Государственное регулирование кризисных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 12:00, реферат

Описание работы

Спады и подъемы, финансовый крах и возрождение — непремен¬ные спутники экономики промышленно развитых стран. В эпицентре этих компонентов экономического развития находятся предприятия и домохозяйства, образующие фундамент жизнедеятельности об¬щества.
Общими для предприятия и для домохозяйства выступает стрем¬ление к устойчивому развитию, уменьшению бедности, получению лучшего образования, более высокому уровню питания и здраво¬охранения, чистой окружающей среде, большему равенству возмож¬ностей и свободы личности, более богатой культурной жизни.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...3
1. Классификация кризисов…………………………………………………………....4
2. Роль государства в антикризисном управлении…………………………………...6
3. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций…………………..11
3.1 Нормативно-законодательная деятельность………………………………...11
3.2 Финансовое регулирование…………………………………………………..12
3.3 Ценовая политика……………………………………………………………..13
3.4 Промышленная политика…………………………………………………….14
3.5 Социальная политика…………………………………………………………15
Заключение…………………………………………………………………………….18
Список литературы……………………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

антикриз. управление.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)


Министерство образования и науки РФ

Бурятский Государственный Университет

 

 

Кафедра «ГМУ»

Дисциплина «Антикризисное управление»

 

 

 

Реферат

на тему: «Государственное регулирование кризисных ситуаций»

 

 

 

Выполнила: Пономаренко К. О.

Группа 11102с

Проверила: Пивоваров А.В.

 

 

 

 

 

Улан-Удэ

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3

1. Классификация кризисов…………………………………………………………....4

2. Роль государства в антикризисном управлении…………………………………...6

3. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций…………………..11

3.1 Нормативно-законодательная деятельность………………………………...11

3.2 Финансовое регулирование…………………………………………………..12

3.3 Ценовая политика……………………………………………………………..13

3.4 Промышленная политика…………………………………………………….14

3.5 Социальная политика…………………………………………………………15

Заключение…………………………………………………………………………….18

Список литературы……………………………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Спады и подъемы, финансовый крах и возрождение — непремен­ные спутники экономики промышленно развитых стран. В эпицентре этих компонентов экономического развития находятся предприятия и домохозяйства, образующие фундамент жизнедеятельности об­щества.

Общими для предприятия и для домохозяйства выступает стрем­ление к устойчивому развитию, уменьшению бедности, получению лучшего образования, более высокому уровню питания и здраво­охранения, чистой окружающей среде, большему равенству возмож­ностей и свободы личности, более богатой культурной жизни.

В этой связи, естественно, возникают вопросы о том, можно ли предсказать экономическое будущее, как спасти предприятие или домохозяйство от краха, какова при этом роль государства, из чего складывается механизм государственного регулирования и др.

В условиях рыночной экономики главное внимание собственни­ков и менеджмента обращено к оптимизации решаемых ими задач. Так, предприятия стремятся к максимизации прибыли, а домохозяй­ства -- к более выгодному использованию своего дохода. Однако задача оптимизации может быть не только невыполненной, но и может возникнуть ситуация разорения домашнего хозяйства, краха предприятия, банкротства целых отраслей и даже гибель природы.

Каждое из этих явлений может происходить как по отдельности, так и во взаимосвязи. Разорение домашнего хозяйства может про­изойти из-за отсутствия денежных средств для оплаты расходов по его ведению и воспроизводству. Крах предприятий вызывается среди прочего тем, что после вычета всех расходов прибыль оказывается равной нулю или менее того. Разрушение культуры и образования происходит из-за отсутствия у государства средств на эти цели. Следствие подобных явлений — обострение социальной обстановки.

 

 

 

 

 

 

 

1.      Классификация кризисов

 

Нарушение равновесия приводит к кризису — явлению, по своей сути представляющему некий предел и обострение проти­воречий внутри прежнего способа регуляции. Кризисы можно классифицировать следующим обра­зом:

      кризис как результат «внешнего» шока. В этом смысле под кризисом  понимается ситуация, когда продолжение экономического развития той или иной географической общности оказывается за­блокированным из-за нехватки ресурсов, связанной с природными или экономическими катастрофами;

       циклический кризис. Здесь кризис представляет собой фазу устранения напряжений и неравновесия, накопившихся за время подъема в экономических механизмах и социальных процессах;

