Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 23:01, реферат
Обращаясь к проблеме преступности несовершеннолетних, вероятно, всего надо исходить из того, что она представляет часть преступности в обществе и развивается под воздействием тех же факторов, что и преступность в целом. В связи с этим при изучении преступности лиц в возрасте от 14 до 18 лет используются обще криминологические характеристики. В то же время анализ фактов надо направить на выявление факторов, обстоятельств, значимых именно для преступности несовершеннолетних, позволяющих установить ее специфику и необходимые меры воздействия.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….
1. Психологические характеристики несовершеннолетних с асоциальным поведением………………………………………….
2. Психологические и правовые проблемы расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними……………
3. Психологические особенности профилактики среди несовершеннолетних……………………………………………….
Заключение………………………………………
Содержание……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….
1.
Психологические
2.
Психологические и правовые
3.
Психологические особенности
Заключение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Несовершеннолетие - один из самых сложных периодов развития личности. Несмотря на относительную кратковременность, этот период практически определяет дальнейшую судьбу каждого человека, так как именно в подростковом возрасте преимущественно происходит завершение формирования характера и становление личности при активном влиянии социальной сред, ближайшего окружения и общества в целом.
Обращаясь к проблеме преступности несовершеннолетних, вероятно, всего надо исходить из того, что она представляет часть преступности в обществе и развивается под воздействием тех же факторов, что и преступность в целом. В связи с этим при изучении преступности лиц в возрасте от 14 до 18 лет используются обще криминологические характеристики. В то же время анализ фактов надо направить на выявление факторов, обстоятельств, значимых именно для преступности несовершеннолетних, позволяющих установить ее специфику и необходимые меры воздействия.
Распространенность преступлений среди детей и подростков, их качественные характеристики не без оснований могут расцениваться как прогностические для всей преступности. Не случайно предупреждение преступлений среди несовершеннолетних рассматривается в масштабах мирового сообщества как важнейший аспект предупреждения преступности в целом.
Одной из главных причин роста преступности среди несовершеннолетних в последнее десятилетие является резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая социально-классовая напряженность в обществе. Конечно, все это влияет и на взрослую преступность, однако стремительное снижение уровня жизни сказывается сильнее всего на подростках, ибо во все времена несовершеннолетние были и остаются наиболее уязвимой частью общества.
"Уязвимость"
заключается в том, что отличающее
несовершеннолетних особенности (не
устоявшаяся психика, не сформированная
до конца система ценностей) делают
их подверженными влиянию
1. Психологические
Личность подростка - сложное единство общего и индивидуального. Общими являются особенности нервно-психической организации, закономерности протекания познавательных и эмоционально-волевых процессов, формирования характера, резко возрастающая активность, стремление к самостоятельности, к самоутверждению, пониманию сложных отношений в окружающей социальной среде. Эти общие особенности психического развития подростков всегда проявляются с индивидуальным своеобразием в структуре потребностей, становлении жизненных целей, идеалов. При неучете этих особенностей, при наличии конфликтов в семье, отрицательных примеров, проявлениях лжи, равнодушия и формализма в школьном обучении и воспитании, неумении включать подростков в доступные их возрасту содержательные и социально полезные формы деятельности, неумении организовать систему правильных отношений в коллективе возникают предпосылки для педагогической запущенности детей и их дальнейшего перехода в категорию "трудных". Основные общие дефекты поведения трудных подростков проявляются в отрицательном отношении к нравственным нормам отношений между людьми (грубость, упрямство, лживость, жестокость, недисциплинированность и т.д.), в отрицательных проявлениях в учебной работе (лень, постоянная невнимательность, интеллектуальная пассивность, отсутствие познавательных интересов и др.), а также в одновременном проявлении отрицательных качеств обоих видов. Эти общие дефекты поведения получают у конкретных подростков самые разнообразные формы проявления.
При отсутствии своевременной психологической коррекции трудные подростки могут перейти в категорию, характеризующуюся устойчивым асоциальным поведением и склонностью к правонарушениям. Существующие типологии подростков-правонарушителей строятся на выделении их роли в структуре асоциальных групп и дефектов характеров:
1. Инициаторы, организаторы асоциальных групп, циники (с устойчивым комплексом асоциальных установок: жестокостью, агрессивностью, деспотизмом, паразитизмом, стяжательством, стремлением к лидерству любым путем и т.д.).
2.
Подверженные власти
3.
Неустойчивые, которые испытывают
конфликт между аморальными и
позитивными побуждениями. Способны
осознавать противоправность
4.
Безвольные, не имеющие собственных
нравственных чувств и
5.
Аффективные, переживающие постоянное
чувство обиды, фрустрации, переоценивающие
себя и проявляющие
Личность несовершеннолетнего правонарушителя, как правило, характеризуется низким уровнем социализации.
