Инфляционные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 10:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы состоит в исследовании динамики современных инфляционных процессов.
Задачи работы:
– рассмотреть сущность инфляции, её виды и типы;
– проанализировать причины инфляции;
– исследовать теории инфляции;
– раскрыть последствия инфляции для экономики;
– рассмотреть процесс регулирования инфляции и управление инфляцией в экономике.

Содержание работы

Введение
1. Инфляция как экономический феномен
1.1 Причины инфляции, ее виды и формы
1.2 Теория инфляции. Механизмы проявления открытой и подавленной инфляции
2. Инфляции в российской экономике и проблемы её регулирования
2.1 Уровень инфляции в России в 2011-2012 году
2.2 Механизм реализации антиинфляционной политики
Заключение
Библиографический список
Приложение

Файлы: 1 файл

Инфляционные процессы (Восстановлен).doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

Рис. 3 Подходы к урегулированию инфляции.

Снижение инфляции не должно быть самоцелью текущей государственной  политики, для достижения которой применимы любые средства. В противном случае нынешние успехи в борьбе с инфляцией могут превратиться в будущие социально-экономические проблемы. При осуществлении антиинфляционных мер необходимо учитывать перспективы развития национальной экономики, необходимость повышения технического уровня производства и обеспечения устойчивого экономического роста.

Активная борьба с  инфляцией, называемая дефляционной политикой, обычно приводит к падению темпов роста ВВП и даже его сокращению (дефляции) 14.

Конкретные методы сдерживания  инфляции, «дозировка» и последовательность применения привлекаемых «для лечения  лекарств» зависят от постановки правильного «диагноза». Поставить  «диагноз» — значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и глубине «заболевания».

Инфляция может носить монетарный или преимущественно структурный характер; ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты (бегство от дешевых денег) или неоправданным снятием ограничений на цены, на ценообразующие товары (топливо, транспорт, сельскохозяйственное сырье).

Стимулируют инфляцию и  дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей. Практически  действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер; они постоянно уточняются и корректируются.

Вполне очевидно, что  управление инфляцией в условиях реформируемой экономики предполагает использование как апробированных, так и нестандартных мер, учитывающих природу инфляции, ее причины, методы проявления. По сути дела, в нашей стране следует вести речь об особой форме инфляции, порождаемой конкретными условиями, противоречиями переходного периода15.

Следует признать, что  ни в России, ни в большинстве  других стран, вставших на путь системных экономических реформ, расчеты на быстрое укрощение стихии цен и пробуждение заинтересованности у производителей не оправдались. Запустить новую систему хозяйственного регулирования оказалось далеко не просто. Переход от одной системы к другой — от централизованно управляемой к основанной на действии рыночных сил —натолкнулся на беспрецедентные проблемы, которые не были предвидимы ни в деталях, ни в целом. Управлять инфляционным процессом в переходной экономике оказалось необычайно трудно. Возник новый тип инфляции, который не отвечает привычным оценкам и слабо реагирует на традиционные методы воздействия. В условиях затяжного инфляционного «заболевания» складывалась ситуация своего рода консервации инфляционного климата, негативного или непредвиденного реагирования на попытки вывести экономику из состояния инфляционного шока.

Одним из возможных путей  регулирования инфляции является тргетирование. Режим таргетирования инфляции (inflation targeting) подразумевает публичное объявление целевых значений инфляции на определенную перспективу, а стабильность цен становится долгосрочной целью. Другие цели, такие как полная занятость или относительная стабильность обменного курса, также могут учитываться, но являются второстепенными. При этом если власти четко придерживаются поставленных целей и добиваются их, режим таргетирования инфляции ведет к снижению инфляционных ожиданий.

Режим таргетирования инфляции является достаточно новым методом денежно-кредитной политики, который тем не менее уже сейчас широко распространен в мире. Впервые о переходе к прямому таргетированию уровня инфляции заявила Новая Зеландия в 1990 г. Впоследствии этот режим был применен денежными властями Канады, Великобритании, Швеции, Финляндии, Австралии, Испании, Израиля, Чехии и Чили. Сначала таргетирование инфляции использовалось исключительно в развитых странах, а развивающиеся страны практически повсеместно использовали режим фиксированного обменного курса. Однако уже в конце 1990-х годов его начали использовать развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. В настоящее время 23 страны применяют таргетироваиие инфляции, из которых лишь 7 являются развитыми.