      структурный (большой) кризис. Любой случай, когда экономи­ческая и  общественная динамика входит в противоречие со спосо­бом развития, который придает ей постоянный импульс, т. е. любой случай проявления противоречивого характера долгосрочного вос­производства системы в целом;

      кризис системы регуляции. Ситуация, когда механизмы, свя­занные с существующей системой регуляции, оказываются не в со­стоянии изменить неблагоприятные конъюнктурные процессы, хотя режим накопления остается вполне жизнеспособным;

       кризис способа производства. Этот кризис характеризуется обострением противоречий, развивающихся в недрах наиболее важ­ных институциональных форм — форм, определяющих режим на­копления. В ходе кризиса оказываются нежизнеспособными самые важные закономерности, на которых базируются организация производства, перспективы прибыльного использования капитала, распределение стоимости и структура общественного спроса. Это ситуация, когда блокируется вся динамика воспроизводства данной конкретной экономики.

Выявить и обозначить причины подъема производства, колеба­ний конъюнктуры, стагнации и нестабильности -- такова цель ис­следовательской деятельности менеджера, государственного аппарата управления. Это главное условие для выработки и осуществления мер по государственному регулированию кризисных ситуаций.

Проблемы регулирования развития народного хозяйства широко обсуждались и в СССР. Однако само понятие «регулирование» применялось больше для обозначения государственной экономи­ческой политики. Например, государственное регулирование зара­ботной платы выражалось в утверждении тарифных ставок и долж­ностных окладов работникам, введении тех или иных систем оплаты труда. В принципе, централизованное планирование и управление было не чем иным, как формой государственного регулирования при осуществлении социально-экономической политики КПСС. Но государственное регулирование в директивно-плановой экономике и государственное регулирование в рыночной экономике как поня­тия имеют различия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Роль государства в антикризисном управлении

 

Анализ итогов реформ в современной России показывает, что их идеологи, взяв на вооружение лозунг «реальный социализм побеж­ден капитализмом», предприняли попытку перенести на страну прин­ципы развития экономики, распространенные в совершенно иных географических и исторических границах, проигнорировав тем са­мым уроки практики: режимы функционирования экономики раз­личаются во времени и пространстве. Наглядным подтверждением этого являются различные варианты капиталистического развития, например, в Германии, США, Швеции, Франции, Японии.

Рыночная экономика — это не самоцель, а средство. Поэтому усилия государства должны сосредоточиваться на поиске путей, на­правленных на максимальное использование имеющегося научно-технического и производственного потенциала, сохранение челове­ческого капитала, обеспечение широкой социальной поддержки реформ.

В соответствии с этим должны разрабатываться конкретные ме­тоды проведения активной промышленной и социальной политики, особое внимание следует уделять проблеме формирования всего многообразия институтов, без которых рыночная экономика нор­мально функционировать не может. Последнее очень важно для России. Ведь если даже предположить, что рынок — это саморегули­руемая система, что может быть верным только при очень жестких условиях, он тем не менее никогда не может быть самообразующейся системой. В нашей стране ныне — не рынок, на котором господст­вует чистая и совершенная конкуренция, а иллюзия рынка с процве­танием различных мафиозных образований.

В этих непростых условиях совсем не риторическим является вопрос: почему те же самые факторы, которые позволили институту - анализировать режим массового производства и потребления после второй мировой войны, ныне усугубляют структурный кризис, ха­рактерный для многих европейских стран?

Строго говоря, разгадка феномена механизма развития, разложения и упадка является одной из самых актуальных задач. Ей посвящены труды многих видных ученых мира. Для нас, россиян, осмысление этого феномена, как и всей современной теории регулирования, имеет непреходящее значение.

Центральная проблема развития -- это взаимодействие между правительством и рынком. Это вопрос не о том, вмешиваться или не вмешиваться государству в дела экономики. Мировой опыт под­тверждает, что рынок конкурирующих продавцов является пока лучшим способом эффективной организации производства и рас­пределения товаров и услуг. Однако рынок не может развиваться в вакууме, он нуждается в правовой и регулирующей основе.

И государство формирует такую основу для развития, защищая и охраняя права собственности, создавая правовые и другие регулиру­ющие системы, содействуя эффективной предпринимательской де­ятельности граждан и сохранению окружающей среды. Как рынок вообще отличается от его различных форм, так и государство дает знать о себе тоже различными способами и формами.

