Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 10:02, контрольная работа
Российское конкурсное право ведет свое начало с июня 1992г. Законодательство обратило внимание на проблемы банкротства; ранее в течение десятилетий вопросы неплатежей решались в административном порядке. Поэтому, когда экономические условия хозяйствования юридических лиц изменились, возник определенный правовой вакуум в регулировании отношений, связанных с осуществлением процедуры несостоятельности. 14 июня 1992г. появился Указ Президента РФ N 623 "О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур". Этот Указ имел весьма ограниченное применение на практике, т.к., во-первых, содержал множество недостатков с точки зрения юридической техники, во-вторых, срок его действия оканчивался принятием Закона о банкротстве (это устанавливалось ст.30 Указа). Закон "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" был принят 19 ноября 1992г. Этот Закон был очень актуален, т.к. позволил реально осуществлять банкротство определенных субъектов.
Введение .……………………………………..……….…………….…3
Глава I. Основы конкурсного права…………………………………...4
Глава II. Должник в современном российском конкурсном праве …8
Глава III. Меры по предупреждению банкротства организаций……14
Заключение………………………………………………………….…..18
Библиография …………..….……………………….………................19
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Курсовая работа
по дисциплине «Конкурсное право»
на тему: «Должник и банкротство в современном российском конкурсном праве»
Группа
студент
Оценка работы
Дата
Содержание
Введение .……………………………………..……….…………….…3
Глава I. Основы конкурсного права…………………………………...4
Глава II. Должник в современном российском конкурсном праве …8
Глава III. Меры по предупреждению банкротства организаций……14
Заключение……………………………………………………
Библиография …………..….……………………….……….........
Введение.
Российское конкурсное
право ведет свое начало с июня
1992г. Законодательство обратило внимание
на проблемы банкротства; ранее в
течение десятилетий вопросы
неплатежей решались в административном
порядке. Поэтому, когда экономические
условия хозяйствования юридических
лиц изменились, возник определенный
правовой вакуум в регулировании
отношений, связанных с осуществлением
процедуры несостоятельности. 14 июня
1992г. появился Указ Президента РФ N 623 "О
мерах по поддержке и оздоровлению
несостоятельных
Практически сразу после принятия Закона 1992г. началась законодательная работа по созданию нового закона. Эта работа завершилась 10 декабря 1997г. принятием Государственной Думой РФ Закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон 1998г.), который был подписан Президентом РФ 8 января 1998г. и вступил в силу с 1 марта 1998г.
Глава I. Основы конкурсного права.
Конкурсное право - учение о несостоятельности (банкротстве) должника, система норм, регулирующих права и обязанности должника, его кредиторов и третьих лиц в случае недостаточности имущества должника для удовлетворения всех требований.
Конкурсное право как совокупность норм может рассматриваться как правовой институт, отраслевая принадлежность которого вызывает много споров. Мнение о комплексном характере этого института высказывается многими учеными; некоторые ученые, говоря об институте несостоятельности, "склонны рассматривать данный структурный элемент системы права в качестве формирующейся отрасли российского права - конкурсного права".
Конкурсное право
включает в себя нормы как публичного,
так и частного права. К публично-правовым
конкурсным нормам можно отнести
положения процессуального, административного,
уголовного и других отраслей права.
Между тем большую часть норм
конкурсного права составляют все
же нормы гражданско-правовые. Это
положения о субъектах
Рассмотрим цели
конкурсного права РФ. В качестве
первой цели, точнее, направленности конкурсного
права следует назвать
Таким образом, вторая цель конкурсного права - ликвидация неплатежеспособных юридических лиц (безусловно, в этом контексте мы говорим только об одной категории субъектов - юридических лицах). Ликвидация представляет собой исключение юридического лица из государственного реестра (после осуществления всех необходимых мероприятий) на основании решения суда о признании должника банкротом.
Указанные цели - восстановительную и ликвидационную - следует признать равнозначными. Тем не менее, многие юристы, к сожалению, критикуют законодательство о несостоятельности по причине его якобы излишней мягкости, о чем делается вывод из самого наличия восстановительных механизмов.
Таким образом, конкурсное право имеет не одну (ликвидационную), а две цели, и важнейшая его задача - разумно сочетать мероприятия, направленные на достижение каждой цели, а также выработать механизмы, позволяющие как можно быстрее сделать выводы о степени достижимости восстановительной цели.
