). Вторую группу составляют наиболее слаборазвитые  регионы, которые не имеют крупных  инвестиционных проектов (Агинский-Бурятский, Коми-Пермяцкий и Усть-Ордынский авт. округа).

Таким образом, география распределения  инвестиций в основной капитал из федерального бюджета в последние  годы свидетельствует о фактическом  продолжении экстенсивного развития страны за счет районов нового освоения и приграничных территорий. В целом  приоритетным остается и направление  федеральных средств в многонациональные  субъекты федерации (республики, автономные округа). Крайне активно «поглощает»  федеральные инвестиции российская столица.

В то же время традиционно развитые регионы, прежде всего, Европейской части страны, остаются «недофинансированными». Безусловно, в настоящее время при катастрофическом спаде производства «нагрузка» на основные фонды снижается. Однако нельзя забывать, что возрастание физического и морального износа оборудования при отсутствии новых инвестиций может привести лишь к усугублению спада производства.

Между тем по прогнозам Минэкономики России, на период до 2010 г. во всех крупных  экономических районах страны прогнозируется продолжение спада инвестиционной активности при уменьшении удельного  веса средств федерального бюджета  в общем объеме инвестиций. Основным источником финансирования капиталовложений останутся средства предприятий. По отношению к уровню 1997 г. рост инвестиций ожидается только по восьми субъектам  Федерации: Нижегородской, Новгородской, Сахалинской, Тульской и Оренбургской областям, Республике Марий-Эл, Москве и Санкт-Петербургу. Наибольший спад прогнозируется в регионах Азиатской  части страны, где значительное сокращение средств из федерального бюджета  не будет компенсироваться за счет других источников финансирования.

 

2. Региональные программы - представляют собой разновидность целевых комплексных программ и служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.

Различают следующие виды региональных программ: межгосударственные, государственные (федеральные) и собственно региональные, формируемые и реализуемые по отраслевому признаку и комплексные. Узкоспециализированные программы, как правило, разрабатываются в составе целевых федеральных программ, например «Здравоохранение в России».

Региональные программы  классифицируются по следующим признакам: территориальная принадлежность, функциональная ориентация, содержание решаемых проблем, масштабность программной задачи, отраслевая локализация, характер возникновения  проблем и др. Выделение признаков  и соответствующих им классов  программ служит условием поиска общих  закономерностей в процессе их формирования и реализации. Классификационные  признаки отражают содержание проблемы, характеризуют объекты программ, особенности управления ими и  т.д..

Каждая региональная программа  характеризуется одновременно несколькими  классификационными признаками. Например, конкретная региональная (местная) программа может быть по территориальной принадлежности — областной; по функциональной ориентации — экологической; по масштабности проблемы — узкоспециализированной; по продолжительности — среднесрочной и т.д.

Специфика региональных программ заключается в том, что они формируются и реализуются на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, обусловлены общегосударственными и территориальными интересами. Отбор региональных проблем для программирования проводится, как правило, территориальными органами власти и управления. Программные мероприятия осуществляются в границах географически ограниченного региона, единицы административно-территориального деления Российской Федерации (республика, край, область, города федерального значения). Управляют проектированием и реализацией программ структуры исполнительной власти региона.

Региональные программы  отличаются относительно небольшими по сравнению с государственными программами  объемами работ и ресурсных затрат и обладают строгой целевой направленностью, точной адресностью, конкретным ограничением временных интервалов и увязываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой России.

Основные задачи региональных программ:

  • выравнивание межрайонных различий по показателям экономического, социального и научно-технического развития;
  • формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;
  • сбалансированное (бездефицитное) региональное хозяйствование в условиях рынка;
  • максимально полное и эффективное использование природных, материальных и трудовых ресурсов региона;
  • развитие производств и сфер в соответствии с государственной селективной структурной политикой;
  • охрана окружающей среды;
  • преодоление последствий стихийных бедствий и техногенных аварий;
  • формирование инфраструктуры информационного обеспечения органов управления и хозяйствующих субъектов;
  • духовное возрождение регионов, сохранение их исторического наследия, укрепление культурного потенциала, стабилизация общественно-политической и правовой обстановки.

Структура программы  регионального развития

Состав и структура  комплексной программы социально-экономического развития региона представляют собой  перечень и взаиморасположение разделов, отражающих содержательную и функциональную характеристики принятого к реализации программного проекта.

Разделы программы  комплексного развития региона:

  1. Анализ и оценка сложившейся социально-экономической ситуации региона.
  2. Оценка природных ресурсов и состояния окружающей среды.
  3. Состояние демографической ситуации и рынок труда в регионе.
  4. Концепция социально-экономического развития региона. Выполненные в предыдущих разделах анализ социально- экономического развития региона и оценка природных ресурсов, состояния окружающей среды, демографической ситуации и рынка труда дают представление о современных масштабах и структуре хозяйства региона, его материально-производственной базе, выявленных диспропорциях в экономике, а также дают прогноз численности трудовых ресурсов и возможностей использования природно-ресурсного потенциала, позволяют с учетом тенденций технического прогресса и выдвигаемых перед регионом хозяйственных задач выработать и сформулировать концепцию (прогнозный замысел) социально-экономического развития региона на расчетную перспективу. Главным содержанием концепции должны быть принципиальное (вариантное) определение направлений наиболее рационального использования крупных и эффективных ресурсов, оценка на этой основе сравнительной экономичности различных отраслей и установление путей правильного формирования всего хозяйственного комплекса.
  5. Основные целевые подпрограммы. Выделяются основные для региона целевые подпрограммы, которые могут формироваться по отраслевому, функциональному и проблемному признакам.
  6. Механизм осуществления программы. Излагается взаимоувязанный комплекс мер и действий, экономических рычагов, обеспечивающих решение проблемы.
  7. Ресурсное обеспечение программы. Содержит расчеты предстоящих затрат (финансовых — по источникам поступления; материальных — по видам продукции; природных условий и ресурсов — по климатическим условиям, земельным, водным, растительным, топливно-энергетическим и минерально-сырьевым ресурсам; трудовых ресурсов — по профессионально-квалификационным группам; информационных — по видам; временных — по срокам). Из общего объема ресурсов выделяется та их часть, которая поступает из собственных источников.
  8. Координация программных мероприятий. Обеспечивается согласование действий всех организаций, участвующих в осуществлении программы.
  9. Оценка эффективности осуществления программы. Проводятся расчеты экономической эффективности программы.
  10. Организация, формы и методы управления программой. Разрабатываемая организационно-функциональная структура управления формируется с учетом специфики программы и региона.

Информация о работе Региональная экономика