На протяжении ближайших лет число стран, использующих режим инфляционного таргетирования будет расти. Опрос, проведенный экспертами МВФ среди представителей денежных властей 88 развивающихся стран и стран с переходной экономикой, показал, что более половины этих стран скорее всего перейдут в ближайшее время к инфляционному таргетированию. Более того, практически три четверти стран из их числа планируют перейти к таргетированию инфляции в 2012 г.

До недавнего времени  в экономической литературе доминировала точка зрения, согласно которой режим  таргетирования инфляции является гораздо  более требовательным к институциональной  и макроэкономической среде по сравнению  с альтернативными режимами денежнокредитной политики. Достаточно жесткие условия, при выполнении которых считалось целесообразным переходить к таргетированию инфляции, заставляли развивающиеся страны и страны с переходной экономикой очень нерешительно подходить к реализации нового режима денежно-кредитной политики. Такая точка зрения подробно изложена в работе Б. Айхенгрина и др., авторы которой утверждали, что без необходимых технических навыков и независимости ЦБ не стоит и пытаться переходить к таргетированию инфляции. Более того, в исследовании рекомендовалось развивающимся странам, перешедшим к использованию инфляционного таргетирования, вернуться к режимам денежно-кредитной политики, которые они применяли ранее.

В последнее время, после  того как стали очевидны положительные  результаты, достигнутые странами, перешедшими к режиму таргетирования инфляции, в экономической литературе также стала преобладать более нейтральная точка зрения. Например, А. Караре и др. утверждают, что не существует абсолютно жестких условий, выполнение которых необходимо для внедрения режима инфляционного таргетироваиия. Другими словами, невыполнение каких-либо из ряда условий не должно становиться препятствием для перехода к инфляционному таргетированию. По мнению Е. Трумэна, многие из условий, указываемых в качестве необходимых для успешного применения режима таргетирования инфляции, являются на самом деле желательными, а не обязательными16.

Стоит отметить, что большая  часть таких условий на самом  деле относится не только и не столько  к режиму таргетирования инфляции, сколько к любому режиму денежно-кредитной политики. Более того, практика показывает, что выполнение жестких технических условий может оказаться менее важным, чем постоянное улучшение таких условий после перехода к таргетированию инфляции. Перечислим эти условия, а также оценим степень их выполнения в Российской Федерации.

1. Институциональная  независимость: центральный банк  должен обладать легальной автономией  и не испытывать давления со  стороны властей, которые могут  привести к возникновению конфликтов с объявленной целью по инфляции.

2. Высокая квалификация  аналитиков и надежная, статистика: для эффективного применения  режима таргетирования инфляции  ЦБ должен быть способен достоверно  ее прогнозировать.

3. Требования к структуре  экономики: успешная реализация режима таргетирования инфляции требует, чтобы цены в стране были свободными, экономика не испытывала сильной зависимости от цен на экспортируемое сырье и колебаний обменного курса, а долларизация экономики была минимальной.

4. Развитая финансовая  система - для обеспечения стабильности финансовой системы при осуществлении таргетирования инфляции и эффективной работы трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики необходимы устойчивая банковская система и развитые финансовые рынки.

Таким образом, ни одно условие в РФ не выполнено полностью. Однако очевидно, что все приведенные условия важны для любого режима денежно-кредитной политики, а некоторые из них являются более значимыми для режимов, альтернативных таргетированию инфляции. В частности, независимость ЦБ от фискальных властен и бюджетно-налоговая политика, направленная на поддержание соответствующего режима, являются более значимыми для режима фиксированного обменного курса, чем для инфляционного таргетирования. В то же время, конечно, есть и такие условия, которые более важны для успешного осуществления именно таргетирования инфляции, например наличие качественной статистики по макроэкономическим показателям страны.

 

 

 

Заключение

 

В настоящее время  инфляция — один из самых болезненных  и опасных процессов, негативно воздействующих на финансовую, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция не только означает снижение покупательной способности денег, но и подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как  прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается не просто следствием «злой воли» и непродуманных акций государственных чиновников, а неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции (в различных его проявлениях) носит весьма устойчивый, трудно управляемый характер.

