Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 21:33, курсовая работа
Именно потому, что эта тема столь популярна в наши дни, мы остановились на ней как на предмете своего исследования. Мы хотели бы уяснить себе, что это за феномен; каковы его корни; насколько он опасен для экономики, и как с ним борется государство.
В первой части дается понятие инфляции, ее типы, закономерности развития. Здесь рассматриваются такие важные понятия, как ползучая (умеренная), галопирующая инфляции и гиперинфляция. Также приводятся определения сбалансированной и несбалансированной, ожидаемой и неожидаемой, открытой и подавленной инфляций. В этой же части раскрыты основные причины, следствием которых является инфляция, ее характерные черты.
Одной из причин дефляционной
политики явилось возведение в ранг
официальной догмы либерализма
и монетаристской концепции без
учета трудностей перехода России к
рыночной экономике и вопреки
опыту зарубежных стран. Там давно
отказались от безоглядного либерализма
и чистого монетаризма и
Российские реформаторы
опирались на прямолинейную монетаристскую
интерпретацию зависимости
В этой связи с 1994 г. монетаристская антиинфляционная политика осуществлялась тремя методами:
Но оказалось, что монетаристскими методами невозможно подавить неденежные факторы инфляции, коренящиеся в сфере воспроизводства. Поэтому снижение темпа роста цен не означало достижение реальной финансовой стабилизации, поскольку не были преодолены бюджетный кризис, кризис неплатежей, дуализм денежной системы, нестабильность банковской системы, а главное - застой в экономике и инвестициях.
Основанная на монетаристских
рецептах антиинфляционная политика усугубила
экономический спад, разрушение производственного
и научного потенциала, экспроприацию
народа. В 1998 г. Россия заняла 72-е место
(среди 174 стран) по качеству жизни, которое
зависит не только от доходов государства,
но и способов перераспределения
национального дохода в интересах
большинства народа, а не привилегированной
кучки. Валютно-финансовый кризис, разразившийся
вслед за другими странами в России
в августе 1998 г, обнажил эфемерность
официально объявленной финансовой
стабилизации и победы над инфляцией,
вызвал глубокие экономические и
социальные потрясения. В их числе:
замораживание выплат по внутренним
и внешним долгам, в том числе
государственным; крах рынка ценных
бумаг и финансовых пирамид, включая
ГКО-ОФЗ; блокирование вкладов в
крупных банках, кризис банковской
системы и безналичных
В январе 1999 г. рост
потребительских цен составлял 8,5%,
в феврале - 4,1%, в марте - 2,8%. Замедление
темпа инфляции обусловлено снижением
платежеспособного спроса в связи
с падением реальных располагаемых
денежных доходов населения (в декабре
1998 г. на 31,8% по сравнению с декабрем
1997 г.), контролем за денежной эмиссией
и динамикой денежных агрегатов
относительной стабилизацией
3.2. Антиинфляционная модель для России
Цель предлагаемой
антиинфляционной модели - не подавление
инфляции любой ценой, а управление
инфляционным процессом (рыночными
и государственными методами) в интересах
подъема национального
Мировой опыт свидетельствует о необходимости теоретического обоснования антиинфляционной стратегии экономического роста.
Антиинфляционная стратегия экономического роста требует проведения поэтапных мер, направленных на регулирование инфляции. Необходимо выстроить «дерево целей» для сдерживания ее основных факторов.
3.3. Общеэкономические меры
1. Следует завершить
начатые реформы (предприятий,
бюджетной, налоговой,
2. Необходима смена
целевой ориентации
3. Первоочередной
антиинфляционной мерой
Важную роль в
регулировании инвестиции призваны
сыграть принятые в конце 1998 г. нормативно-законодательные
документы, в частности по лизинговым
операциям. Должна активизировать деятельность
комиссия по инвестиционным конкурсам,
рассматривающая проекты под
частичные государственные
Важно найти выход из «ловушки ликвидности» (Кейнс), в которой оказалась Россия. Это проявляется в спаде инвестиций при наличии сбережений населения. России предстоит разработать компенсирующий механизм перераспределения инфляционных доходов в приоритетные отрасли, в частности, путем налогового регулирования.
Потенциальным источником инвестиций остается репатриация «беглых» капиталов, переведенных из России за рубеж по нелегальным и легальным каналам. Для этого необходимы решительные меры.
4. Традиционно делается
ставка на привлечение
Принятые после
кризиса меры, направленные на восстановление
доверия зарубежного бизнеса
к России, могут стимулировать
в перспективе привлечение
3.4. Сдерживание финансовых факторов инфляции
1. Ключевое место
в антиинфляционной стратегии
занимает оздоровление
• неисполнение бюджета, финансирование в произвольном объеме; позаимствованное из мировой практики секвестирование (сокращение) расходов в зависимости от реального наступления доходов распространяется на незащищенные статьи бюджета (в том числе государственные инвестиции, науку, здравоохранение, образование) ради пожарных мер (в середине 1997 г. для погашения задолженности по пенсиям и зарплате);
• нецелевое использование бюджетных средств (например, предвыборная «черная касса»);
• финансирование бюджетных расходов платежными средствами различной ликвидности;
• слабый контроль за исполнением госбюджета. Рыночная экономика требует строгой регламентации бюджетного процесса. Поэтому бюджетный кодекс необходим для законодательного регулирования бюджетных отношений.
2. Проблемой остается
реальное сокращение
С 1995 г. до валютно-финансового
кризиса в августе 1998 г. господствовала
официальная концепция покрытия
бюджетного дефицита за счет эмиссии
не денег, а государственных ценных
бумаг, размещаемых на рыночных условиях
среди резидентов и нерезидентов.
В России впервые появился не только
внутренний, но и внешний долг по
отношению к иностранным
В сложившейся ситуации
в конце 1998 г. стал неизбежным возврат
к эмиссии денег для покрытия
бюджетного дефицита, которая официально
не практиковалась с 1995 г. по ноябрь 1998
г. В 1994 г. кредиты Центрального банка
РФ Министерству финансов РФ из 10% годовых
покрывали 50% бюджетного дефицита. Возобновление
выпуска денег в порядке
Неинфляционным источником сокращения бюджетного дефицита должны стать экономический рост, увеличение налогооблагаемой базы. По новой методологии к источникам финансирования бюджетного дефицита отнесены поступления от реализации государственных запасов и имущества.
3. Для сдерживания
инфляции необходима научно
4. Специфическим
для России направлением
В этой связи актуальной
задачей является восстановление платежно-расчетной
системы, нормализация денежных расчетов,
ликвидация взаимной задолженности
предприятий друг другу и бюджету.
При помощи государства предстоит
урегулировать задолженность
Что касается предложения ввести «второй» рубль для безналичных расчетов, то это увеличит число денежных суррогатов, подорвет принцип государственной монополии на выпуск денег и создаст источник неконтролируемой денежной эмиссии.
3.5. Регулирование денежных факторов инфляции
1. В условиях
товарного производства все