Досудебная санкция и финансовое оздоровление в антикризисном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:44, реферат

Описание работы

Кризисное состояние отдельных предприятий в условиях рынка естественно: не все оказываются способными выдержать конкуренцию. Например, в Японии ежемесячно около трех тысяч малых и средних предприятий прекращают свою деятельность на рынке. Примерно столько же появляется новых. В России около четырех пятых всех предприятий по существующим меркам давно следует считать банкротами. К сожалению, среди них много крупных, социально значимых и стратегически важных.

Файлы: 1 файл

Понятие и сущность антикризисного управления.docx

— 24.84 Кб (Скачать файл)

Досудебная санкция  и финансовое оздоровление в антикризисном  управлении.

Понятие и сущность антикризисного управления.

Кризисное состояние отдельных  предприятий в условиях рынка  естественно: не все оказываются  способными выдержать конкуренцию. Например, в Японии ежемесячно около  трех тысяч малых и средних  предприятий прекращают свою деятельность на рынке. Примерно столько же появляется новых. В России около четырех  пятых всех предприятий по существующим меркам давно следует считать  банкротами. К сожалению, среди них  много крупных, социально значимых и стратегически важных.

Как показывает практика, основными  причинами рыночной несостоятельности  являются грубейшие просчеты руководителей, низкий уровень управления (менеджмента), а также в ряде случаев стремление некоторых из них к личному  обогащению за счет труда всего коллектива работников, эксплуатации чужого имущества, собственности. Используемая в нашей  стране процедура банкротства коммерческой организации призвана способствовать приходу новых собственников, новых  управляющих (менеджеров), способных  обеспечить эффективную деятельность предприятия в условиях рыночной экономики отношений при соблюдении действующего законодательства.

В условиях рыночных отношений, пришедших на смену планово-административным, главное - изменение сущности и стиля  руководства предпринимательскими структурами, основная цель которых - добиться получения наибольшей прибыли не руководителем, а собственниками, нанявшими  руководителя, при нормальном функционировании в соответствии с требованиями рынка.

 Важно точно определить  и саму концепцию антикризисного  управления. Эту экономическую категорию  определяют по-разному.

Большинство авторов полагают, что антикризисные меры, меры по недопущению банкротства следует  принимать, когда финансовые результаты предприятия становятся неудовлетворительными. По другому мнению, с которым следует  согласиться, главное в антикризисном  управлении - обеспечение условий, при  которых финансовые затруднения  не смогут иметь постоянный, стабильный характер. Такой подход позволяет предупредить создание кризисной ситуации на предприятии и устранить причины банкротства до того, как они приобретут необратимый характер.

 

Понятие и признаки банкротства.

 Под несостоятельностью (банкротством) в Законе о банкротстве  2002 г. понимается неспособность  должника - участника имущественного  оборота удовлетворить требования  кредиторов по денежным обязательствам, возникшим из гражданско-правовой  сделки (за товары, услуги, работы), и  (или) исполнить обязанность по  уплате обязательных платежей, то  есть неплатежеспособность.

 Юридическое лицо (организация)  считается неспособным удовлетворить  требования кредиторов по денежным  обязательствам и (или) исполнить  обязанность по уплате обязательных  платежей, если соответствующие  обязательства не исполнены им  в течение трех месяцев с  даты, когда они должны быть  исполнены (ст. 3 Закона о банкротстве  2002 г.), а сумма долга в целом  составляет не менее 100 тыс.  руб. (ст. 6 Закона о банкротстве  2002 г.).

Основания для признания  кредитной организации банкротом  установлены Законом о банкротстве  кредитных организаций. Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации  понимается признанная арбитражным  судом неспособность удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Кредитная  организация считается неспособной  удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить  обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности  не исполнены ею в течение одного месяца с момента наступления  даты их исполнения (ст. 2 Закона о банкротстве  кредитных организаций).

Для признания банкротами стратегических организаций и субъектов  естественных монополий установлена  их суммарная задолженность в 500 тыс. руб., не погашенная в течение  шести месяцев.

Гражданин считается неспособным  удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить  обязанность по уплате обязательных платежей, если требования к должнику-гражданину в совокупности составляют не менее 10 тыс. руб. и они не исполнены  в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

 Таким образом, в  основе понятия банкротства лежит  презумпция, согласно которой участник  имущественного оборота, не оплативший  товары, работы, услуги, а также не  уплативший налоги и иные обязательные  платежи в течение длительного  срока, не способен погасить  свои обязательства перед кредиторами  и (или) перед государством.

