Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 19:52, доклад
Внутренний аудит проводится в интересах собственников предприятия и представляет собой систему мониторинга над соблюдением установленных процедур бухгалтерского учета и надежность системы внутреннего контроля организации. Система организации внутреннего аудита включает в себя ревизоров, ревизионные комиссии, внутренних аудиторов или группы внутренних аудиторов, назначаемых владельцами организации, деятельность которых регламентируется распорядительными документами организации.
Внутренний аудит проводится
в интересах собственников предприятия
и представляет собой систему мониторинга
над соблюдением установленных процедур
бухгалтерского учета и надежность системы
внутреннего контроля организации. Система
организации внутреннего аудита включает
в себя ревизоров, ревизионные комиссии,
внутренних аудиторов или группы внутренних
аудиторов, назначаемых владельцами организации,
деятельность которых регламентируется
распорядительными документами организации.
Аудиторскими правилами (стандартами)
определяется: внутренний аудит - это контроль
деятельности, осуществляемый внутри
аудируемого лица его подразделением
– службой внутреннего аудита. Функции
службы внутреннего аудита включают в
себя мониторинг адекватности и эффективности
системы внутреннего контроля (п. 3 Правила
N 29 "Рассмотрение работы внутреннего
аудита" , одобрено. Постановлением
Правительства Российской Федерации от
23 сентября 2002 г. N 696 "Об Утверждении
федеральных Правил (стандартов) аудиторской
деятельности").
Как ясно из определения, персональная служба аудита организации, является подразделением организации, таким образом, деятельность такого подразделения, независимо от степени его независимости и объективности не может достичь той степени самостоятельности, которая требуется от внешнего аудитора при выражении мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. Роль внутреннего аудита организации определяется ее управлением. В зависимости от размера организации и распоряжений руководства собственная служба аудита может быть представлена в качестве одного работника или же множеством подразделений.
Эффективность самообслуживания
управления определяется по следующим
критериям (Раздел 14, N 29 Правил "Рассмотрение
работы Внутреннего Аудита", одобрено.
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696 "Об
Утверждении федеральных Правил (стандартов)
аудиторской деятельности"):
- Особый статус частных служб инспекции
труда в структуре организации и последствия
этого статуса на способность обслуживания,
чтобы быть объективным. В идеале, услуг
собственного мониторинга отчетов для
высшего руководства организации и освобождается
от других подотчетности руководства.
На практике, чаще всего самоконтроля
отчетов в офис президента, Генерального
или финансового директора, и только в
редких случаях - Советом директоров;
- Объем функций, то есть, характер и объем
заказов выполняется серви-борьба контоль
собственной организации. Обязанность
производить графику проверок, определить
состав инспекции, подготовка окончательного
заключения отчетов, включая отчеты по
проделанной работе, составление учебных
материалов, проведение пропагандистских
семинаров-практикумов возлагается на
начальника службы собственной управления.
Конкретный перечень обязанностей, статус,
структуру и других функций самостоятельно
разработала собственную позицию по службе,
организации, управления;
- Профессиональная компетентность. Экспертов
(аудиторов), self-service контроль, должны иметь
соответствующее образование, квалификацию
и опыт. Если служба является самоконтроль
включает множество отделов, то это, как
правило, есть экономисты, юристы, бухгалтеры,
если, вызванные спецификой деятельности
организации - экспертов и специалистов
в различных областях оценщиков, инженеров,
геологов, Логистика, программное обеспечение
и др. .;
- Из-за профессиональной осмотрительности
(надлежащим образом, чтобы контролировать
свои собственные планы, управления и
должна быть задокументирована, наличие
адекватного аудита пособий, рабочих программ
и рабочих документов).
Цели и задачи
Цели внутреннего контроля в каждом случае
различен и зависит от размера и структуры
организации и ее руководства требованиям.
