Досудебная санкция
и финансовое оздоровление в антикризисном
управлении.
Понятие и сущность
антикризисного управления.
Кризисное состояние отдельных
предприятий в условиях рынка
естественно: не все оказываются
способными выдержать конкуренцию.
Например, в Японии ежемесячно около
трех тысяч малых и средних
предприятий прекращают свою деятельность
на рынке. Примерно столько же появляется
новых. В России около четырех
пятых всех предприятий по существующим
меркам давно следует считать
банкротами. К сожалению, среди них
много крупных, социально значимых
и стратегически важных.
Как показывает практика, основными
причинами рыночной несостоятельности
являются грубейшие просчеты руководителей,
низкий уровень управления (менеджмента),
а также в ряде случаев стремление
некоторых из них к личному
обогащению за счет труда всего коллектива
работников, эксплуатации чужого имущества,
собственности. Используемая в нашей
стране процедура банкротства коммерческой
организации призвана способствовать
приходу новых собственников, новых
управляющих (менеджеров), способных
обеспечить эффективную деятельность
предприятия в условиях рыночной
экономики отношений при соблюдении
действующего законодательства.
В условиях рыночных отношений,
пришедших на смену планово-административным,
главное - изменение сущности и стиля
руководства предпринимательскими
структурами, основная цель которых - добиться
получения наибольшей прибыли не
руководителем, а собственниками, нанявшими
руководителя, при нормальном функционировании
в соответствии с требованиями рынка.
Важно точно определить
и саму концепцию антикризисного
управления. Эту экономическую категорию
определяют по-разному.
Большинство авторов полагают,
что антикризисные меры, меры по
недопущению банкротства следует
принимать, когда финансовые результаты
предприятия становятся неудовлетворительными.
По другому мнению, с которым следует
согласиться, главное в антикризисном
управлении - обеспечение условий, при
которых финансовые затруднения
не смогут иметь постоянный, стабильный
характер. Такой подход позволяет предупредить
создание кризисной ситуации на предприятии
и устранить причины банкротства до того,
как они приобретут необратимый характер.
Понятие и признаки
банкротства.
Под несостоятельностью
(банкротством) в Законе о банкротстве
2002 г. понимается неспособность
должника - участника имущественного
оборота удовлетворить требования
кредиторов по денежным обязательствам,
возникшим из гражданско-правовой
сделки (за товары, услуги, работы), и
(или) исполнить обязанность по
уплате обязательных платежей, то
есть неплатежеспособность.
Юридическое лицо (организация)
считается неспособным удовлетворить
требования кредиторов по денежным
обязательствам и (или) исполнить
обязанность по уплате обязательных
платежей, если соответствующие
обязательства не исполнены им
в течение трех месяцев с
даты, когда они должны быть
исполнены (ст. 3 Закона о банкротстве
2002 г.), а сумма долга в целом
составляет не менее 100 тыс.
руб. (ст. 6 Закона о банкротстве
2002 г.).
Основания для признания
кредитной организации банкротом
установлены Законом о банкротстве
кредитных организаций. Под несостоятельностью
(банкротством) кредитной организации
понимается признанная арбитражным
судом неспособность удовлетворить
требования кредиторов по денежным обязательствам
и (или) исполнить обязанность по
уплате обязательных платежей. Кредитная
организация считается неспособной
удовлетворить требования кредиторов
по денежным обязательствам и (или) исполнить
обязанность по уплате обязательных
платежей, если соответствующие обязанности
не исполнены ею в течение одного
месяца с момента наступления
даты их исполнения (ст. 2 Закона о банкротстве
кредитных организаций).
Для признания банкротами
стратегических организаций и субъектов
естественных монополий установлена
их суммарная задолженность в 500
тыс. руб., не погашенная в течение
шести месяцев.
Гражданин считается неспособным
удовлетворить требования кредиторов
по денежным обязательствам и (или) исполнить
обязанность по уплате обязательных
платежей, если требования к должнику-гражданину
в совокупности составляют не менее
10 тыс. руб. и они не исполнены
в течение трех месяцев с даты,
когда они должны быть исполнены,
и если сумма его обязательств
превышает стоимость принадлежащего
ему имущества.
Таким образом, в
основе понятия банкротства лежит
презумпция, согласно которой участник
имущественного оборота, не оплативший
товары, работы, услуги, а также не
уплативший налоги и иные обязательные
платежи в течение длительного
срока, не способен погасить
свои обязательства перед кредиторами
и (или) перед государством.