Для определения признаков  банкротства должника учитываются:

- размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности  за полученные товары, выполненные  работы и оказанные услуги;

- суммы займа с учетом  процентов, подлежащих уплате  должником;

- размер задолженности,  возникшей вследствие неосновательного  обогащения, и размер задолженности,  возникшей вследствие причинения  вреда имуществу кредиторов, за  исключением обязательств перед  гражданами, перед которыми должник  несет ответственность за причинение  вреда жизни или здоровью;

- обязательства по выплате  выходных пособий и оплате  труда лиц, работающих по трудовому  договору;

- обязательства по выплате  вознаграждения по авторским  договорам, а также обязательства  перед учредителями (участниками)  должника, вытекающие из такого  участия;

- размер обязательных  платежей без учета установленных  законодательством Российской Федерации  штрафов (пеней) и иных финансовых  санкций.

Неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежей, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательств, а также имущественные и (или) финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, в том числе обязательных платежей, не учитываются при определении  наличия признаков банкротства  должника.

При этом размер денежных обязательств или обязательных платежей считается  установленным, если он определен арбитражным  судом в порядке, предусмотренном  Законом о банкротстве. Таким  образом, существовавшие ранее правила  признания установленной задолженности  по решениям судов, в том числе  судов общей юрисдикции, а также  по согласованным актам сверки задолженности  и т.п. теперь не действуют.

 

 В случае если должник  оспаривает требования кредиторов, размер денежных обязательств  или обязательных платежей устанавливается  арбитражным судом в порядке,  предусмотренном Законом о банкротстве.

Такой односторонний подход к определению признаков банкротства  создал ситуацию, позволяющую обанкротить  любое предприятие, неспособное  в течение трех месяцев ликвидировать  дебиторскую задолженность на сумму  свыше 100 тыс. руб. При этом не учитываются  никакие другие критерии и показатели. Следует заметить, что по Уставу о банкротах 1800 г. должник обязан был заявить кредиторам о своей  несостоятельности, имея 30% дефицита - "когда не достанет у него до 30% на рубль кредиторской суммы", а Устав о торговой несостоятельности 1832 г. позволял возбуждать дело о банкротстве, если сумма долгов составляла более 5 тыс. руб.

Пока такой критерий предусмотрен для признания банкротом гражданина - физического лица. Но нормы о  банкротстве гражданина не применяются  до внесения соответствующих изменений  в ГК РФ, поэтому говорить об эффективности  такого критерия пока рано.

 Однако факт необходимости  учета критерия соотношения общей  суммы кредиторской задолженности  и стоимости имущества должника  подтверждается тем, что нередко  кредиторы при подаче заявления  о признании должника банкротом  ставят целью не удовлетворение  своих конкретных требований, а  решение вопроса о переделе  собственности. Не случайно поэтому  под банкротство все больше  подпадают жизнеспособные предприятия,  социально значимые объекты, способные  к нормальной деятельности, но  оказавшиеся в кризисной ситуации  не по своей воле и чаще  всего по вине государственных  и муниципальных органов. Осуществление  банкротства в подобных ситуациях  стало своего рода бизнесом  для отдельных предпринимательских  структур. Они в некоторых случаях  под любым предлогом уклоняются  от получения долга, добиваясь  поставленной цели: обанкротить  достаточно выгодного должника. Описанные действия кредитора  однозначно подпадают под нормы  ст. 10 ГК РФ и должны признаваться  злоупотреблением правом. Однако  в практике арбитражных судов  названный правовой институт  применяется крайне редко. Введение  предлагаемого критерия неоплатности  позволило бы устранить опасность  злоупотребления правом и необоснованного  банкротства.

 

 По новому Закону  о банкротстве 2002 г. юридическое  лицо, задолжавшее своему работнику  соответствующую сумму по заработной  плате или по другим основаниям, вытекающим, например, из трудовых  отношений, не может быть признано  банкротом по заявлению кредитора-работника.