Как правило, функциональность внутреннего
контроля включают в себя одно или более
из следующих элементов:
a) мониторинг эффективности самостоятельной
процедуры контроля (установка необходимых
бухгалтерских систем и собственный контроль
является ответственность руководства,
и это всегда должно быть уделено должного
внимания, и в сфере услуг, самоконтроля
осуществляется, как правило, ответственность
за проверку этих систем, мониторинга
эффективности их эксплуатации, а также
презентация рекомендовать улучшения);
b) изучение финансовой и управленческой
информации (в том числе на Зорна испытания
средств и методов, используемых для сбора,
оценки, классификации такой информации
и отчетности на ее основе, а также конкретные
запросы для отдельных его составных частей,
в том числе детального тестирования операций
и остатков по счетам бухгалтерского учета
и иных процедур);
c) регулирование экономики, эффективности
и результативности, включая нефинансовые
контроля организаций;
g) Мониторинг, соблюдение российских законов,
положений и других внешних требований,
а также политики, директив и других внутренних
потребностей управления.
Цели самоконтроля, как правило, включают
в себя:
проверка бухгалтерского учета и само-контроль,
мониторинг и разработка рекомендаций
по улучшению этих систем;
специальное изучение отдельных статей,
включая детальные проверки операций,
остатков на счетах предприятий;
проверка учета затрат на производство,
полноты и правильности признания выручки
от продажи продукции (работ, услуг), а
также формирование финансовых результатов
хозяйствующего субъекта и его дочерних
обществ;
регулярный контроль за финансово-хозяйственной
деятельностью экономического субъекта
и его дочерних обществ;
мониторинг за своевременностью и полнотой
финансовой и бизнес-операций в бухгалтерском
учете;
контроль расчетов и платежной дисциплины;
контроль за своевременным платежам в
бюджеты и внебюджетные фонды;
проверка соблюдения законов и нормативных
актов, а также требований учетной политики,
инструкций, решений и указаний руководства,
и (или) собственниками организации;
проверяет между различными уровнями
управления;
оценка эффективности механизма внутреннего
контроля, изучение и оценка контрольных
процедур в филиалах, структурных подразделениях
организации;
проверьте наличие, состояние и сохранность
имущества организации;
работа над специальными проектами и контроль
за отдельными элементами структуры собственного
контроля;
оценка программного обеспечения, используемого
в организации;
консультирование сотрудников организации
и ее филиалов во всех аспектах, входящих
в компетенцию службы собственной управления;
оценка эффективности системы учета и
самоконтролем организации и ее дочерних
обществ;
мониторинг соблюдения экономической
и учетной политики организации и обеспечения
эффективности ее финансово-хозяйственной
деятельности;
анализ финансовой и хозяйственной деятельности
организации и ее дочерних обществ;
оценка экономической безопасности организации;
оценка инвестиционных проектов и других
экономических организациях;
выявления и мобилизации имеющихся резервов
дефицитных ресурсов;
научные исследования и разработки руководящих
принципов и руководства по отчетности
для внутреннего использования сотрудниками
организации;
компьютеризация бухгалтерского учета,
подготовки и формирования бухгалтерской
(финансовой) отчетности, расчетов, налогообложения,
финансового и экономического анализа;
мониторинг исполнения решений по устранению
выявленных искажений и других дефектов;
оценка надежности информации, полученной
с помощью системы управления;
обнаружения или предупреждения и контроля
за исправление искажений в бухгалтерском
учете информации вследствие непреднамеренных
ошибок и злоупотреблений;
организация официального расследования
различных инцидентов и обстоятельства;
взаимодействие, если необходимо, с внешней
аудиторы, представи-телями налоговых
и других регулирующих органов;
разработка и представление предложений
по устранению недостатков и рекомендаций
по повышению эффективности организации.
