Анализ банкротства предприятий в России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Для оценки последних новации в сфере банкротств, имеющих «отраслевую» направленность, важно понимать состояние соответствующих объектов регулирования.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение банкротства предприятий, сущности, форм и последствий. Задачами данной работы является рассмотрение теоретических аспектов выбранной темы, а также изучение данной темы на современном этапе.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты банкротства предприятий
1.1. Понятие банкротства предприятий
1.2. Характеристика глубины состояния банкротства
1.3. Мониторинг управления банкротством предприятий
1.4. Антикризисное управление деятельностью предприятий
Глава 2. Анализ банкротства предприятий в Росси на современном этапе
2.1. Тенденции банкротства в 2012-2014гг.
2.2. Пути снижения банкротства предприятий
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая антикризисное управление - копия.docx

— 49.17 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты банкротства предприятий

1.1. Понятие банкротства  предприятий

1.2. Характеристика глубины  состояния банкротства

1.3. Мониторинг управления  банкротством предприятий

1.4. Антикризисное управление  деятельностью предприятий

Глава 2. Анализ банкротства предприятий в Росси на современном этапе

2.1. Тенденции банкротства  в 2012-2014гг.

2.2. Пути снижения банкротства  предприятий

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

Актуальность темы. Институт банкротства известен всем странам с рыночной экономикой и является одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений. В процессе осуществления хозяйственной деятельности организации — субъекты рыночной экономики вступают в многочисленные отношения друг с другом, с государственными органами, банками и другими организациями. Зачастую эти отношения порождают денежные обязательства, возникающие на условиях, предусмотренных законом либо договором. В том случае, если денежное обязательство, взятое на себя должником, своевременно не погашено и очевидна невозможность погашения обязательства из стоимости имущества должника, такое юридическое лицо может быть объявлено несостоятельным (банкротом).

Мировой экономический кризис стал внешним стимулом для давно назревших изменений и отказа от инертной политики государства в сфере решения проблем банкротства. Активизации законотворческой деятельности в данной сфере способствовали, в частности, рост кредиторской задолженности в крупнейших российских банках, кредитование под залог активов крупнейших предприятий и ухудшение финансовых показателей многих из них, ожидание роста числа банкротств предприятий в 2012 2013 гг.

Для оценки последних новации в сфере банкротств, имеющих «отраслевую» направленность, важно понимать состояние соответствующих объектов регулирования.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение банкротства предприятий, сущности, форм и последствий. Задачами данной работы является рассмотрение теоретических аспектов выбранной темы, а также изучение данной темы на современном этапе.

 

Глава 1. Теоретические аспекты банкротства предприятий

 

1.1. Понятие банкротства  предприятий

 

Состояние неспособности должника платить по своим обязательствам принято называть банкротством (от итал. banco — скамья и rotto — сломанный). В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» Под банкротством (несостоятельностью) предприятий понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При этом в законе определены два внешних признака несостоятельности :

• денежные обязательства или обязанности по уплате обязательных платежей не исполнены в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения;

• минимальный размер денежных обязательств и обязательных платежей составляет не менее 500 размеров минимальной месячной заработной платы, утвержденной Правительством РФ.

. От состояния предприятий-банкротов, идентифицированного отмеченными  выше признаками, следует отличать:

• фиктивное банкротство — заведомо ложное объявление предприятия, имеющего возможность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки или рассрочки платежей или скидки с долгов;

• преднамеренное банкротство — преднамеренное создание или увеличение неплатежноспособности предприятия руководителем или собственником, нанесение ими ущерба предприятию в личных интересах или интересах иных лиц, заведомо некомпетентное ведение дел.