Вмешательство государства необязательно должно выражаться в организации какой-либо деятельности. Оно может выступать в виде регулирования частной активности, принимать форму финансовой поддержки или трансфертов благ и услуг, в иных проявлениях.

отношения между государством и рынком в четырех аспектах: развитие человека, внутренняя экономика, меж­дународная экономика и макроэкономическая политика. Эти сферы деятельности взаимосвязаны. Внутренняя экономика без чрезмер­ных «перекосов» вознаграждает тех, кто формирует свой человечес­кий капитал более бережно, чем это делает «перекошенная» эконо­мика. В то же время образование делает внутреннюю экономику более производительной благодаря тому, что ускоряется освоение новых технологий. Или другой пример: стабильная макроэкономика помогает внутренней системе цен, поскольку она рассеивает туман инфляции. Но эффективность микроэкономики также облегчает возможность поддерживать инфляцию на низком уровне: чем меньше нежизнеспособных предприятий, тем меньше потребность в субси­диях, усиливающих дефицит государственного сектора. Все четыре направления деятельности по праву заслуживают того, чтобы ими заниматься. Однако ввиду существования таких связей результаты, по-видимому, будут несоизмеримо более надежными, если все они будут осуществляться вместе.

Реформы предполагают коренные изменения в обязанностях государства, предприятия и гражданина. В условиях советской сис­темы экономические функции государства сводились в основном к удовлетворению запросов и потребностей не только людей, но и предприятий. В условиях рынка предприятия сами обеспечивают эффективность и прибыльность производства. Люди сами несут от­ветственность за поиск для себя работы и реализацию своих воз­можностей. Государство призвано отслеживать взаимосвязи между масштабами и скоростью преобразований и возникновением опас­ных тенденций, угрожающих социальной стабильности и безопас­ности страны.

Динамика выхода из кризиса, а затем и экономического роста определяется не силой и полновластием государства, а его способ­ностью поощрять развитие институциональных форм, адекватных времени. За кризисом, представляющим собой разрушение всего устаревшего и ведущего к пересмотру прежних представлений, важ­но разглядеть ростки нового, вокруг которых и должна совершаться перестройка всего экономического и социального пространства.

Эта функция государства обеспечивается наличием демократи­ческой власти, заинтересованной в социально ориентированном ха­рактере проводимых реформ, способной осуществлять политику в интересах общества в целом, а не каких-либо групп, кланов и элит. Следовательно, речь идет о превращении власти в нормально дейст­вующий структурный механизм общества, обеспечивающий спо­койную смену администраций в соответствии с волей избирателей и защищающий общество от монополизации власти. Решить эту задачу можно лишь при наличии государственного и общественного конт­роля за властью.

Для приведения в действие социальных факторов, получения их максимальной отдачи необходимо обеспечить ряд условий. Прежде всего это развитие законодательной базы и эффективных механизмов исполнения всеми законов. В обществе, где не создана государст­венно-правовая система, гарантирующая силой закона предупреж­дение разрушительных конфликтов, растет теневая экономика.

Теневики, как известно, не сообщают органам статистики о своем хозяйственном обороте. Поэтому прямая, статистически полная и достоверная оценка масштабов теневой экономики невозможна. Однако это не означает, что задача неразрешима.

Теневиков различают по характеру связи с производством. Часть из них участвует в производстве товаров и услуг, а другая — осущест­вляет перераспределение созданного продукта. Разнятся и субъекты теневой экономики, их интересы. Соответствующие типажи, опре­деляемые особенностями сфер функционирования, используемых методов и форм теневой деятельности, образуют своего рода пира­миду. На ее вершине — сугубо криминальные элементы, торговцы наркотиками и оружием, наемные убийцы, рэкетиры и т.д. Сюда можно отнести и классически коррумпированных представителей органов власти и управления, берущих крупные взятки, торгующих государственными должностями и интересами. Эти элементы форми­руют своеобразную надстройку теневой экономики, составляющую, по экспертным оценкам, от 5 до 25% всей пирамиды и обладающую значительными ресурсами, силой и влиянием.

По оценкам, размеры российского теневого капитала по отноше­нию к валовому внутреннему продукту сопоставимы по доле «зате­нения» экономики отдельных стран Латинской Америки, в которых она достигает 60—65%. Даже по официальным данным, как мини­мум, 25% доходов населения проходит в скрытой форме.

Информация о работе Государственное регулирование кризисных ситуаций