Реинжиниринг бизнес-процессов как новое направление в теории менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 12:02, доклад

Описание работы

До настоящего времени инженеры разрабатывали производственные процессы, которые принимались менеджерами как заданные. Всеобщая конкуренция привела к тому, что структура предприятия, технологическая последовательность и календарное планирование были фундаментально переосмыслены и радикально реконструированы.
В последнее время стали внедряться новые методы управления, основанные на новых представлениях о способах управления.

Файлы: 1 файл

реинжиниринг б-п..docx

— 20.83 Кб (Скачать файл)

Реинжиниринг бизнес-процессов как новое направление в  теории менеджмента.

До настоящего времени инженеры разрабатывали производственные процессы, которые принимались менеджерами как заданные. Всеобщая конкуренция привела к тому, что структура предприятия, технологическая последовательность и календарное планирование были фундаментально переосмыслены и радикально реконструированы.

В последнее время стали внедряться новые методы управления, основанные на новых представлениях о способах управления. Причинами данного процесса являются ограничения на увеличение численности управленческого персонала, рост сложности новых процессов и услуг, низкая отдача от вложений в компьютерные информационные технологии. Чтобы выжить в современных условиях, производители должны адаптироваться и постоянно приспосабливаться к изменяющемуся окружению. Предприятие должно быть организовано таким образом, чтобы отслеживать постоянные изменения во внешней среде окружения. Предприятие не может быть стабильным – оно должно изменяться постоянно для удовлетворения запросов потребителей, совершенствовать свои внутренние процессы в условиях жесткой конкуренции, развивать диапазон своих товаров и услуг, ставить перед персоналом реальные цели, предоставляя им творческую свободу действий для достижения поставленных целей.

Поэтому весьма важно переосмысление деятельности предприятий и организаций, направленное на смещение акцентов с функций на процессы. Процессы можно рассматривать как поток работы, переходящий от одного работника к другому (от одного отдела к другому). По определению  
М. Хэммера и Дж. Чэмпи, процесс – это множество внутренних видов деятельности, начинающихся с одного или нескольких входов и создающих на выходе продукцию, имеющую ценность для клиента.

Выходом может быть товар либо услуга. Входы и выходы процесса могут взаимодействовать как с конкретным клиентом, так и с некоторым другим процессом во внешнем окружении компании, но не с другим внутренним процессом. Процессы имеют четко оцениваемые характеристики: стоимость, длительность, выход, качество, степень удовлетворения клиента.

Бизнес-процесс представляет собой серию логически взаимосвязанных действий, при которых ресурсы предприятия или организации используются для создания или получения полезного для потребителя продукта или услуги в фиксированный промежуток времени. Он включает в себя множество внутренних шагов деятельности, начинающихся с одного или более входов и заканчивающихся созданием продукции, необходимой клиенту.

 

 

Реинжиниринг бизнес-процесса, BPR (Business Process Redesign) – это реинтеграция[4] и рационализация производственного процесса для достижения поставленных целей. Реинжиниринг направлен на оздоровление предприятий, фирм, компаний путем модернизации ранее реализованных технических решений на действующем объекте. Реинжиниринг (перепроектирование бизнес-процессов) предлагает компаниям преобразования, направленные не на функции предприятия, а на производственные процессы, что позволяет кардинально повысить производительность.

Компания должна проектироваться в соответствии со своими процессами, такими как исполнение заказов клиентов или разработка продукции, а не в соответствии со специализированными отделами, такими как отдел снабжения, бухгалтерия, отдел маркетинга и пр. Реинжиниринг бизнес-процессов для достижения конкурентных целей включает последние разработки в информационных системах и информационных технологиях:

-     минимизацию числа операций, издержек и работы, не вносящей вклада в добавленную стоимость;

-     минимизацию разделения труда и специализации;

-     минимизацию времени доставки и получения оплаты.

Термин реинжиниринг бизнес-процесса появился вначале 1990-х гг. и связан с именами М. Хэммера, Дж. Чэмпи, Т.Н. Давенпорта. М. Хэммер определил, что реинжиниринг – это фундаментальное переосмысливание и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений в решающих, современных показателях деятельности компании, таких как стоимость, качество, сервис и темпы. Необходимость реинжиниринга обосновывается высокой динамичностью современного делового мира: непрерывными изменениями в технологиях, рынках сбыта и потребностях клиентов.