 Так, гражданин Н.  обратился в арбитражный суд  с заявлением о признании ОАО  "Энергия" банкротом в связи  с тем, что должник не выплачивает  ему в течение более двух  лет 350 тыс. руб., взысканных по  решению районного суда в виде  компенсации по трудовому договору  об участии в строительстве  жилья хозспособом (в доперестроечный  период). По трудовому договору  со своей организацией гражданин  Н. был зачислен в строительный  цех, осуществляющий строительство  жилья, и ему организация должна  была предоставить соответствующую  жилплощадь, квартиру.

 До экономических преобразований  жилой дом построен не был,  государственное предприятие, заключившее  с гражданином Н. указанный  договор и обязавшееся предоставить  ему квартиру, было приватизировано  и неоднократно реорганизовано  с созданием впоследствии ОАО  "Энергия".

 Рассматривая требования  кредитора и возражения должника, арбитражный суд не нашел оснований  для учета задолженности при  определении наличия признаков  банкротства должника. При изложенных  обстоятельствах арбитражный суд  первой инстанции, руководствуясь  ст. 33 Закона о банкротстве 2002 г., отказал в принятии заявления  о банкротстве должника.

 Однако Федеральный  арбитражный суд Центрального  округа в кассационном порядке  судебный акт суда первой инстанции  отменил и направил дело на  новое рассмотрение суда, указав  на неправильное применение Закона  без указания конкретной его  нормы.

 При новом рассмотрении  арбитражный суд принял такое  же решение, как и в первый  раз, и оно вступило в законную  силу.

 Подчеркивая значимость  именно денежных обязательств  должника как признака банкротства,  законодатель указал, что требования  кредиторов по обязательствам, не  являющимся денежными, могут быть  предъявлены в суд и рассматриваться  судом, арбитражным судом в  обычном процессуальном порядке.

 Следует заметить, что  в отличие от предыдущих законов  Закон о банкротстве 2002 г. содержит  новую норму о текущих платежах. Под текущими платежами понимаются  денежные обязательства и обязательные  платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.

Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению  в реестр требований кредиторов. Удовлетворение требований кредиторов по текущим платежам осуществляется вне очереди и  вне рамок дела о банкротстве, т.е. в обычном исковом производстве.

 Рассматриваемое нововведение  имеет большую практическую значимость  особенно в тех процедурах  банкротства, в которых продолжается  экономическая деятельность должника, поскольку теперь новым кредиторам  не приходится получать удовлетворение  своих требований в одной очереди  с конкурсными кредиторами и  у них не утрачивается интерес  к продолжению партнерских отношений  с контрагентом, находящимся во  внешнем управлении или в процессе  другой реабилитационной процедуры.

 

Финансовое оздоровление в антикризисном правлении.

Анализ деятельности предприятий, находящихся в кризисном состоянии, показал, что они сталкиваются с  тремя основными проблемами: дефицитом  денежных средств и низкой платежеспособностью  вследствие невозможности своевременно выполнять свои платежные обязательства; недостаточным удовлетворением  интересов собственников, что проявляется  в снижении рентабельности собственного капитала предприятия; снижением финансовой независимости предприятия.

Чтобы выйти из кризисного состояния предприятию необходимо реализовывать мероприятия финансового оздоровления. Выбор данных мероприятий зависит от его возможностей по реструктуризации имущественного положения; увеличению уставного капитала; осуществлению технического перевооружения или модернизации производства; ликвидации задолженности по заработной плате и т.д. На выбор этих мероприятий оказывает влияние характер возникших финансовых проблем, специфика деятельности предприятия, его размеры, степень риска и другие факторы.

 

Наиболее целесообразна, с нашей точки зрения, следующая  последовательность действий при выборе мероприятий финансового оздоровления: анализ деятельности предприятия и  выявление наиболее острых финансовых проблем; определение допустимых вариантов  решения проблемы финансового оздоровления и формирование его стратегии; разработка программы финансового оздоровления предприятия; выбор основных мероприятий  повышения финансовой устойчивости предприятия; оценка альтернативных вариантов  мероприятий финансового оздоровления; анализ возможных последствий реализации выбранных мероприятий [2]. Основными  целями реализации мероприятий финансового  оздоровления предприятия являются: устранение неплатежеспособности, восстановление финансовой устойчивости, обеспечение  финансового равновесия в длительном периоде.

Информация о работе Досудебная санкция и финансовое оздоровление в антикризисном управлении