В этих случаях мера ответственности за допущение банкротства предприятия устанавливается в соответствии с Уголовным кодексом;

• временно неплатежеспособное предприятие, финансовое состояние которого вызвано тем, что предприятию должны больше, чем должно оно само, но не может погасить дебиторскую задолженность и вынуждено допускать просрочку своих платежей. В этом случае на дебитора может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам должника. Таким образом, банкротство предприятия есть строго определенное состояние его неплатежеспособности, при котором к его имуществу может быть предъявлено взыскание со стороны кредиторов.

 

1.2. Характеристика глубины  состояния банкротства

 

История становления и развития рыночной экономики в развитых странах показывает неравномерность процесса функционирования предприятия, наличие колебаний значений объемов производства и сбыта продукции. Возникновение спада производства определяется как кризисная ситуация и рассматривается как некая общая для всех предприятий закономерность, тесно увязанная с характером их жизненного цикла, которая может возникнуть на любой из его стадий. Спад производства обусловливает состояние банкротства, которое характеризуется продолжительностью во времени и длится на протяжении второй фазы жизненного цикла предприятия, различаясь при этом «амплитудой падения» на каждом интервале (этапе) фазы. По глубине банкротства различают его стадии:

• I стадия — допустимое банкротство — характеризует зарождение негативного состояния, возникает на этапе жизненного цикла «реорганизация», когда появляется угроза потери прибыли от предпринимательской деятельности;

• II стадия — критическое банкротство — определяет усиление негативных тенденций на этапе «спад», когда затраты на осуществление деятельности приходится возмещать за счет средств кредиторов;

• III стадия — катастрофическое банкротство — возникает на этапах «банкротство» и «ликвидация» жизненного цикла предприятия, сопровождается его закрытием или принудительной ликвидацией, следствием которых является распродажа имущества для погашения требований кредиторов. В этом случае должник теряет право самостоятельно управлять и распоряжаться своим имуществом. Это право переходит к ликвидаторам — лицам, назначенным для управления имуществом должника и принудительной его ликвидации.

На каждой стадии развития негативной тенденции состояние предприятия имеет свои отличительные признаки:

• на стадии I: задержки с предоставлением отчетности, снижение ее качества; изменения в структуре баланса: резкое уменьшение денег на счетах; увеличение сумм дебиторской и кредиторской задолженности, их старение и разбалансирование; снижение объемов продаж; необоснованная смена поставщиков; изменения в структуре управления; всевозможные реорганизации предприятия (открытие и закрытие представительств, филиалов, дочерних обществ и т.п.); скрытое снижение цены предприятия, падение курса его акций; снижение доходов (прибыли) от основной деятельности;

• на стадии II: трудности с наличностью; уменьшение поступления денежных средств от хозяйственных операций; конфликты в высшем руководстве; нарушение сроков выплаты заработной платы; рост текучести кадров; ухудшение социально-психологического климата в трудовом коллективе; установление нереальных цен на продукцию; внеочередные проверки финансово-контролирующих органов; затруднения в получении коммерческих кредитов; возникновение убытков;

• на стадии III: неудовлетворительная структура баланса; скопление на складе готовой продукции, которая заведомо не реализуется; падение объема производства; низкая заработная плата; сокращенный рабочий день (неделя); возрастание убытков; недостаток оборотных средств; неспособность погасить срочные обязательства. Из сказанного следует, что банкротство — хотя и болезненный, но закономерный процесс, а значит, подлежит управлению. Состояние неплатежеспособности предприятий неравномерно по внешним признакам, согласно чему управление им сложно и неуниверсально. Оно осуществляется как на макроуровне — посредством созданной системы мониторинга, так и на микроуровне хозяйственной деятельности — в результате антикризисного управления.

 

1.3. Мониторинг управления  банкротством предприятий

 

В большинстве развитых стран потенциальные банкроты вымываются из сферы бизнеса задолго до официального обретения ими этого «статуса». Например, во Франции существует специальная «система тревоги», предупреждающая экономических партнеров о симптомах «болезни».

