Деятельность органов внутренних дел по контролю за соблюдением паспортно-регистрационных правил

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 23:01, реферат

Описание работы

Обращаясь к проблеме преступности несовершеннолетних, вероятно, всего надо исходить из того, что она представляет часть преступности в обществе и развивается под воздействием тех же факторов, что и преступность в целом. В связи с этим при изучении преступности лиц в возрасте от 14 до 18 лет используются обще криминологические характеристики. В то же время анализ фактов надо направить на выявление факторов, обстоятельств, значимых именно для преступности несовершеннолетних, позволяющих установить ее специфику и необходимые меры воздействия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….
1. Психологические характеристики несовершеннолетних с асоциальным поведением………………………………………….
2. Психологические и правовые проблемы расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними……………
3. Психологические особенности профилактики среди несовершеннолетних……………………………………………….
Заключение………………………………………

Файлы: 1 файл

Microsoft Word Document.docx

— 48.69 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание…………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….

1. Психологические характеристики  несовершеннолетних с асоциальным  поведением………………………………………….

2. Психологические и правовые проблемы  расследования преступлений, совершенных  несовершеннолетними……………

3. Психологические особенности профилактики  среди несовершеннолетних……………………………………………….

Заключение………………………………………………………….

 

ВВЕДЕНИЕ

Несовершеннолетие - один из самых сложных периодов развития личности. Несмотря на относительную кратковременность, этот период практически определяет дальнейшую судьбу каждого человека, так как именно в подростковом возрасте преимущественно происходит завершение формирования характера и становление личности при активном влиянии социальной сред, ближайшего окружения и общества в целом.

Обращаясь к проблеме преступности несовершеннолетних, вероятно, всего надо исходить из того, что она представляет часть преступности в обществе и развивается под воздействием тех же факторов, что и преступность в целом. В связи с этим при изучении преступности лиц в возрасте от 14 до 18 лет используются обще криминологические характеристики. В то же время анализ фактов надо направить на выявление факторов, обстоятельств, значимых именно для преступности несовершеннолетних, позволяющих установить ее специфику и необходимые меры воздействия.

Распространенность преступлений среди детей и подростков, их качественные характеристики не без оснований могут расцениваться как прогностические для всей преступности. Не случайно предупреждение преступлений среди несовершеннолетних рассматривается в масштабах мирового сообщества как важнейший аспект предупреждения преступности в целом.

Одной из главных причин роста преступности среди несовершеннолетних в последнее десятилетие является резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая социально-классовая напряженность в обществе. Конечно, все это влияет и на взрослую преступность, однако стремительное снижение уровня жизни сказывается сильнее всего на подростках, ибо во все времена несовершеннолетние были и остаются наиболее уязвимой частью общества.

"Уязвимость" заключается в том, что отличающее  несовершеннолетних особенности (не  устоявшаяся психика, не сформированная  до конца система ценностей) делают  их подверженными влиянию факторов, которым взрослые люди противостоят  гораздо успешнее. Не имея возможности  законным путем удовлетворять  свои потребности, многие подростки  начинают "делать деньги" и  добывать необходимые вещи и  продукты в меру своих сил  и возможностей, зачастую путем  совершения преступлений.

 

1. Психологические характеристики  несовершеннолетних с асоциальным  поведением.

Личность подростка - сложное единство общего и индивидуального. Общими являются особенности нервно-психической организации, закономерности протекания познавательных и эмоционально-волевых процессов, формирования характера, резко возрастающая активность, стремление к самостоятельности, к самоутверждению, пониманию сложных отношений в окружающей социальной среде. Эти общие особенности психического развития подростков всегда проявляются с индивидуальным своеобразием в структуре потребностей, становлении жизненных целей, идеалов. При неучете этих особенностей, при наличии конфликтов в семье, отрицательных примеров, проявлениях лжи, равнодушия и формализма в школьном обучении и воспитании, неумении включать подростков в доступные их возрасту содержательные и социально полезные формы деятельности, неумении организовать систему правильных отношений в коллективе возникают предпосылки для педагогической запущенности детей и их дальнейшего перехода в категорию "трудных". Основные общие дефекты поведения трудных подростков проявляются в отрицательном отношении к нравственным нормам отношений между людьми (грубость, упрямство, лживость, жестокость, недисциплинированность и т.д.), в отрицательных проявлениях в учебной работе (лень, постоянная невнимательность, интеллектуальная пассивность, отсутствие познавательных интересов и др.), а также в одновременном проявлении отрицательных качеств обоих видов. Эти общие дефекты поведения получают у конкретных подростков самые разнообразные формы проявления.