Расходы на самоконтроль и саморегуляция
содержание службы организации
Налоговый Кодекс позволяет признавать
стоимость аудиторских услуг в составе
прочих расходов (ПП. 17 п. 1 ст. 264), вы должны
сразу же отметить, что это касается только
внешний аудит (обязательный и инициативный).
Стоимость внутреннего аудита и контроля
собственного контент-услуги, также может
уменьшить налоговую базу по налогу на
прибыль (Письмо Министерства финансов
Российской Федерации, 23 maya2005 N 03-03-01-04/1/281).
Таким образом, расходы на зарплату сотрудников
собственной службы мониторинга будут
отражены в стоимости рабочей силы в ст.
255 Налогового Кодекса.
Если организация по ст. 5 Федерального
Закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об
Аудиторской деятельности" подлежит
обязательной аудиторской проверке, даже
если их собственный внутренний контроль,
это будет иметь для привлечения аудиторских
организаций для проведения обязательного
аудита.
Организация внутреннего аудита
Есть три варианта:
создать собственную службу;
привлечение экспертов из центрального
офиса холдинговых компаний, если Холдинговая
компания уже создала собственное служение
управления;
приглашения внешних экспертов.
Каждый из этих вариантов используется,
в зависимости от подходов к контролю
за свои собственные функции. Благодаря
хорошо организованной работе самообслуживания
мониторинг может значительно сократить
расходы на внешние аудиты, как внешнего
аудитора основывает свое независимое
мнение о достоверности финансовой отчетности
общества, в том числе понимание системы
самоконтроля. Если компания имеет внутренний
аудитор, внешним аудитором в части их
выводы могут опираться на работу такого
профессионала. В результате, специалист
внутреннего контроля может сократить
время, отведенное на работу внешнего
аудита и, соответственно, затраты на их
реализацию.
Факторы, определяющие потребность в собственную
систему управления:
расширение компании за счет экспансии
на новые рынки, внедрение новых видов
деятельности, увеличение объема операций,
слияние компаний, разветвленная сеть
филиалов и подразделений компании, в
том числе территориальной отдаленности,
увеличение ассортимента продукции, и
др.;
привлечение для расширения иностранного
капитала;
обслуживание электронного и телекоммуникационного
бизнеса;
сложность бизнес-среды и юридических
требований.
В практике работы службы собственной
контроль может быть организован следующим
образом:
Чистая управления направлена на создание
и поддержание рациональной и эффективной
системы самоконтроля на службе общества
и выявление и сокращение различных видов
рисков. В этом случае, self-service control приводит,
как правило, директором, который отчитывается
перед Генеральным директором, президентом,
собрание учредителей, Совета директоров
или правления общества и Ревизионной
комиссии. В некоторых случаях, голова
его собственного контроля может занять
должность заместителя Генерального директора,
вице-президента, а также системой самоконтроля
для корпоративных функций, как, например,
Финансы или маркетинг. С таким подходом,
вашей организации управления, не зависит
от функционального менеджмента компании.
Чистая контроль направлен на анализе
финансовой отчетности, бухгалтерского
учета и активы компании. В этом случае,
Департамент собственной управления является
подразделением департамента финансов
и управляющий свой контроль соблюдения
финансам компании или ее дочерних компаний.
Руководство компании может
назначить собственных
Соответственно, в первом случае, система
самоконтроля глаз и ушей высшего руководства
компании, во втором - глаза и уши финансового
управления в компании, в третьем - временной
структуры для выполнения вполне определенных
задач.
До проверки конкретных участков учета аудитор должен оценить состояние среды контроля, эффективность построения учетной системы, а также надежность системы внутреннего контроля организации. Это необходимо для определения вероятности возникновения искажений в учете клиента и построения дальнейшей работы аудитора.
Среда контроля — это обстоятельства и факторы, непосредственно не связанные с учетом, но оказывающие значительное влияние на его эффективность.
