Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 06:18, контрольная работа
Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.
Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др.
Антикризисное управление трудом
Введение
Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.
Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др. Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые – с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой (приложение № 1).
Если понимать кризис таким образом, можно констатировать то обстоятельство, что опасность кризиса существует всегда и его необходимо предвидеть и прогнозировать.
Кризис – объективное
явление в социально-
В основе всех кризисов в
социально-экономической
1. Социальная политика в антикризисном управлении
Социальная политика государства отражена в Конституции Российской Федерации, в Трудовом Кодексе Российской Федерации, в Федеральных законах «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 года, «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 года, «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 года, а также в Федеральных законах «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 года, «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года.
Принцип экономического роста
на основе твердой приверженности идеалам
социальной справедливости заложен
в документах Организации Объединенных
Наций, Международной Организации
Труда, а также Всемирной встречи
на высшем уровне в 1995 г. в Копенгагене,
на которой главы
В настоящее время управление
— это деятельность не только одного
администратора или менеджера. В
эту сферу вовлечены различные
специалисты - персонал управления. На
их плечах лежит груз ответственности
за повышение эффективности
Создавшаяся социально-экономическая ситуация требует нового подхода к управлению процессами в этой сфере, при котором принимаются во внимание неопределенность результатов хозяйственных решений, неизбежные факторы риска. Поэтому все более актуальной становится проблема защиты не только социально уязвимых слоев населения, но и тех, кто трудится на предприятиях. В современных условиях регулирование трудовых отношений и социальная защита трудящихся стали в центре экономической политики и управления на всех уровнях.
Российское законодательство выделяет ряд прав человека, которые в кризисных условиях более всего нуждаются в социальной защите:
- право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;
- право на содействие
занятости и защиту от
- право на вознаграждение
за труд, без какой бы то
ни было дискриминации и не
ниже установленного
- право на охрану труда
и безопасность на
- право на обучение и повышение квалификации, получение информации, отдых.
Таким образом, от социальной направленности антикризисного регулирования во многом зависят:
- понимание работниками организации целей и политики руководства,
- использование мастерства и опыта работников,
- степень удовлетворенности
трудящимися качеством
- результативность работы организации, ее выживаемость и конкурентоспособность.
2. Социальное партнерство в антикризисном управлении
В условиях кризиса действенным
средством решения
- преимущественно переговорный
характер разрешения
- согласование социально-
- согласование критериев
и показателей социальной
- утверждение системы
общечеловеческих ценностей в
производстве и в других
- участие наемных работников в управлении.
Опыт подтверждает, что
механизм социального партнерства
помогает обеспечить взаимную заинтересованность
наемных работников и предпринимателей
в эффективном экономическом
росте, в повышении
В 1999 году была создана Российская
трехсторонняя комиссия по регулированию
социально-трудовых отношений. Однако
формирование системы социального
партнерства натолкнулось на монополизм
государства. Главная проблема в
деятельности трехсторонней комиссии
заключается в том, что профсоюзы
и организации предпринимателей
фактически не участвуют в выработке
стратегий экономических и
Чтобы преодолеть этот монополизм государства и его негативные последствия, профсоюзы добиваются равноправия и полномочия сторон в постановке и обсуждении вопросов на переговорах и консультациях, в принятии решений и контроле за их выполнением; соблюдения норм законодательства и штрафных санкций за их нарушение для всех договаривающихся сторон; добровольности в принятии обязательств; паритетности в достижении договоренностей, не приемля ущемления какой-либо стороны.
В России социальное партнерство
отождествляется с
Во-первых, в наших кризисных
условиях остро проявляется потребность
в лидерах, способных поставить
общие интересы выше политических пристрастий,
обладающих значительной компетентностью
и необходимой волей в
Во-вторых, социальное партнерство может успешно развиваться как метод разрешения противоречий между трудом и капиталом при наличии среднего класса (его доля в России - 10-15%). В этих условиях социальное партнерство должно стать одним из средств формирования среднего класса.
В-третьих, приватизация в
России не привела к реальной перестройке
экономических отношений в
В-четвертых, формирование организационной
структуры социального
В-пятых, разобщенность профессиональных союзов по политическим признакам. Одних лишь всероссийских объединений профсоюзов насчитывается более 50. Многие из них обладают разветвленной сетью собственных объединений.
В-шестых, разобщены и работодатели по 45 ассоциациям и союзам. Отсутствие оформившейся системы союзов работодателей приводит к тому, что у них нет органа, гарантирующего выполнение принятых обязательств.
В развитии социального партнерства нельзя допускать формализма, показных методов и форм работы. Это требование относится ко всем уровням — от Федерации до предприятия. Стоит задача построения взаимоувязанной иерархической структуры регулирования социально-трудовых отношений, в которой наиболее высокой ступенью определяются общие гарантии и масштабы регулирования, а на низшей — нормы и условия труда гарантируются более детально и конкретно.
3. Регулирование социально-
Кризис экономики вызывает
значительные перемены в сфере социально-трудовых
отношений. Политика, проводимая на предприятиях,
играет важную роль в определении
условий труда, режима работы, возможностей
переподготовки и повышения квалификации
и, главное, условий занятости и
оплаты труда. Непоследовательность и
необоснованность этой политики приводит
к обострению напряженности в
трудовых коллективах, становится источником
конфликтов. Серьезной преградой
здесь выступают коллективно-
Действующее законодательство предусматривает договоры трех уровней: индивидуальный трудовой договор, коллективный договор и соглашение.
Индивидуальный трудовой
договор — это правовой акт, заключаемый
между работником и работодателем,
по которому работник обязуется выполнять
трудовую функцию с подчинением
внутреннему трудовому
Коллективный договор — это правовой акт, заключаемый на предприятиях и в организациях для регулирования трудовых отношений на двусторонней основе «работник — работодатель». Содержание и структура договора определяются сторонами. В соответствии с Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях» в коллективном договоре закрепляются взаимные обязательства работников и работодателя. В коллективном договоре могут содержаться и другие обязательства и условия деятельности сторон в зависимости от экономических возможностей. Вместе с тем в него включаются нормативные положения, если в действующих законодательных актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре.
Соглашение — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, территории, отрасли, профессии.
Условия коллективных договоров
и соглашений, заключенных в соответствии
с законодательством, являются обязательными
для работодателей. В договоры запрещается
включать условия, ухудшающие положение
работников по сравнению с законодательством.
Генеральные договоры (соглашения)
определяют общие принципы социально-экономической
политики и заключаются на федеральном
и республиканском уровнях на
трехсторонней основе. В них участвуют
общероссийские объединения профсоюзов,
общероссийские объединения работодателей
и правительство Российской Федерации.
Социальные соглашения касаются конкретных
социально-экономических