При отсутствии своевременной психологической коррекции трудные подростки могут перейти в категорию, характеризующуюся устойчивым асоциальным поведением и склонностью к правонарушениям. Существующие типологии подростков-правонарушителей строятся на выделении их роли в структуре асоциальных групп и дефектов характеров:

1. Инициаторы, организаторы асоциальных  групп, циники (с устойчивым комплексом  асоциальных установок: жестокостью, агрессивностью, деспотизмом, паразитизмом, стяжательством, стремлением к лидерству  любым путем и т.д.).

2. Подверженные власти примитивных  потребностей (пищевых, половых, алкогольных, наркотических и др.) при готовности  удовлетворять их любыми недозволенными  средствами. В силу слабости самоконтроля  они охотно подчиняются подросткам  первой категории и тиранят  более слабых.

3. Неустойчивые, которые испытывают  конфликт между аморальными и  позитивными побуждениями. Способны  осознавать противоправность своего  поведения, однако эгоизм и неумение  противостоять ситуации стимулируют  их антиобщественные поступки.

4. Безвольные, не имеющие собственных  нравственных чувств и убеждений  и выступающие как полные конформисты  и исполнители чужой воли.

5. Аффективные, переживающие постоянное  чувство обиды, фрустрации, переоценивающие  себя и проявляющие заносчивость, претенциозность, агрессивность к  окружающим и т.д.

Личность несовершеннолетнего правонарушителя, как правило, характеризуется низким уровнем социализации.

Социализация - это процесс и результат включения индивида в систему социальных отношений. Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Содержанием процесса правовой социализации является усвоение личностью: социальных ценностей, одобряемых и охраняемых правом; системы действующих правовых норм как правил поведения и критериев социально-правовой оценки фактов, явлений и поступков, имеющих юридическое значение; знаний, навыков и привычек, необходимых для правильной ориентации в социально-правовой среде, саморегуляции правового поведения и организации общения в рамках правовых отношений; элементов правовой культуры (представлений, настроений, установок и стереотипов общественного и группового правосознания и т.п.); функций, ролей, статусов и соответствующих субъективных прав и обязанностей, присущих человеку в связи с местом, занимаемым им в системе правового регулирования.

Правовая социализация как часть общего процесса социализации включает усвоение субъектом необходимого объема правовых знаний, правовых требований, определяющих меру возможного и должного поведения. Процесс социализации может осуществляться как в специальных социальных институтах, так и в различных неформальных объединениях. К специальным социальным институтам, одной из важнейших функций которых является социализация личности, относятся школа, профессиональные учебные заведения, детские и молодежные организации и объединения.

Ответственность является важнейшей характеристикой личности - это то, что отличает социально зрелую личность от социально незрелой. В психологии сегодня распространена концепция (теория локуса контроля) о двух типах ответственности. Ответственность первого типа (интернальность) связана с тем, что личность считает себя ответственной за все происходящее с ней, и хорошее, и плохое. Во втором случае (экстернальность) все, что происходит, человек связывает не с собой, а с другими людьми, обстоятельствами, судьбой и т.д. Среди социально незрелых подростков чаще наблюдается экстернальность. Очевидно, это не случайно, так как внешний локус контроля по существу означает снятие субъектом ответственности с себя за все происходящее с ним. К факторам формирования как внешнего локуса контроля, так и делинквентного поведения можно отнести: перенесенную в детском и подростковом возрасте эмоциональную изоляцию или отвержение, влияние неблагоприятного психологического климата семьи, постоянные негативные оценки деятельности и поведения.

Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. Очень важно понимать различие между личностью и характером. Говоря о характере, используют слова "скверный", "мягкий", "тяжелый", "прекрасный" и т.п. В отношении личности используются выражения: "выдающаяся", "творческая", "серая", "преступная" и т.д.

Черты характера отражают стиль поведения и эмоционального реагирования, т.е. то, как действует человек, а черты личности - то, ради чего он действует. То же самое относится и к личности, и к характеру преступника (может быть немало хороших черт характера в сочетании с преступным деянием).

В качестве критериев различения патологических и нормальных характеров можно рассматривать критерии психопатий Ганнушкина-Кербикова.