Безусловно, и прекращение деятельности должника, и восстановление его, в конечном счете, направлены на то, чтобы требования кредиторов были удовлетворены в максимально возможном объеме.
Исходя из этого, конкурсное право можно определить как систему норм, направленных на как можно более полное удовлетворение требований кредиторов к должнику путем предоставления должнику возможности восстановить платежеспособность либо путем реализации и распределения между кредиторами имущества должника, не подлежащего восстановлению.
Можно выделить следующие основные принципы конкурсного права:
- осуществление
субъектами мероприятий
- последовательное
развитие конкурсных отношений
в рамках определенных стадий,
предполагающих определенный
- применение норм конкурсного права только с учетом признаков и критериев несостоятельности;
- дифференциация
признаков, достаточных для
- независимое управление
делами должника при
- наличие больших
возможностей у кредиторов с
большим количеством требований
(т.е. более заинтересованных
- участие в конкурсных
отношениях кредиторов, имеющих
хозяйственные отношения с
- применение имущественных (а не личных) последствий к должнику - физическому лицу в течение конкурсного процесса и при его окончании;
- пропорциональность
и соразмерность при
- недопустимость
использования норм
- контроль государственных
органов за действиями
- окончание завершающей стадии конкурсных отношений - конкурсного производства - ликвидацией юридического лица только при наличии признаков банкротства.
Предложенные принципы
не в полной мере закреплены действующим
законодательством, тем не менее, на
практике их использование возможно,
т.к. всегда может быть высказан аргумент
о необходимости учитывать
Глава II. Должник в современном российском конкурсном праве
Современное российское конкурсное право предусматривает применение к должнику различных процедур; в целом можно выделить следующую модель (этапы) развития конкурсных отношений.
1. Предварительный
(внесудебный) этап. Этап, на котором
судебные органы еще не
2. Заявление в арбитражный суд о признании должника банкротом. Этот этап продолжается недолго - с момента подачи в суд заявления о банкротстве и до принятия заявления судом. На данном этапе судом рассматриваются основания принятия заявления: решаются вопросы о субъектах - как о том, кто подает заявление, так и о том, в отношении кого заявление подается, - имеют ли они право участвовать в конкурсном процессе и на каких условиях; о признаках банкротства - имеются ли они у должника; о применяемом в данном конкретном случае законодательстве и т.д. Продолжительность данного этапа - 5 дней (в соответствии с п. 2 ст. 42 Закона судья выносит определение о принятии заявления в течение 5 дней с момента его поступления в арбитражный суд; Закон 1998 г. устанавливал 3-дневный срок). Следует отметить, что на практике нередко проходит гораздо большее количество времени - механизмов воздействия на суд в такой ситуации Закон не содержит.
3. Наблюдение. Наблюдение
- процедура, основная цель
Процедура наблюдения является достаточно новой для российского конкурсного права - впервые она была предусмотрена Законом 1998 г. Наблюдение - процедура пассивная, поскольку в течение этого периода предприятие-должник продолжает обычную хозяйственную деятельность, его руководство действует почти так же, как и раньше. Вмешательство внешнего субъекта - временного управляющего - минимально: он наблюдает за тем, чтобы действия руководства не привели к убыткам для кредиторов (с этой целью у временного управляющего необходимо спрашивать согласия на определенные сделки). Управляющий не наделен полномочиями совершать какие-либо действия или сделки от имени должника, а также иным образом вмешиваться в его хозяйственную деятельность. Еще одной целью деятельности временного управляющего является изучение финансового состояния должника, с тем, чтобы к окончанию периода наблюдения можно было сделать вывод о наличии (или отсутствии) реальных перспектив восстановления финансового состояния.
В конце наблюдения делается вывод о судьбе должника - либо о целесообразности приложения определенных усилий для его реабилитации, либо о необходимости скорейшей ликвидации юридического лица. Этот вывод делает как управляющий, так и собрание кредиторов, причем от решений последнего во многом зависит дальнейшая судьба должника, т.е. следующая применяемая к нему процедура.
4. Финансовое оздоровление.
Эта процедура является
Финансовое оздоровление
- восстановительная процедура, которая
вводится, если должник имеет возможность
без проведения активных экономических
мероприятий в течение
Информация о работе Должник и банкротство в современном российском конкурсном праве