Для определения признаков
банкротства должника учитываются:
- размер денежных обязательств,
в том числе размер задолженности
за полученные товары, выполненные
работы и оказанные услуги;
- суммы займа с учетом
процентов, подлежащих уплате
должником;
- размер задолженности,
возникшей вследствие неосновательного
обогащения, и размер задолженности,
возникшей вследствие причинения
вреда имуществу кредиторов, за
исключением обязательств перед
гражданами, перед которыми должник
несет ответственность за причинение
вреда жизни или здоровью;
- обязательства по выплате
выходных пособий и оплате
труда лиц, работающих по трудовому
договору;
- обязательства по выплате
вознаграждения по авторским
договорам, а также обязательства
перед учредителями (участниками)
должника, вытекающие из такого
участия;
- размер обязательных
платежей без учета установленных
законодательством Российской Федерации
штрафов (пеней) и иных финансовых
санкций.
Неустойки (штрафы, пени), проценты
за просрочку платежей, убытки, подлежащие
возмещению за неисполнение обязательств,
а также имущественные и (или)
финансовые санкции за неисполнение
или ненадлежащее исполнение обязательств,
в том числе обязательных платежей,
не учитываются при определении
наличия признаков банкротства
должника.
При этом размер денежных обязательств
или обязательных платежей считается
установленным, если он определен арбитражным
судом в порядке, предусмотренном
Законом о банкротстве. Таким
образом, существовавшие ранее правила
признания установленной задолженности
по решениям судов, в том числе
судов общей юрисдикции, а также
по согласованным актам сверки задолженности
и т.п. теперь не действуют.
В случае если должник
оспаривает требования кредиторов,
размер денежных обязательств
или обязательных платежей устанавливается
арбитражным судом в порядке,
предусмотренном Законом о банкротстве.
Такой односторонний подход
к определению признаков банкротства
создал ситуацию, позволяющую обанкротить
любое предприятие, неспособное
в течение трех месяцев ликвидировать
дебиторскую задолженность на сумму
свыше 100 тыс. руб. При этом не учитываются
никакие другие критерии и показатели.
Следует заметить, что по Уставу
о банкротах 1800 г. должник обязан
был заявить кредиторам о своей
несостоятельности, имея 30% дефицита -
"когда не достанет у него до 30%
на рубль кредиторской суммы", а Устав
о торговой несостоятельности 1832 г. позволял
возбуждать дело о банкротстве, если сумма
долгов составляла более 5 тыс. руб.
Пока такой критерий предусмотрен
для признания банкротом гражданина
- физического лица. Но нормы о
банкротстве гражданина не применяются
до внесения соответствующих изменений
в ГК РФ, поэтому говорить об эффективности
такого критерия пока рано.
Однако факт необходимости
учета критерия соотношения общей
суммы кредиторской задолженности
и стоимости имущества должника
подтверждается тем, что нередко
кредиторы при подаче заявления
о признании должника банкротом
ставят целью не удовлетворение
своих конкретных требований, а
решение вопроса о переделе
собственности. Не случайно поэтому
под банкротство все больше
подпадают жизнеспособные предприятия,
социально значимые объекты, способные
к нормальной деятельности, но
оказавшиеся в кризисной ситуации
не по своей воле и чаще
всего по вине государственных
и муниципальных органов. Осуществление
банкротства в подобных ситуациях
стало своего рода бизнесом
для отдельных предпринимательских
структур. Они в некоторых случаях
под любым предлогом уклоняются
от получения долга, добиваясь
поставленной цели: обанкротить
достаточно выгодного должника.
Описанные действия кредитора
однозначно подпадают под нормы
ст. 10 ГК РФ и должны признаваться
злоупотреблением правом. Однако
в практике арбитражных судов
названный правовой институт
применяется крайне редко. Введение
предлагаемого критерия неоплатности
позволило бы устранить опасность
злоупотребления правом и необоснованного
банкротства.
По новому Закону
о банкротстве 2002 г. юридическое
лицо, задолжавшее своему работнику
соответствующую сумму по заработной
плате или по другим основаниям,
вытекающим, например, из трудовых
отношений, не может быть признано
банкротом по заявлению кредитора-работника.
Так, гражданин Н.