Патологический характер имеет следующие черты: относительная стабильность во времени, т.е. мало меняется в течение жизни; тотальность проявлений; одни и те же черты характера проявляются в любых обстоятельствах: и дома, и на работе, и на отдыхе, и среди знакомых, и среди чужих; социальная дезадаптация - самый важный признак психопатий; заключается в том, что человек постоянно испытывает жизненные трудности, не может приспособиться, причем эти трудности испытывает или он сам, или окружающие его люди, или и тот и другие одновременно.

В чем же отличие акцентуаций характера от психопатий?

В случае акцентуаций характера может не быть ни одного из перечисленных выше признаков психопатий, по крайней мере никогда не присутствуют все три признака сразу.

Отсутствие первого признака выражается в том, что акцентуированный характер проявляется не всю жизнь, но часто обостряется в подростковом возрасте, а по мере взросления сглаживается. Второй признак - тотальность, также не обязателен, черты акцентуированного характера могут проявляться не в любой обстановке, а только в особых условиях. Социальная дезадаптация может не наблюдаться или бывает непродолжительно.

Поводом для временных разладов с собой и с окружением являются не любые трудные условия (как при психопатиях), а условия, создающие нагрузку на место наименьшего сопротивления характера, своеобразная "Ахиллесова пята" (слабое звено).

Основные типы акцентуаций характера (по А.Е.Личко): гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и конформный.

Основные черты психологически незрелой личности несовершеннолетнего:

1. В поведенческой сфере: эгоцентризм, избегание решения проблем, нестабильность  отношений с окружающими, преимущественно  однотипный способ реагирования  на фрустрацию и трудности, неуверенность  в себе, высокий уровень претензий  при отсутствии критической оценки  своих возможностей, склонность  к обвинениям.

2. В аффективной сфере: эмоциональная  лабильность, низкая фрустрационная  толерантность и быстрое возникновение  тревоги и депрессии, сниженная  или нестабильная самооценка, появление  социофобий, агрессивность.

3. Искажения мотивационно-потребностной  сферы: блокировка потребности в  защищенности, самоутверждений, принадлежности, временной перспективы.

4. Наличие когнитивных искажений, усиливающих дисгармонию личности, "аффективная логика": а) произвольное  отражение - формирование выводов  при отсутствии свидетельства  в их поддержку, например: "я - неудачник" или "я - супермен"; б) селективная  выборка - построение заключения, основанного  на деталях, вырванных из контекста: "меня в школе никто не  любит, так как я плохо учусь"; в) сверхраспространенность - построение  глобального вывода, основанного  на одном изолированном факте; г) абсолютное мышление, проживание  опыта в двух противоположных  категориях: "все или ничего", "мир или черный, или цветной"; д) ориентация в жизни на слишком  жесткие нормы и требования, нетерпимость  и нетерпеливость, не позволяющие  отношениям личности обрести  устойчивость; е) персонализация - отнесение  внешних событий к собственной  личности при отсутствии аргументов  для такой связи: "эта реплика  не случайна, она относится ко  мне"; ж) преувеличение негативных  событий и минимизация позитивных, что приводит к еще большему  снижению самооценки, непринятию "обратных  связей", "построению своеобразной  стены между собой и социальным  окружением".

Мотивы человеческого поведения связаны с потребностями личности. Потребности формируют нормальные социально-значимые и социально-одобряемые мотивы деятельности:

1) физиологические потребности формируют; 2) потребность в физической и  психологической безопасности; 3) необходимость  в привязанности и любви; 4) потребность  в уважении со стороны членов  общества; 5) потребность в самореализации.

Можно предложить следующую классификацию мотивов противоправного поведения несовершеннолетних.

1. Биологические мотивы, обеспечивающие  физиологическое выживание организма (зачастую подросток кормит себя, родителей-алкоголиков и младших  братьев и сестер): украл еду, дрова  и т.д.

2. Общегуманные мотивы, удовлетворяющие  личные потребности родных и  близких. Например, украл велосипед  для себя или брата, игрушки  для сестры и т.д.

3. Корыстные мотивы с целью материального  обогащения.

4. Инфантильные мотивы, где отсутствуют  цели жизнеобеспечения или наживы, а доминируют гедонистические (гедонизм - наслаждение) цели с романтическим  и приключенческим оттенком. Например, ограбление ларька с целью "приятного" проведения досуга в компании; награбленным не дорожат, остатки  еды и питья могут отдать  другим.

Информация о работе Деятельность органов внутренних дел по контролю за соблюдением паспортно-регистрационных правил