В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может  рассматриваться в качестве неотъемлемого  элемента хозяйственного механизма. Однако для них она не представляет серьезной  угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов. В США, Японии, странах Западной Европы преобладает тенденция замедления темпов инфляции.

В отличие от Запада в  России и большинстве других стран, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс с трудом поддается сдерживанию и регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность).

Управление инфляцией  представляет важнейшую проблему денежно-кредитной  и в целом экономической политики. При всей значимости сокращения государственных  расходов, постепенного сжатия денежной массы требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них — стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Нормализация денежного  обращения и противодействие  инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно  проводимых в жизнь.

 

 

Библиографический список:

 

  1. Андрианов В. Инфляция и методы ее регулирования // Маркетинг. - 2009. - № 4. - С.3-18.
  2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. – Новосибирск: ЮКЭА, 2011. – 528 с.
  3. Баранов А.О. Соотношение монетарных и немонетарных факторов в формировании инфляции в России / А.О.Баранов, И.А.Сомова // ЭКО. - 2010. - № 11. - С.35-42.
  4. Баранова Е.П. Инфляция и международные экономические отношения капиталистических стран. М.: Финансы и статистика, 1989.
  5. Барр Р. Политическая экономия. В 2-х т. – М.: Международные отношения, 2011. – т.2. – 752 с.
  6. Белоусов Р., Белоусов А., Белоусов Д. Инфляция: факторы, механизм, стратегия преодоления. //Экономист. 2009. №4. с. 40-46.
  7. Булатов А.С. Экономика. – М.: Юристъ, 2010. – 896 с.
  8. Видяпин В.И. Экономическая теория (политэкономия). – М.: ИНФРА-М, 2007. – 560 с.
  9. Гамза В.А. Инфляция в России: аналитические материалы // Деньги и кредит. - 2009. - № 3. - С.58-70.
  10. Герасименко В.В. Теория переходной экономики: микроэкономика. В 2-х т. – М.: ТЕИС, 2011. – т.1. – 317 с.
  11. Динкевич А.И., Игнацкая М.А. Первая половина 90-х: уроки экономического кризиса в России //Деньги и кредит. 2010. №4. с. 23-30.
  12. Красавина Л.Н. Инфляция и антиинфляционная политика в России. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 256 с.
  13. Красавина Л.Н. Регулирование инфляции как фактор экономической стабильности //Финансы. 2007. №4. с. 36-39.
  14. Красавина Л.Н., Баранова Е.П. Комплексная антиинфляционная политика как составная часть стратегии экономического роста //Банковское дело. 2009. № 5. с. 14-20.
  15. Кудрин А. Инфляция: российские и мировые тенденции // Вопросы экономики. - 2010. - № 10. - С.4-26.
  16. Курьянов А.М. Антиинфляционная политика: актуальные проблемы и направления совершенствования // Микроэкономика. 2009. № 2.
  17. Лившиц А.Я., Никулина И.Н. Введение в рыночную экономику. – М.: Высшая школа, 2011. – 447 с.
  18. Макконелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс. В 2-х т. – М.: Республика, 2005. – т.1. – 400 с.
  19. Мэнкью Г.Н.  Макроэкономика. – М.: МГУ, 2011. – 736 с.
  20. Пашковский В.П. Предпосылки и последствия инфляционных процессов в России //Общество и экономика. 2007. №1. с. 106-120.
  21. Пашковский В.С. Особенности инфляционных процессов в России // Деньги и кредит. - 2011. - № 10. - С.49-54.
  22. Плышевский Б.П. Инфляция в российской экономике //Финансы. 2011. - №8. с. 58-61.
  23. Полтерович В.М. Снижение инфляции не должно быть главной целью экономической политики России // Экон. наука соврем. России. - 2009. - № 2. - С.40-49.
  24. Смирнов В. Инфляция и трудовые доходы / В.Смирнов, Т.Лукьянчикова // Экономист. - 2010. - № 2. - С.48-54.
  25. Фетисов Г.Г. Инфляция и обеспечение стабильности уровня цен. Часть I // Экон. наука соврем. России. - 2010. - № 1. - С.127-136.

Информация о работе Инфляционные процессы