Социализация - это процесс и результат включения индивида в систему социальных отношений. Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Содержанием процесса правовой социализации является усвоение личностью: социальных ценностей, одобряемых и охраняемых правом; системы действующих правовых норм как правил поведения и критериев социально-правовой оценки фактов, явлений и поступков, имеющих юридическое значение; знаний, навыков и привычек, необходимых для правильной ориентации в социально-правовой среде, саморегуляции правового поведения и организации общения в рамках правовых отношений; элементов правовой культуры (представлений, настроений, установок и стереотипов общественного и группового правосознания и т.п.); функций, ролей, статусов и соответствующих субъективных прав и обязанностей, присущих человеку в связи с местом, занимаемым им в системе правового регулирования.
Правовая социализация как часть общего процесса социализации включает усвоение субъектом необходимого объема правовых знаний, правовых требований, определяющих меру возможного и должного поведения. Процесс социализации может осуществляться как в специальных социальных институтах, так и в различных неформальных объединениях. К специальным социальным институтам, одной из важнейших функций которых является социализация личности, относятся школа, профессиональные учебные заведения, детские и молодежные организации и объединения.
Ответственность является важнейшей характеристикой личности - это то, что отличает социально зрелую личность от социально незрелой. В психологии сегодня распространена концепция (теория локуса контроля) о двух типах ответственности. Ответственность первого типа (интернальность) связана с тем, что личность считает себя ответственной за все происходящее с ней, и хорошее, и плохое. Во втором случае (экстернальность) все, что происходит, человек связывает не с собой, а с другими людьми, обстоятельствами, судьбой и т.д. Среди социально незрелых подростков чаще наблюдается экстернальность. Очевидно, это не случайно, так как внешний локус контроля по существу означает снятие субъектом ответственности с себя за все происходящее с ним. К факторам формирования как внешнего локуса контроля, так и делинквентного поведения можно отнести: перенесенную в детском и подростковом возрасте эмоциональную изоляцию или отвержение, влияние неблагоприятного психологического климата семьи, постоянные негативные оценки деятельности и поведения.
Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. Очень важно понимать различие между личностью и характером. Говоря о характере, используют слова "скверный", "мягкий", "тяжелый", "прекрасный" и т.п. В отношении личности используются выражения: "выдающаяся", "творческая", "серая", "преступная" и т.д.
Черты характера отражают стиль поведения и эмоционального реагирования, т.е. то, как действует человек, а черты личности - то, ради чего он действует. То же самое относится и к личности, и к характеру преступника (может быть немало хороших черт характера в сочетании с преступным деянием).
В качестве критериев различения патологических и нормальных характеров можно рассматривать критерии психопатий Ганнушкина-Кербикова.
Патологический характер имеет следующие черты: относительная стабильность во времени, т.е. мало меняется в течение жизни; тотальность проявлений; одни и те же черты характера проявляются в любых обстоятельствах: и дома, и на работе, и на отдыхе, и среди знакомых, и среди чужих; социальная дезадаптация - самый важный признак психопатий; заключается в том, что человек постоянно испытывает жизненные трудности, не может приспособиться, причем эти трудности испытывает или он сам, или окружающие его люди, или и тот и другие одновременно.
В чем же отличие акцентуаций характера от психопатий?
В случае акцентуаций характера может не быть ни одного из перечисленных выше признаков психопатий, по крайней мере никогда не присутствуют все три признака сразу.
Отсутствие первого признака выражается в том, что акцентуированный характер проявляется не всю жизнь, но часто обостряется в подростковом возрасте, а по мере взросления сглаживается. Второй признак - тотальность, также не обязателен, черты акцентуированного характера могут проявляться не в любой обстановке, а только в особых условиях. Социальная дезадаптация может не наблюдаться или бывает непродолжительно.
Поводом для временных разладов с собой и с окружением являются не любые трудные условия (как при психопатиях), а условия, создающие нагрузку на место наименьшего сопротивления характера, своеобразная "Ахиллесова пята" (слабое звено).
Основные типы акцентуаций характера (по А.Е.Личко): гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и конформный.
Основные черты психологически незрелой личности несовершеннолетнего:
1.
В поведенческой сфере: эгоцентризм,
избегание решения проблем, нестабильность
отношений с окружающими, преимущественно
однотипный способ
2.
В аффективной сфере: эмоциональная
лабильность, низкая фрустрационная
толерантность и быстрое
3.
Искажения мотивационно-
4.
Наличие когнитивных искажений,
усиливающих дисгармонию
Мотивы человеческого поведения связаны с потребностями личности. Потребности формируют нормальные социально-значимые и социально-одобряемые мотивы деятельности:
1)
физиологические потребности
Можно предложить следующую классификацию мотивов противоправного поведения несовершеннолетних.
1.
Биологические мотивы, обеспечивающие
физиологическое выживание
2. Общегуманные мотивы, удовлетворяющие личные потребности родных и близких. Например, украл велосипед для себя или брата, игрушки для сестры и т.д.
3.
Корыстные мотивы с целью
4.
Инфантильные мотивы, где отсутствуют
цели жизнеобеспечения или