Аудитор изучает среду контроля уже с момента первого знакомства с предприятием (его руководителем, бухгалтером). Основными моментами, которые от должен выяснить, являются:
Влияние организационной структуры, вида и масштабов деятельности предприятия на особенности бухгалтерского учета;
Структура управленческой системы, разделение полномочий и ответственности;
Особенности взаимоотношений
собственников с
Отношение администрации, директоров и владельцев организации к вопросам бухгалтерского учета;
Отношение учетного персонала к своим обязанностям.
Необходимую информацию по перечисленным вопросам получают в результате наблюдения, личных бесед, ознакомления с учредительными документами.
Субъективно оценив среду, в которой функционирует учетная система, аудитор изучает саму систему учета. А именно: соответствие организации бухгалтерского учета на конкретном предприятии его отраслевой принадлежности, масштабам деятельности; действующим нормативным актам, регламентирующим бухгалтерский учет в РФ (Закону "О бухгалтерском учете", Положению по бухгалтерскому учету и отчетности в РФ). Особое внимание нужно обратить на уровень профессионализма бухгалтеров, определить их компетентность и, по возможности, честность. В большей степени именно эти качества определяют эффективность роботы всей учетной системы.
Система внутреннего контроля — это специальные процедуры, введенные руководством (собственниками, директором, главным бухгалтером) для недопущения либо оперативного выявления и устранения как случайных, так и умышленных искажений в учете и отчетности; обеспечения сохранности имущества организации.
Система внутреннего контроля строится на:
разделении обязанностей. Для предотвращения злоупотреблений и хищений необходимо разделение обязанностей по хранению материальных ценностей, совершению сделок и учету. Кроме того, в случае, когда каждый отдел будет вести учет своей деятельности полностью, то возрастает опасность предоставления им ложных данных с целью улучшения показателей.
наличии эффективных процедур санкционирования операций. Для осуществления операций необходимо наличие решения ответственных лиц, выполнения всех формальностей.
своевременном надлежащем документировании операций. При большом интервале времени между совершением операции и фактом ее учета возрастает вероятность ошибки.
фактическом контроле за имуществом и документацией. То есть использование технический средств и процедур, предотвращающих утерю, изъятие или неправомерное изменение учетной документации.
осуществлении независимых проверок. Это одна из функций внутреннего аудита.
Аудитору следует изучить и понять каждый из элементов системы внутреннего контроля на данном предприятии. При этом аудитор должен принять во внимание два аспекта: какие именно методы и процедуры предусмотрены на предприятии и применяются ли они на практике.
В ходе исследования внутреннего контроля аудитору необходимо принимать во внимание присущие любой системе внутреннего контроля изъяны. Не может быть системы эффективной на сто процентов. Наиболее очевидное ограничение обусловлено необходимостью удерживать в разумных, т.е. экономичных, пределах затраты на проведение контрольных процедур, с тем чтобы эти затраты не оказались несоразмерными по отношению к выявляемым убыткам от ошибок и мошенничеств. К числу факторов, сдерживающих эффективность внутреннего контроля, относятся: ориентация большей части видов внутреннего контроля на ожидаемые типы операций, а не на редкие операции; возможность ошибки, которая может быть допущена персоналом внутреннего контроля вследствие небрежности, рассеянности, заблуждения или неверного понимания инструкций; вероятность того, что лицо, ответственное за осуществление контроля, может злоупотребить своим положением. Наконец, внутренний контроль может быть обойден в результате тайного мошеннического сговора ряда лиц как внутри предприятия, так и с участием внешних сторон.
Однако, несмотря на присущие любой системе контроля изъяны, наличие даже простых видов контроля может способствовать достижению аудитором уверенности в том, что все операции надлежащим образом записаны в учетных регистрах. При оценке внутреннего контроля цель аудитора - определение уровня доверия, которое он может оказать этому контролю. Результаты исследования системы внутреннего контроля влияют на определение типа, времени и масштаба независимых аудиторских процедур.