Мониторинг управления банкротством предприятий представляет собой сформированную на макроуровне систему сбора данных и расчета показателей о состоянии предприятий, позволяющих диагностировать возникновение банкротства, отслеживать тенденции и динамику происходящих изменений и на этой основе принимать оптимальные управленческие решения по региону и стране в целом.

Объективная необходимость применения мониторинга в этой области диктуется тем, что применяемые ранее в условиях планово-распределительной экономики методы анализа и прогнозирования практически перестали работать. Возникла необходимость создать адекватную современным задачам систему изучения и управления сложными процессами, включая несостоятельность предприятий. При этом учитывается опыт многих зарубежных стран в данной области. Он весьма различен. Так, законодательство Великобритании рассматривает должника с точки зрения изыскания возможности возвращения денег кредиторам. Следствием объявления о банкротстве предприятия является распродажа его имущества. Американское и японское законодательство, напротив, преследует цель реабилитации должника всевозможными разрешенными способами, включая предоставление ему ОППРЧРТТРННОЙ помощи. Во Франции предпочитают Своевременно предупреждать банкротство, а не лечить его.

В нашей стране мониторинг осуществляется на основании распоряжения Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению «О введении мониторинга финансового состояния организаций и учета их платежеспособности» от 31 марта 1999 г. № 13-р. С этой целью сформирована система управления банкротством предприятий, содержащая следующие элементы:

1) участников системы, к  которым относятся предприятия-банкроты, их кредиторы, государство, трудовые  коллективы, руководитель, конкурсный (арбитражный) управляющий, арбитражный  суд, инвесторы, дебиторы;

2) государственное регулирование, включающее:

• правовое (законодательное, методическое, информационное) обеспечение;

• налоговое регулирование, в том числе установление моратория на уплату обязательных платежей, замораживание начисления пеней, рассрочку и отсрочку погашения долга, налоговый кредит, наделение льготами по налогам;

• реструктуризацию — очистку от несвойственных бизнесу предприятия объектов, выделение самостоятельно функционирующих элементов бизнеса или их продажа.

• приватизацию несостоятельных предприятий;

• обучение административных и арбитражных управляющих;

• финансово-кредитную политику государства, выражающуюся в оказании финансовой поддержки на безвозмездной основе и на условиях льготных кредитов жизненно важным для экономики предприятиям в соответствии с Положением о порядке предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям и использовании средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатежеспособных предприятий;

• коммерциализацию на основе контрактной системы, в результате которой предприятие остается в государственной собственности. Нанимается менеджер на контрактной основе. Перед ним ставится задача антикризисного управления предприятием на условиях, если дело пойдет успешно, то ему будет бесплатно передано 12 % акций этого предприятия;

• социальную защиту работников предприятия-банкрота, выражающуюся в создании рабочих мест для них, их переподготовке, выплате пособий.

• методическое обеспечение проведения диагностики деятельности предприятий, профилактики банкротства, а также санации в случае его возникновения;

3) систему государственных  органов и служб на федеральном  и территориальных уровнях, обеспечивающих  государственное регулирование, в  которую входят службы по делам  о несостоятельности и финансовому  оздоровлению; арбитражные суды; департаменты  управления инвестициями; службы  занятости; государственные налоговые  службы; налоговая полиция; внебюджетные  фонды; в отдельных случаях контрольно-ревизионные  комиссии;

4) принципы управления  банкротством, к которым относятся:

• создание правовой основы предпринимательских отношений в условиях банкротства;

• уменьшение влияния государственного и административного управления банкротством, т.е. демократический подход к решению судьбы предприятия-должника;

• предоставление честным должникам возможности возобновления своей деятельности;

• введение системы безопасных мер при банкротстве;

• создание мер для возрождения бизнеса;

• защита предприятия от влияний споров, тяжб на ускорение его развала;

• сохранение перспективных предприятий, имеющих временные финансовые трудности;

• защита интересов всех участников банкротства, причем отдается приоритет интересам кредиторов;

Информация о работе Анализ банкротства предприятий в России на современном этапе