обратился в арбитражный суд
с заявлением о признании ОАО
"Энергия" банкротом в связи
с тем, что должник не выплачивает
ему в течение более двух
лет 350 тыс. руб., взысканных по
решению районного суда в виде
компенсации по трудовому договору
об участии в строительстве
жилья хозспособом (в доперестроечный
период). По трудовому договору
со своей организацией гражданин
Н. был зачислен в строительный
цех, осуществляющий строительство
жилья, и ему организация должна
была предоставить соответствующую
жилплощадь, квартиру.
До экономических преобразований
жилой дом построен не был,
государственное предприятие, заключившее
с гражданином Н. указанный
договор и обязавшееся предоставить
ему квартиру, было приватизировано
и неоднократно реорганизовано
с созданием впоследствии ОАО
"Энергия".
Рассматривая требования
кредитора и возражения должника,
арбитражный суд не нашел оснований
для учета задолженности при
определении наличия признаков
банкротства должника. При изложенных
обстоятельствах арбитражный суд
первой инстанции, руководствуясь
ст. 33 Закона о банкротстве 2002
г., отказал в принятии заявления
о банкротстве должника.
Однако Федеральный
арбитражный суд Центрального
округа в кассационном порядке
судебный акт суда первой инстанции
отменил и направил дело на
новое рассмотрение суда, указав
на неправильное применение Закона
без указания конкретной его
нормы.
При новом рассмотрении
арбитражный суд принял такое
же решение, как и в первый
раз, и оно вступило в законную
силу.
Подчеркивая значимость
именно денежных обязательств
должника как признака банкротства,
законодатель указал, что требования
кредиторов по обязательствам, не
являющимся денежными, могут быть
предъявлены в суд и рассматриваться
судом, арбитражным судом в
обычном процессуальном порядке.
Следует заметить, что
в отличие от предыдущих законов
Закон о банкротстве 2002 г. содержит
новую норму о текущих платежах.
Под текущими платежами понимаются
денежные обязательства и обязательные
платежи, возникшие после принятия заявления
о признании должника банкротом, а также
денежные обязательства и обязательные
платежи, срок исполнения которых наступил
после введения соответствующей процедуры
банкротства.
Требования кредиторов по
текущим платежам не подлежат включению
в реестр требований кредиторов. Удовлетворение
требований кредиторов по текущим платежам
осуществляется вне очереди и
вне рамок дела о банкротстве,
т.е. в обычном исковом производстве.
Рассматриваемое нововведение
имеет большую практическую значимость
особенно в тех процедурах
банкротства, в которых продолжается
экономическая деятельность должника,
поскольку теперь новым кредиторам
не приходится получать удовлетворение
своих требований в одной очереди
с конкурсными кредиторами и
у них не утрачивается интерес
к продолжению партнерских отношений
с контрагентом, находящимся во
внешнем управлении или в процессе
другой реабилитационной процедуры.
Финансовое оздоровление
в антикризисном правлении.
Анализ деятельности предприятий,
находящихся в кризисном состоянии,
показал, что они сталкиваются с
тремя основными проблемами: дефицитом
денежных средств и низкой платежеспособностью
вследствие невозможности своевременно
выполнять свои платежные обязательства;
недостаточным удовлетворением
интересов собственников, что проявляется
в снижении рентабельности собственного
капитала предприятия; снижением финансовой
независимости предприятия.
Чтобы выйти из кризисного
состояния предприятию необходимо
реализовывать мероприятия финансового
оздоровления. Выбор данных мероприятий
зависит от его возможностей по реструктуризации
имущественного положения; увеличению
уставного капитала; осуществлению технического
перевооружения или модернизации производства;
ликвидации задолженности по заработной
плате и т.д. На выбор этих мероприятий
оказывает влияние характер возникших
финансовых проблем, специфика деятельности
предприятия, его размеры, степень риска
и другие факторы.
Наиболее целесообразна,
с нашей точки зрения, следующая
последовательность действий при выборе
мероприятий финансового оздоровления:
анализ деятельности предприятия и
выявление наиболее острых финансовых
проблем; определение допустимых вариантов
решения проблемы финансового оздоровления
и формирование его стратегии; разработка
программы финансового оздоровления
предприятия; выбор основных мероприятий
повышения финансовой устойчивости
предприятия; оценка альтернативных вариантов
мероприятий финансового оздоровления;
анализ возможных последствий реализации
выбранных мероприятий [2]. Основными
целями реализации мероприятий финансового
оздоровления предприятия являются:
устранение неплатежеспособности, восстановление
финансовой устойчивости, обеспечение
финансового равновесия в длительном
периоде.