Майкл Хэммер, профессор информатики Массачусетского института технологий в своих статьях доказал, что компаниям нужно скорее уничтожить свои производственные процессы, чем автоматизировать их, чтобы улучшить эффективность, которая необходима для выживания на мировых рынках с растущей конкуренцией. Концепция вызвала огромный интерес и породила рынок консалтинговых услуг[5] в сфере реинжиниринга. Таким образом, к 1994 г. более чем три четверти самых крупных американских компаний, по утверждению М. Хеммера, запустили проекты по реинжинирингу.

Реинжиниринг, как правило, осуществляется в следующих областях:

-     реинтеграции задачи – объединение задач мелких процессов в более крупные интегрированные блоки и комплексы, сокращение количества частей в продуктах и процессах;

-     реинтеграции рабочей силы (рис. 6.6) – позволяет рабочим работать в автономных командах, выполнять и координировать интегрированные процессы, а не выполнять отдельные операции индивидуально на поточных линиях массового производства (рис. 6.7); при этом поощряется многофункциональность, деспециализация, права собственности на процесс;

-     реинтеграции знаний – рабочие должны знать все большие и большие части процесса, чтобы успешно их координировать (рабочие не должны быть придатком машины и выполнять отдельные команды); интегрированное образование становится предпочтительнее специализированного.

Реинжиниринг бизнес-процессов ставит следующие задачи:

-     постоянное повышение качества продуктов и услуг;

-     снижение затрат на производство;

-     резкое уменьшение затрат времени на выполнение операций;

-     снижение числа работников за счет объединения мелких операций в более крупные;

-     увеличение мобильности персонала;

-     использование интегрированных знаний и повышение уровня решений и инициатив каждого работника;

-     организацию групповой работы;

-     использование современных информационных технологий и информационных систем;

-     глобализацию бизнеса, что позволило работать предприятиям с клиентами и партнерами в любой точке мира;

-     работу на будущие потребности клиента.

 

 

Проект по реинжинирингу бизнеса включает четыре этапа, которые выполняются частично параллельно, причем некоторые этапы повторяются:

    • разработку образа будущей компании – построение сценария развития бизнеса для достижения стратегических целей;
    • анализ существующего бизнеса – проведение исследования организации и составление схемы ее функционирования в настоящий момент;
    • разработку нового бизнеса – разрабатываются новые и (или) измененные процессы и поддерживающая их информационная система, выполняется прототипирование и тестирование новых процессов;
    • внедрение нового бизнеса – проект внедряется в бизнес.

Решающим фактором реинжиниринга, новой «бизнес-революции», являются информационные технологии и системы; ключевым моментом – работа в команде, наделение работников правом принятия решений, и гибкая производственная практика. М. Хэммер и Дж. Чэмпи считают, чтобы полностью использовать возможности информационных технологий, необходимо обучить менеджеров мыслить индуктивно, т. е. сначала распознать эффективное решение, а затем определять проблемы, которые оно может устранить. При традиционном дедуктивном мышлении менеджеры определяют проблему, а затем определяют и оценивают способы ее решения.

Пример. Компания Ford первоначально видела проблему так: найти метод более быстрой обработки накладных. В результате появилось решение: отказаться от накладных. Компания IBM Creditвидела проблему так: ускорить передачу информации между специалистами разных групп.  
В результате появилось решение: заменить всех специалистов одним человеком, имеющим доступ к экспертной системе с базой данных.

То есть организации должны формулировать проблему так: «Как с помощью новой технологии сделать то, что еще не делалось», а не так: «Как использовать новые технологии, чтобы улучшить бизнес-процесс?». Реинжиниринг – это использование самых последних информационных технологий для совершенно новых деловых целей, которые позволяют радикально изменить бизнес-процессы и значительно улучшить основные показатели деятельности, что позволяет опередить конкурентов.

 

 

 В настоящее время выделяют следующие периоды эволюции реинжиниринга.

Начальный (тактический период): 1900–1993 гг. Перепроектировались один или небольшое количество значимых процессов при использовании следующих программ усовершенствования бизнеса: управление качеством, функционально-стоимостный анализ, производство just-in-time[7]. Результат: значительно повысилась эффективность работы организации.

Стратегический период: 1994–1996 гг. Реинжиниринг всех или большинства бизнес-процессов в рамках существующей бизнес-стратегии. Результат: скачкообразное повышение эффективности работы организации.

Глобальный период: 1996 г. и по настоящее время. Предполагается, что в период эволюции механизмы реинжиниринга обеспечат возможность постоянного пересмотра бизнес-стратегии организации в соответствии с изменяющимся внешним окружением.

 

 


Информация о работе Реинжиниринг бизнес-процессов как новое направление в теории менеджмента